Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роковое отцеубийство» и религия




Мышление, лежащее в основе навязчивых неврозов напоминает анимистическое и магическое мышление тотемных народов

З.Фрейд писал: «Самое близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения также не мотивированы и происхождение их загадочно. Они возникли каким-то образом и должны соблюдаться вследствие непреодолимого страха. Внешняя угроза наказанием излишня, потому что имеется внутренняя уверенность (совесть), что нарушение приведет к невыносимому бедствию. Самое большее, о чем могут сказать больные, страдающие навязчивостью, – это о неопределенном чувстве, что, благодаря нарушению запрета, пострадает какое-нибудь лицо из окружающих» (с.14).

Сходство между анимизмом тотемных племен и обрядами невротиков, страдающих навязчивыми состояниями, побудили Фрейда искать более глубокие связи с религиозностью. Он обнаружил соответствие между основными запретами тотемизма против убийства тотемных животных и против вступления в половую связь с определенными членами сообщества.

Тотем З.Фрейд рассматривает в двух аспектах.

Эдипов комплекс (желание устранить отца и желание обладает матерью) действительно представляет собой тотем отца, чему он приводит следующие доводы. Сами члены племени считают, что они являются потомками тотема и формируют у маленьких детей боязнь конкретного вида животных. З.Фрейд считает данную фобию животного как проекцию амбивалентного чувства к отцу.

Однако, З.Фрейд ставит вопрос какой тотем пришел первым: «отца» или «животного». По его мнению, древним племенем единолично владел о мощный и жестокий ревнивый мужчина, который овладел всеми женщинами и который устранил или убил всех соперников, включая своих сыновей.

Однажды братья, которые были изгнаны, собрались вместе, убили и съели своего отца и привели, таким образом, к концу патриархальность племени. Вместе они стали успешно делать то, что было бы невозможным для них в отдельности. Насильственное удаление отца, без сомнения, было следствием страха перед отцом и зависти к модели его поведения. В акте его пожирания, они выполнили свою идентификацию с ним.

Их дело было чудовищным, братья оказались переполнены раскаянием, ибо они любили и восхищались отцом. Кроме того, при смерти отца они стали соперниками между собой за обладание женщинами. Обремененные чувством вины и перед лицом неминуемого краха их социальной организации, «они осудили свое дело и запретили убийство тотема, заменившего их отца, и они отказались от поведения по предъявлению своих претензий к свободным женщинам».

Таким образом родились два основных табу тотемизма.

Эти страшные события жили в воспоминаниях сыновей и вскоре стали отмечаться и символически повторяться в тотемических праздниках.

З.Фрейд ссылается на исследования семитских религий R.Smith’а, который пришел к заключению, что до появления антропоморфных божеств, периодические ритуальные убийства и коммунальных поедание священного тотемного животного был важным элементом тотемизма, который он считается отправной точкой всех религиозных традиций. Согласно толкованию З.Фрейда поедание тотема представляет собой временную приостановку раскаяния по отношению к отцу и активизирование усилий по захвату его полномочий. Таким образом, в религии тотем сохраняет двойственность и подразумевает комплекс Эдипа (с. 63).

З.Фрейд полагает, что христианская доктрина искупления является особенно неприкрытым свидетельством «виновности в первобытном действии». Искупление Христом человечества первородного греха понимается З.Фрейдом как освобождение от греха убийства. Результатом жертвы Христа стало примирение с Богом-Отцом и предполагает искупление греха отцеубийства.

Двойственное отношение сына к отцу и играет здесь определенную роль. Через искупительную жертву. Христос стал Богом, и теперь заменяет отца и выступает как центр религиозной преданности. Древнее поедание тотема возрождено в виде Евхаристии - символического потребления Тела и Крови Христовой. Она служит средством идентификации с сыном в своей новой роли - в качестве «новой ликвидации отца или повторения первичного греховного дела».

Вторая книга З.Фрейда, посвященная вопросу возникновения религий была «Человек Моисей и монотеистическая религия» (в других переводах «Этот человек Моисей», «Моисей, его народ и монотеистическая религия») была намного более резкой, чем «Тотем и табу». Там он исследовал зарождение религии в доисторические времена, здесь он одним ударом подрывал основы еврейской веры и христианской церкви.

В зарождении иудаизма З.Фрейд рассматривает в тех же аспектах, как и зарождение монотеистической религии в работе «Тотем и табу».

Формирование еврейской традиции, согласно представлениям З.Фрейда начинается с спекуляций о происхождении ее основателя – Моисея. З.Фрейд, ссылаясь на Отто Ранка, отмечает, что сам Моисей был не иудеем. Он полагает, что легендарное спасение младенца Моисея египетской принцессой служит для сокрытия его подлинной личности. В действительности, считает Фрейд, Моисей был египтянином, вероятно, из аристократической семьи и, возможно, высокое должностное лицо или священник.

Согласно реконструкции З.Фрейда, Моисей входил в узкий круг последователей Эхнатона, египетского фараона, который ввел монотеистический культ бога солнца Атона. Когда фараон умер и его народ вернулся к своим старым религиозным традициям, Моисей обратился к рабам-евреям, которых он выбрал в качестве объекта своей проповеди. Он проповедовал им религию Атона распространил среди них египетский обычай обрезания, и со свитой из своих ближайших последователей (левиты, по Фрейду) вышел из Египта.

Блуждающие евреи неоднократно пытались свергнуть тираническое управление Моисея, пока в один страшный день они, наконец, его убили. Левиты сохранили память о Моисее и его учения и несколько поколений позднее еврейские племена перешли под влияние новой религии Моисея, сконцентрировав усилия на поклонение единому Богу, а не кровожадным и демоническим местным языческим божествам.

По мнению З.Фрейда, евреи в долгу перед своей религией. В их концепции единого всемогущего Бога имеется идея избранности евреев, т.е. Бог даровал им особую милость. Однако они также несут бремя убийства отца-Моисея. Страдание по поводу того, что они убили Моисея, стимулирует надежду на мессию, как возвращение убитого отца. Упорный отказ евреев видеть мессию в Христе и тем самым признать христианство, обусловлено их чувством вины, которое побуждает их к все новому и новому моральному аскетизму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.