КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умышленные депривации в религиозном опыте
Д.М.Вульф (D.M. Wulf) отмечает, что психологические состояния могут быть специально изменены посредством управления физиологическими процессами (с. 61-88). Первый класс таких приемов, выделенных им, заключается в уменьшении или временном лишении определенных ресурсов, необходимых для жизни. Такая практика, которая, зачастую, осуществляется в одиночестве и часто приводит к экстазу и даже галлюцинаторным состояниям. Второй класс состоит из различных практик, связанных не с их сокращением, а с активизацией телесных движений и сенсорной стимуляцией в присутствии других участников. Кульминацией этого действия бывают трансовые состояния негаллюцинаторного характера или даже физический коллапс. К практикам, сопровождающихся физиологическими депривациями Д.М.Вульф (D.M. Wulf) отнес пост, лишение сна, сенсорную депривацию, замедление дыхания. Иногда они практикуются лишь отдельными личностями, которые рассматривают их как средство духовной дисциплины. Однако они часто предусмотрены традициями и как акт религиозного послушания добросовестно выполняются преданными массами. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) полагает, что последствия такой практики будут значительно различаться, в зависимости ожидания тех, кто занимается ими. Пост и голодание. Наиболее распространенной является практика частичного или полного воздержания от пищи и питья в течение указанного периода времени. Следует отметить, что пост не имеет обычно цели создания измененных состояний сознания. Пост имеет далеко не субъективную цель. Например, пост может быть проведен как акт траура. Безусловно, это естественная реакция на горе, но иногда оно является также средством умилостивить или отвести призрак умершего. Пост можно также рассматривать как способ очищения тела при подготовке к определенным ритуальным действиям, церемониям или праздникам. Кроме того, он может служить актом покаяния, т.к., переживая неудобства или страдания, связанные с воздержанием, человек может надеяться получить милость высших сил и предотвратить дальнейшие наказания. Аналогичным образом, воздержание часто используется в качестве средства побудить Бога или другого человека даровать магические силы. Каким бы ни был повод для поста, однако лица, соблюдающие его, признают, что он произвел субъективный эффект: появлялись яркие сны и видения или уменьшались сексуальные желания. В связи с этим пост используется также как средство поиска пророческих откровений и техника духовной дисциплины. В религиях пост и голодание насыщаются собственным смыслом. Мусульмане считают пост важнейшим компонентом своей веры. Это один из пяти столпов ислама. В течение одного лунного месяца каждого года (Рамадана) все трудоспособное мусульман, за исключением военнослужащих и детей младшего возраста, должны воздерживаться от всякой пищи и питья от восхода до заката, после чего все могут есть и пить в меру.. Православная церковь во время поста запрещает к употреблению все продукты животного происхождения за исключением рыбы. От строгого соблюдения правил освобождаются беременные и кормящих женщины, маленькие дети и тяжелобольные. Общее число дней поста составляет 110 и 150; для особо благочестивых – может составить 220 дней. При этом результатом такой «религиозной преданности» в виде массового голода, по данным Д.М.Вульфа (D.M. Wulf), является высокий уровень младенческой смертности, широко распространенные заболевания, физическая и психическая отсталость и алкоголизм. Как проявление религиозной преданности во многих культах имеет место «священная анорексия». Среди особо благочестивых джайнов в Индии, которые ищут спасения главным образом за счет аскетической практики, как наивысшее выражение Ахимсы, распространена практика добровольной смерти от голода. С другой стороны Д.М.Вульф (D.M. Wulf) сообщает сведения, что некоторые редкие люди, выживали без пищи, а иногда и без воды, несколько лет. Обычно, человек может жить без воды лишь несколько дней, а без пищи – один, два месяца. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) также ссылается на иезуитского ученого Герберта Терстон, который представил список благочестивых католиков, живших годами без еды. Среди самых известных постников является Терезы Нейман Коннерсройт, простая крестьянка, не принимавшая никакой пищи или жидкости с 1926 вплоть до своей смерти в 1962 году. По данным Белла, на которого ссылается Д.М.Вульф (D.M. Wulf) признаки «священной анорексии, выявлена более чем в половине из 170 исследованных им итальянских женщин-святых. Для понимания сути поста и голодания в религиозной практики Д.М.Вульф (D.M. Wulf) проанализировал работы по физиологии голодания. Он делает вывод, что необходимо различать голодание, осуществляемое человеком во имя какой-нибудь значимой цели, например, духовного развития, и голодание ради научных целей, в которых исследователи заинтересованы прежде в получении негативных результатов. Если голодание практикуются лицами, которые намерены получить положительные результаты, оно имеет вполне конструктивные последствия, например, повышение концентрации внимания, четкости и яркости сознания, составляющих определенный религиозный опыт. Оно дает возможность контролировать телесные желания, успокаивает нервно-мышечное напряжение. Лишение сна, как воздержание от пищи используется в религиозной практике. Отказ от сна часто является частью подготовки к ряду ритуалов. Серьезные последствия недосыпания было наглядно продемонстрированы современными исследованиями. Было выявлено, например, что лишение сна всего лишь в течение трех или четырех дней провоцирует развитие психотических симптомов, в том числе, бредовых идей, визуальных или тактильных галлюцинаций, Такие же реакции, по мнению Д.М.Вульфа (D.M. Wulf), могут возникать и среди святых и мистиков (с. 66-67 ) Ограничение внешнего воздействия (сенсорная депривация). Еще одним условием нормального психологического состояния является оптимальный уровень сенсорной стимуляции. Слишком большая или слишком маленькая стимуляция может вызвать целый ряд патологических симптомов. Из этих крайностей, сокращение в той или иной степени стимуляции было использовано среди людей и общин, стремящихся углубить религиозное сознание. Как указывает У.Хокинг, 6на которого ссылается Д.М.Вульф (D.M. Wulf), одиночество является основой мистики, и его добиваются различными способами и в разных контекстах. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) отмечает, что в некоторых традициях для поиска «духовного убежища», для того, чтобы устранить все отношения с другими людьми и отвлечься от цивилизации, люди уходили в горы, лес или пустыню. В истории известны случаи временного проживания в дупле или горной пещере, нахождения в неподвижности в верхней части столба или на ветке дерева. Все это сужает внешний мир реальности. В религиозных общинах, которые уединяются в лесу или в пустынной местности, имеют серые слабо меблированные жилища, также сокращена сенсорная стимуляция. В этих общинах, как правило, жизнь основана на упрощенных правилах: используются обеты молчания, периодические уединения в отдельных камерах, а также длительные периоды созерцания. В христианских традициях существует практика inclusio, при которой последователи сами закрыли себя в небольших, узких клетках, часто при монастыре или церкви. Известная отшельница XIV в. Джулиана из Norwich, например, провела последние годы своей жизни в небольшой комнате. Три небольших окна позволили ей поговорить с доверенными лицами, общаться со слугами, слышать мессу и причащаться. Экспериментальное исследование сенсорной депривации в течение даже нескольких часов показали, оно может привести к ряду драматических явлений: деперсонализации, нарушения образа тела, слуховым и зрительным галлюцинациям, расстройствам интеллекта, колебаниям эмоционального состояния. Еще более выражены эти стрессовые эффекты на второй день депривации. Однако такая радикальная депривация для религиозных целей является редкой. Наиболее распространенной является религиозная практика социальной изоляции. Исследования моряков, потерпевших кораблекрушение, заключенных в одиночную камеру и лиц, путешествующих в одиночестве на малых самолетах или судах, показали, что социальная изоляция, особенно в сочетании с однообразием окружающей среды и рутиной, может дать последствия, аналогичные экспериментальной сенсорной депривации. Таким образом, результаты этих исследований помогают понять религиозную практику, т.к. они имеют сходство в физиологических процессах (с. 67-69). Контроль дыхания. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) отметил, что среди основных организменных ресурсов, на которые систематически налагаются ограничения для достижения религиозных целей является кислород, без которого мы обычно не можем прожить в течение более чем несколько минут. Смена ритма дыхания или задержка дыхания, как средство изменения доли кислорода и углекислого газа в крови, являются методами, менее широко практикуемыми, В исламской мистической практике зикры[1] последователь в предписанной позе беспрестанно повторяет имя Бога приняв необходимый дыхательной ритм. В даосской традиции перевод дыхания на более удлиненный ритм рассматривается приемом «мистической физиологии», который, как полагают, продлевает жизнь тела. Д.М.Вульф (D.M. Wulf), ссылаясь на Bloom’а, Элиаде, Wunderle, отмечает, что в восточно-христианской монашеской традиции, распространенной в двенадцатом веке и именуемой исихазмом, контроль дыхания является ее неотъемлемой частью. Главная практика бесконечныго повторения Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!» последователь задает ее ритм в соответствии с ритмом пульса и дыхания. Дыхание служит также центром внимания в буддийской тхеравады и практики дзен, но в этих случаях она не направлена на его изменение. Здесь применяются иные практики, приводящие к автоматическому изменению дыхания, и его обычного ритма. Искусство контроля дыхания наиболее развита в йоге. Из восьми этапов становления йога способность контролировать дыхание, или пранаяма, занимает четвертое место. Пранаяма почти всегда осуществляется в одной из медитативных поз, с предельной сознательной концентрацией. Особый упор делается на проведение отдельных составляющих дыхательного ритма, которые могут длиться три или более минут, при этом обе ноздри могут быть закрыты пальцами. Контроль дыхания, несомненно, влияет на психологические состояния человека, но, в основном, как полагает Д.М.Вульф (D.M. Wulf), он позволяет контролировать состояние возбуждение.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |