КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы чувств и религия
Асимметрии мозга и религии Исследование связи религиозного опыта с анормальной электрической активностью в височных долях подразумевает, что такой опыт является исключительным и патологическим. Несколько иной подход поиска локализации религиозного опыта в мозгу был вдохновлен современными исследованиями мозговой латеризации. Известно, что головной мозг состоит из двух полушарий, в которых сосредоточены определенные специализированные функции. Известно, что языковые функции чаще всего находится в левом полушарии, поражение которых может существенно повлиять на речевое поведение субъекта. В отличие от речевого левого полушария правое полушарие доминирует при зрительно-пространственной ориентации человека. Факт латерализации дал основание предполагать, что данные специализированные функции двух половин мозга в определенной степени являются антагонистическими, и у отдельных индивидов мозг может развивать только одну из этих функций в ущерб другой. Латеризация левого полушария способствует развитию рационального мышления, логического анализа, языковых и математических способностей; а правого - музыкальных способностей, эмоционального реагирования, синтетического или целостного восприятия. В связи с этими научными находками у исследователей религиозности возникли идеи возможной ее латеризации. Д.М.Вульф (D.M. Wulf) выявил, что многие исследователи пытаются связать религиозность с доминирующей активностью правого полушария (с.96-98). Д.М.Вульф (D.M. Wulf) приводит в своей книге также данные психолога J.Jaynes, которая новом свете излагает религиозную историю человечества (с. 98-101). J.Jaynes утверждает, что сознание в современном его понимании возникло лишь совсем недавно - в 1000 г. до н.э. До этого, человек обладал амбидекстрией (равным соотношением функций левого и правого полушария), что позволяло галлюцинирующему правому полушарию посылать левому полезные сообщения от богов. Амбидекстрия позволяет воспринимать эти божественные послания и вырабатывать средства, с помощью которых они могли бы быть определены и поставлены под общественный контроль (функция левого полушария). Питерский ученый Ю.М.Зенько впервые обратил внимание на то, те или иные религиозные ориентации людей формируют не только с их убеждения, но и специфическое сенсорное восприятие мира. Он опирается на представления Б.Г.Ананьева и В.М.Бехтерева о ведущей афферентации человека, которая обусловлена относительной неравномерностью в развитии разных видов чувствительности: зрения слуха, хемочувствительности и осязания. Эти зрительные, слуховые и гаптические особенности лимитируют индивидуальную познавательную деятельность. В связи с этим они выделили слуховой, зрительный, осязательно-моторный (двигательный) типы человека. Постоянное и длительное доминирование определенных сенсорных модальностей на индивидуальном уровне может привести к аккумулированию и закреплению их свойств на уровнях социальном и культурном (в том числе и религиозном). Таким образом создается определенная специфика в представлении целостного образа мира. Например, при доминировании осязательно-моторных компонентов – это мироощущение и мирочувствование, при доминировании слуха – мирослушанье (Ю.М.Зенько в качестве примера приводит пифагорейское представление о музыке небесных сфер). При этом зрение, по мнению Ю.М.Зенько, открывает внешний мир и ориентирует человека вовне (экстравертирует), а слух больше направляет человека внутрь (интравертирует) (Ю.М.Зенько, с. 191-192). При этом Ю.М.Зенько отмечает, что западная культурная традиция связана с доминированием зрительной модальности или пространственного восприятия мира, а Восток больше ориентирован на слух или хронометрическое (временное) мировосприятие. Однако Ю.М.Зенько обнаруживает расхождение в доминирующей афферентации и в христианстве. Так, он отмечает, что на христианском Западе в целом с большим пиететом относятся к зрению. Он ссылается на Иоанна Златоуста (западная традиция христианства), который называет блага этой жизни «видимыми», а «слышимое» сопоставляется у него с будущим и вечными благами по воскресении. С другой стороны, цитируемый им Нил Синайский (восточная традиция христианства) критиковал зрение, указывая, что оно в чувственном опыте различает только более грубое. Ю.М.Зенько считает, что католичество больше строится на зрительном принципе, а протестантизм — на слуховом (христ.: Флоренский. Т. 2. 1990, с. 38). В качестве аргумента он приводит внешний вид и внутреннее убранство католического и протестантского храмов. В католическом храме все пытается действовать в первую очередь на зрение: скульптура, барельефы, фрески и т. д. Протестантский же храм предназначен для слуха, для слова — отсюда его хорошая акустика. Последним не преминули воспользоваться в советское время, используя протестантские храмы для студий звукозаписи и концертных залов. Но зато обратный переход протестантских храмов от светского их использования к религиозному довольно прост: достаточно небольшого косметического ремонта и кафедры для проповеди (Ю.М.Зенько, с. 194-198). Исторически православное христианство в России складывалось под влиянием византийской (восточно-христианской) традиции. При этом Россия географически находится между Западом и Востоком. Эта промежуточность православия, по мнению Ю.М.Зенько, проявляется на сенсорном уровне как синтез зрительного и слухового типа. Ссылаясь на А.Ф.Самойлова, он делает интересный вывод, что синтезом зрения и слуха (пространства и времени) является кинестетика («мышечное чувство») или движение. В подтверждение этого положения он ссылается на такую древнерусскую религиозную традицию как странничество, то есть движение от «града земного» к «граду грядущему». Странничество было широко распространено на Руси и в последующие времена. Отсюда песни и фольклор, связанные со странниками, путешествиями в Святую землю, поисками Беловодья — царства справедливости — и других особых земель. Ссылая на Ю.М.Лотмана, Ю.М.Зенько пишет, что движение в географическом пространстве становилось перемещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, верхняя ступень которой находится на небе. Стремление к святости подразумевало необходимость отказаться от оседлой жизни и отправиться в путь. При этом длительное путешествие по народному мнению увеличивает святость человека. Доминирование осязательного восприятия мира Ю.М.Зенько обнаруживает в языческой религиозной традиции, а также в современных сектах, в которых имеется большой удельный вес таких традиций как поцелуи, наложение рук, рукопожатий и т.п. (Ю.М.Зенько, с. 203-205). Д.М.Вульф (D.M. Wulf) в своей книге «Psychology of religion» представляет и критику биологического подхода в психологии религий. Легкость, с которой были сделаны выводы в этой области, особенно встревожили психологов религии, многие из которых выступили против любых усилий по рассмотрению религиозного опыта с позиций физиологии. По мнению многих психологов психология должна использовать свою собственную терминологию и теорию, а не концепции, заимствованные из физиологических или биологических наук, физиология не только не может объяснить неисчерпаемые богатства духовной жизни, но и вводит в опасное заблуждение некритичного читателя, снижая у него чувствительность к сложным реалиям человеческого опыта. Литература 1. Wulf D.M. Psychology of religion: classic and contemporary views. – New York: John Wiley &Sons, 1991. - 640 p. (С.41-110). 2. Зенько Ю.М. Психология религий. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.
Контрольные вопросы 1. Кто является ведущим основателем биологического подхода в исследовании религии? 2. С чем С.Холл обнаружил «сходство и коварианты» религии? 3. Каким периодам развития человека соответствуют эволюционные этапы религиозного развития? 4. Какие типы телосложения, по мнению Кречмера, доминируют среди религиозных лидеров? 5. Какие виды физиологической депривации используются в религиозной практики? 6. Какие виды возбуждения активности используются в религиозной практики? 7. Какие заболевания и психические расстройства активизируют религиозные чувства? 8. С активностью какого полушария многие исследователи пытаются связать религиозность? 9. С какой доминирующей модальностью, по мнению Ю.М.Зенько, связана западная и восточная культурные традиции? 10. С какой доминирующей модальностью, по мнению Ю.М.Зенько, связана западная христианская традиция? 11. На каких модальностях, по мнению Ю.М.Зенько, строятся католичество и протестантизм, и в чем это проявляется? 12. На какой модальности, по мнению Ю.М.Зенько, основано православие и в чем это проявляется? 13. В чем проявляется несостоятельность биологического подхода в исследовании религии?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |