Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика муниципального управления




ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ. КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Вопросы для рассмотрения

1. Специфика муниципального управления.

2. Муниципальное управление как форма организации муниципальной деятельности.

3. Стратегический подход к муниципальному управлению в муниципальном образовании.

4. Характеристика основных элементов управленческого цикла на муниципальном уровне.

 

В предлагаемой лекции основное внимание будет уделено рассмотрению одного из центральных вопросов учебного курса – анализу процесса муниципального управления на уровне муниципального образования.

 

1.1. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности и система

Муниципальное управление в условиях становления местного самоуправления в трансформационном российском обществе связывается с управлением воспроизводством и развитием местных сообществ, а также социально-экономическим развитием городского или сельского поселения как территорий их проживания.

Муниципальное управление как вида управленческой деятельности характеризуется следующими чертами.

Во-первых, наличием собственной концепции, которая муниципального управления опирается на местном самоуправлении как институте народовластия и институте гражданского общества.

Во-вторых, в системе муниципального управления в качестве объектов управления рассматриваются:

- местные сообщества;

- муниципальное образование как социально-экономическая система;

- происходящие на территории муниципального образования социально-экономические и социально-политические и идеологические процессы.

В-третьих, в качестве субъектов управления в системе муниципального управления рассматриваются муниципальная организация местного самоуправления, муниципальные управленческие организации, выборные должностные лица местного самоуправления (к примеру, глава муниципального образования).

Элементами системы муниципального управления являются ее теоретическая основа в виде концепции муниципального управления, объекты (местные сообщества и муниципальные образования), субъекты (муниципальная организация местного самоуправления, муниципальные управленческие организации, выборные должностные лица местного самоуправления).

На базе теоретической основы муниципального управления разрабатывается концепция муниципального управления. В ней определяются его сущность и содержание, определяются принципы и подходы. В концепции в качестве основных направлений муниципального управления выделяются:

1) муниципальное управление местными сообществами;

2) управление муниципальным образованием как социально-экономической системой, включающим в себя управление муниципальным хозяйством;

3) управление отдельными сферами жизнедеятельности местных сообществ, отраслями муниципального хозяйства;

4) муниципальное управление на территориях, которые имеют свои специфические особенности.

 

1.2. Особенности муниципального управления как составной части социального управления

По мнению некоторых представителей экономико-хозяйственного подхода, муниципальный менеджмент ориентирует муниципальную деятельность на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. Отсюда следует вывод об идентичности понятий муниципального менеджмента и менеджмента социального. (1)

На мой взгляд, вряд ли следует муниципальное управление сводить к муниципальному менеджменту, а муниципальный менеджмент - к социальному менеджменту. Муниципальное управление как составная часть социального управления имеет свои специфические особенности.

Формируемая местным сообществом или группой местных сообществ муниципальная организация местного самоуправления преследует, прежде всего, социальные цели некоммерческого характера. Поэтому в качестве критерия эффективности и результативности ее деятельности выступает не только результаты муниципальной деятельности органов местного самоуправления в хозяйственно-экономической сфере муниципального образования, но и в других основных сферах: социально-культурной, политической и идеологической.

Еще одна особенность видится в том, что муниципальное управление самым тесным образом связан с самоуправлением, т.е. с самоорганизацией местных сообществ, отдельных граждан. Отсюда вытекает специфичная роль местных сообществ как субъекта местного самоуправления. Местное сообщество в муниципальном управлении выступает одновременно в двух ролях – как цель и объект управления. В то же время в качестве субъекта муниципального управления выступают не сами местные сообщества, а создаваемые ими муниципальные организации местного самоуправления, с помощью которых местные сообщества добиваются решения вопросов своей жизнедеятельности.

Особенность муниципального управления заключается в максимальном и эффективном использовании социального потенциала местных сообществ, которые базируется на человеческом ресурсе как главном ресурсе муниципальных образований. Составными его элементами являются интересы и потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства как местных сообществ в целом, так и ее отдельных индивидов, а также и создаваемых ими организаций.

Четвертая особенность состоит в том, что муниципальное управление основано на менталитете, традициях и обычаях, духовных и нравственных ценностях местных сообществ. Вместе с тем вряд ли правомерно сравнивать местные сообщества с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Именно такой подход декларируется коллективом авторов учебника «Система муниципального управления». (2)

Некоторые исследователи отмечают двойственную природу понятия «муниципальное управление». (3) Двойственность природы содержания муниципальной управленческой деятельности заключается в том, что, с одной стороны, муниципальная деятельность включает в себя вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования; а с другой, - она связана с регулированием хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций. (4)

Нетрудно заметить, что в данном случае муниципальное управление рассматривается с позиции хозяйственно-экономического подхода, согласно которому муниципальная профессиональная деятельность связывается с управлением местным (муниципальным) хозяйством или управлением муниципальной социально-экономической системой. При этом социальная направленность муниципального управления не является его сущностной характеристикой.

 

1.3. О некоторых особенностях процесса муниципального управления как управляющего воздействия субъектов муниципальной деятельности на ее объекты

Процесс муниципального управления на муниципальном уровне предполагает управляющие воздействия субъекта управления в лице органов местного самоуправления на основные объекты управления – местные сообщества и муниципальное образование как социально-экономическую систему. При этом обратим внимание на то обстоятельство, что в этом процессе всегда имеют место две ее характерные особенности - неопределенность и субъективность. Они присутствуют в муниципальной деятельности, прежде всего, при анализе и оценке изменений, происходящих в муниципальном образовании, а также при разработке и принятии органами местного самоуправления управленческих решений.

Рассматривая вопрос о возможностях воздействия субъекта муниципального управления на муниципальное образование, выделяют его устойчивые и изменяемые характеристики, которые поддаются восприятию управляющих воздействий.

К устойчивым характеристикам, слабо поддающихся по восприятию управляющих воздействий, относятся:

- географические и природно-климатические условия;

- социально-демографический состав населения;

- объем предметов ведения и полномочий;

- отношения собственности.

К характеристикам, изменяемым по восприятию управляющих воздействий, относятся:

- профессиональные и иные качества трудовых ресурсов;

- взаимоотношения органов местного самоуправления с бизнесом и гражданским обществом;

- организационные структуры муниципального управления;

- мотивация работников. (5)

Изменение устойчивых характеристик муниципального образования приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой качественное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования как социально-экономической системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.