КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты государственной и муниципальной собственности
В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности. Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника - государства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства). Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государственное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Гражданский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права государственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. К федеральной собственности относятся земельные участки: • занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ;
• предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти; • иные предусмотренные федеральными законами земли и земельные участки. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам: • в собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации); • в аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования); • в постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа); • в безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа). Собственность может быть общей, т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственность принадлежит нескольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Совместная собственность возможна только между гражданами. Для общей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников. Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества: • право пожизненного наследуемого владения земельным участком; • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; • сервитуты; • право хозяйственного ведения имуществом; • право оперативного управления имуществом. • Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земельного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, прокладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервитуты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. • Использование земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования возможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. — казенные предприятия), органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотренное действующим законодательством (чаще всего право собственности). • Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113,294 ГК РФ), а также профсоюзные организации и их объединения (ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзных организациях, их правах и гарантиях деятельности») в отношении любого имущества, кроме земельных участков. Сделки с недвижимым имуществом такого юридического лица (продажа, мена, сдача в аренду, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т. д.) возможны только с согласия собственника имущества. Предоставление земельных участков на праве хозяйственного ведения действующим земельным законодательством не предусмотрено. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, получают земельные участки в аренду. Многие такие предприятия используют земельные участки также на праве постоянного (бессрочного) пользования, так как не все до настоящего времени переоформили права на землю в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, земельные участки, на которых расположены предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, относятся к государственной собственности (федеральной или субъектов Российской Федерации). • Правом оперативного управления наделяются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кроме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собственности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного предприятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям - на других предусмотренных ЗК правах (вид права в данной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |