Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты государственной и муниципальной собственности




В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности.

Находящееся в государственной собственности имущество под­разделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственны­ми юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на огра­ниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственно­го ведения или оперативного управления. Это «распределенное» госу­дарственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не мо­жет служить для обеспечения покрытия возможных долгов государ­ства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвеча­ют своим имуществом по долгам учредившего их собственника - госу­дарства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам пе­ред кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреж­дениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответствен­ность по долгам государства).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государ­ственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государствен­ное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собствен­ностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юри­дических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Граж­данский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права госу­дарственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юри­дически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федераль­ную собственность, т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации - рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К федеральной собственности относятся земельные участки:

• занятые объектами недвижимости, находящимися в собствен­ности РФ;

 

• предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

• иные предусмотренные федеральными законами земли и земельные участки.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам:

• в собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации);

• в аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования);

• в постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа);

• в безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа).

Собственность может быть общей, т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственность принадлежит не­скольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Со­вместная собственность возможна только между гражданами. Для об­щей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников.

Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещ­ные права лиц, не являющихся собственниками имущества:

• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

• право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

• сервитуты;

• право хозяйственного ведения имуществом;

• право оперативного управления имуществом.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объек­том недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Соб­ственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земель­ного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, про­кладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервиту­ты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавли­вается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуп­равления или местного населения. Для собственника недвижимого иму­щества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

• Использование земельных участков на праве постоянного (бес­срочного) пользования возможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципаль­ные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. — казенные предприятия), органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бес­срочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотрен­ное действующим законодательством (чаще всего право собственнос­ти).

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113,294 ГК РФ), а также профсоюзные организации и их объединения (ст. 24 Федерального зако­на от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзных организациях, их правах и гарантиях деятельности») в отношении любого имущества, кроме зе­мельных участков. Сделки с недвижимым имуществом такого юридического лица (продажа, мена, сдача в аренду, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т. д.) возможны только с согла­сия собственника имущества. Предоставление земельных участков на праве хозяйственного ведения действующим земельным законодатель­ством не предусмотрено. Предприятия, основанные на праве хозяйствен­ного ведения, получают земельные участки в аренду. Многие такие пред­приятия используют земельные участки также на праве постоянного (бес­срочного) пользования, так как не все до настоящего времени переофор­мили права на землю в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, земельные участки, на которых располо­жены предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, относятся к государственной собственности (федеральной или субъектов Российской Федерации).

Правом оперативного управления наделяются казенные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кро­ме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собствен­ности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного пред­приятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учрежде­ние не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям - на других предусмотренных ЗК правах (вид права в дан­ной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.