КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии педагогического общения и технология их реализации
Понятие о технологии педагогического общения План Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений Лекция 2.3. 1. Понятие о технологии педагогического общения. 2. Стадии педагогического общения и технология их реализации. 3. Факторы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Основные понятия: общение, педагогическое общение, технология педагогического общения, коммуникативная задача.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения, которая позволяет преодолеть основные трудности, связанные с неумением педагога организовать общение. Владение педагогом технологией педагогического общения имеет значение потому, что она обусловливает отношение учеников к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Функции общения: - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная.
Выделяют 4 стадии педагогического общения[8]: - моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап); - организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; - управление общением в педагогическом процессе; - анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Первая стадия педагогического общения (моделирование) – связана с осуществлением планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы. В.А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку учителя к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления: Шаг 1. Вспомнить особенности коллектива, с которым предстоит взаимодействовать. Шаг 2. Восстановить опыт общения с данным коллективом. Шаг 3. Вспомнить стиль общения с данным коллективом. Шаг 4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока; Шаг 5. Соотнести присущий вам стиль общения с классом, с поставленными целями. Шаг 6. Составить план (конспект) взаимодействия. Шаг 7. Вспомнить ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к ученикам. Шаг 8. Попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке. Вторая стадия педагогического общения («коммуникативная атака») – предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, которое может быть реализовано разными приемами: - речевой – вербальное общение с учащимися; - пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; - двигательно-знаковый – развешивание наглядных пособий, запись на доске и т.п.; - смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Третья стадия педагогического общения(управление общением), суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога. Для завоевания инициативы в общении В.А.Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы: 1) оперативность при организации начального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению; 3) введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми; 4) преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся; 5) сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных; 6) внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.; 7) умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность; 8) достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем. Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |