Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии педагогического общения и технология их реализации




Понятие о технологии педагогического общения

План

Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Лекция 2.3.

1. Понятие о технологии педагогического общения.

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

3. Факторы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

 

Основные понятия: общение, педагогическое общение, технология педагогического общения, коммуникативная задача.

 

 

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения, которая позволяет преодолеть основные трудности, связанные с неумением педагога организовать общение.

Владение педагогом технологией педагогического общения имеет значение потому, что она обусловливает отношение учеников к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Функции общения:

- коммуникативная;

- интерактивная;

- перцептивная.

 

 

Выделяют 4 стадии педагогического общения[8]:

- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);

- организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

- управление общением в педагогическом процессе;

- анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Первая стадия педагогического общения (моделирование) – связана с осуществлением планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы.

В.А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку учителя к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления:

Шаг 1. Вспомнить особенности коллектива, с которым предстоит взаимодействовать.

Шаг 2. Восстановить опыт общения с данным коллективом.

Шаг 3. Вспомнить стиль общения с данным коллективом.

Шаг 4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока;

Шаг 5. Соотнести присущий вам стиль общения с классом, с поставленными целями.

Шаг 6. Составить план (конспект) взаимодействия.

Шаг 7. Вспомнить ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к ученикам.

Шаг 8. Попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке.

Вторая стадия педагогического общения («коммуникативная атака») – предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, которое может быть реализовано разными приемами:

- речевой вербальное общение с учащимися;

- пауза с активным внутренним требованием внимания к себе;

- двигательно-знаковый развешивание наглядных пособий, запись на доске и т.п.;

- смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Третья стадия педагогического общения(управление общением), суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия.

Основным условием управления общением является инициативность педагога.

Для завоевания инициативы в общении В.А.Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы:

1) оперативность при организации начального контакта с классом;

2) оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;

3) введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

4) преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

5) сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;

6) внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

7) умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

8) достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.