Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральные грузы




5.1. Классификация и основные свойства генеральных грузов

Название «генеральные грузы» произошло от английского слова general (общий). Обычно в литературе к генеральным грузам относят товары, упакованные в ящики, ки­пы. тюки, бочки, барабаны, мешки, бидоны, бутыли, корзины и т. д. Генеральные гру­зы можно классифицировать по многим признакам: массе отдельного грузового места, его линейным размерам, режимам хранения, способу перевозки и перегрузки, физико-химическим свойствам и т. д.

Перевозка генеральных грузов осуществляется на основе «Общих и социальных правил перевозки грузов», том 1 и «Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов», том 2 — тарифное руководство «4-М». В соответствии с этими правилами генеральные грузы разделены по категориям и группам в зависимости от вида тары, упаковки и характера самого груза. Кроме общих правил перевозки на некоторые виды генеральных грузов разработанны отдельные правила перевозки, например:

1. Металлопродукция: прокатный профильный металл; металл в чушках;

- проволока в бухтах: прутковый металл в связках; блюмсы, слитки, заготовки, сля­бы, изложницы: трубы металлические разных диаметров; ленточный металл в ру­лонах: металл в изделиях и металлолом; рельсы, шпунт, бачки; металлоконструк­ции и оборудование.

2. Подвижная техника: подвижная техника на гусеничном ходу и на колесном ходу.

3. Железобетонные изделия и конструкции (ЖБИК): банки, шпалы, колонны, сваи, стойки ЛЭП, опоры для светильников, плиты, панели, блоки, фундаменты, форменные конструкции, блоки -зданий и сооружений, напорные трубы и кольца, лестничные мар­ши и прочие детали.

4. Грузы, сформированные в пакеты, — цемент в мешках, хлебные грузы в таре, удобрения, фанера и плиты ДСП в пачках и целый ряд других грузов.

5. Тяжеловесные и крупно-габаритные грузы.

6. Натуральный каучук и латекс.

7. Тарно-штучные грузы — штучные грузы в упаковке:
— картонные коробки, ящики, мешки, кипы, тюки.

Катно-бочковые грузы: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмас­совые; барабаны с кабелем; автопокрышки, мотки, и бухты упакованные; рулоны и корзины.

8.Гранит и мрамор в плитах и глыбах.

9.Лесные грузы.

В данном разделе будут рассмотрены основные группы генеральных грузов, за ис­ключением лесных н подвижной техники, поскольку в силу своей специфики они тре­буют отдельного рассмотрения.

Особенностью перевозки генеральных грузов является то обстоятельство, что в од­но грузовое помещение необходимо разместить десятки, а иногда и более сотни наименований грузов с разными свойствами, что требует от перевозчика тщательного изучения и учета их транспортных характеристик при составлении грузового плана. размещении на судне и наблюдения за грузом в течение всего рейса.

К числу свойств, которые надо учитывать при перевозке генеральных грузов, отно­сятся: высота штабелирования; возможность смещения груза иод действием качки и вибрации; порча или частичная потеря качества груза под воздействием влаги, темпе­ратуры, загрязнения, пыли, коррозии, различных видов бактерий, насекомых и грызу­нов; необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и венти­ляционных режимов трюмного воздуха; опасность, связанная с возможностью самона­гревания, самовозгорания, взрыва или вредного воздействия на окружающую среду.

При погрузке судна генеральными грузами в одно грузовое помещение можно раз­мещать только те грузы, которые не окажут взаимного вредного влияния. Это достига­ется путем кропотливого подбора близких по своим специфическим свойствам грузов.

Согласно главы VI конвенции СОЛАС-74. грузоотправитель обязан предъявить пере­возчику достоверную и полную информацию о грузе, которая включает в себя транс­портные характеристики, особые или опасные свойства груза и меры безопасности, кото­рые должны быть приняты в процессе перевозки и перегрузки груза. Грузоотправитель обязан заполнить бланк проформы «Информации о грузе» и нести полную ответствен­ность за достоверность указанных сведений. Судовладелец обязан обеспечить судно «На­ставлением по креплению грузов», одобренным Администрацией флага судна.

Грузоотправитель или организация, действующая по его поручению, обеспечивает подготовку груза к перевозке с учетом требований стандартов к таре и упаковке и ГОСТ 26653 «Подготовка груза к транспортированию». Администрация судна обязана подготовить судно к погрузке в соответствии с техническими требованиями и особен­ностями перевозимого груза. В международном морском судоходстве установилась практика проверки готовности груза к перевозке независимыми сюрвейерами (имею­щими лицензию на право проведения экспертиз).

Заявка на проведение сюрвейерского осмотра груза может быть выдана как перевоз­чиком, так и грузоотправителем, поскольку «Акт сюрвейерского осмотра» является дока­зательством добросовестного выполнения обязательств, взятых на себя участниками транспортного процесса по договору морской перевозки или запродажному контракту.

Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть в исправной таре, иметь исправные замки и пломбы, отмаркирован в соответствии с ГОСТом и Тарифным руководством, не иметь следов подмочкн, россыпи и признаков, свидетельствующих о порче, повре­ждении или хищении груза.

5.2. Подготовка судна к приемке груза

Каждая категория грузов предъявляет свои особые требования к подготовке судна, но можно сформулировать общие требования, которые необходимо выполнять перед погрузкой груза.

Зачистка трюмов производится силами экипажа или работниками порта в зависи­мости от обычаев порта, условий договора.

При зачистке трюмов следует рассортировать оставшуюся от предыдущего рейса сепарацию. Вся пригодная к повторному использованию сепарация должна быть акку­ратно сложена на подкладки в трюме или на верхней палубе в зависимости от того, ко­гда она вновь потребуется и какой груз будет грузиться в последующем рейсе. Мусор выгружают на палубу и накрывают брезентом; если судну предстоит переход в зонах,

где выбрасывать мусор запрещено или по правилам порта не разрешают хранить мусор продолжительное время на открытой палубе, то необходимо заказать транспорт для его вывоза. При чистке трюмов обязательно вскрывают и чистят льяла.

Мойка трюмов производится в тех случаях, когда в трюме остается много пыли, лип­ких остатков груза, соль, химикаты и т. п. Мойка производится подачей воды обычными шлангами, подключенными к пожарной магистрали с постоянной откачкой воды из льял.

Если мойка трюмов производилась в море соленой водой, то после мойки трюмы надлежит окатить пресной водой и смыть морскую соленую воду. В тех случаях, когда в трюме имеются остатки опасных химических веществ или вредных для окружающей среды грузов, необходимо применять специальные методы очистки и мойки трюмов. которые гарантируют безопасность работающих людей и обеспечивают сдачу вредных отходов и моечных вод в береговые емкости. После мойки грузовые помещения долж­ны быть просушены. Иногда для этой операции требуется два-три дня. При небольшой влажности воздуха и усиленной вентиляции можно высушить трюмы примерно за 36 ч. Если судно оборудовано воздухоосушительной системой, то время сушки сокращает­ся. Во всех случаях до начала погрузки трюмы судна должны быть просушены.

Ограждающие устройства — рыбинсы. которые крепят к шпангоутам, настил пайола поверх настила второго дна, деревянные обшивки диптанков и переборок ма­шинного отделения, деревянные кожухи труб и кабелей, проходящих через грузовые помещения, должны находиться на штатных местах. Эти конструкции должны прове­ряться еще в процессе выгрузки, чтобы в случае их поломки ответственность возло­жить на виновную сторону.

Осушительная система судна подлежит проверке перед каждой погрузкой груза. В твиндеках проверяют сточные шпигаты, идущие вниз к сточным колодцам, для чего из ведра или шланга льют воду и одновременно наблюдают за стоком. Если трубы за­биты, то они должны быть очищены или заменены до начала погрузки. Грубы водо­стока. идущие с верхних палуб к сборным колодцам, размешаются в кормовой части каждого трюма, что необходимо учитывать при укладке груза. Подкладки иод нижний ряд груза должны быть уложены так, чтобы обеспечить свободный сток воды в льяла. Пренебрежение этим правилом часто приводит к порче груза.

Льяла и сборные колодцы. В зависимости от конструкции трюма суда оборудуют системой льял, расположенных вдоль борта, или сборными колодцами. Из трюма в сборный колодец делается вырез, который обычно имеет размеры 0.6x1,2 м. При под­готовке к приемке навалочных грузов этот вырез должен быть закрыт пыленепрони­цаемым закрытием, но обеспечивающим сток влаги. Сборные колодцы покрывают перфорированным листом. Отверстия в листе периодически чистят, поскольку заку­порка их препятствует стоку воды. Льяла закрывают крышками, которые можно от­крыть и проверить чистоту льял.

При осмотре льял всегда проверяют проволочную сетку или перфорированную ко­робку. Приемный отросток расположен над декой на высоте 4-5 см. Если не следить за состоянием фильтра, то он может засориться и откатка воды из льял будет невозмож­на. В приемных трубопроводах осушительной системы необходимо проверить работу встроенных невозвратных клапанов. Проверка осушительной системы в работе произ­водится перед началом каждой погрузки, о чем делается отметка в судовом и машин­ном журналах.

Мерительные трубки. Когда производится чистка льял, необходимо проверить со­стояние мерительных трубок. При перевозках рудных концентратов и других насыпных грузов они могут быть настолько сильно забиты грузом снизу, что доступа воды в ме­рительную трубку не будет.

Электрические кабели и штепсельные коробки должны быть проверены электроме­хаником.

Трапы. Судовая администрация должна внимательно следить за состоянием трюм­ных трапов. Все сломанные или поврежденные скобы немедленно заменяют.

Заклепки, швы и трубопроводы. Заклепки и швы обшивки корпуса, настила двой­ного дна, палубного настила и обшивки поперечных переборок, образующие стенки танков или цистерн, систематически осматривает помощник капитана при обходе трюма. Перед приемкой груза производится специальный осмотр на предмет обнару­жения подтеков и течи. Это относится и к трубопроводам, проходящим через грузовые помещения, и особенно к фланцам этих трубопроводов.

Большую опасность для грузов представляют гидравлические системы закрытия трюмов, в которых давление достигает 120 кг/см2. Часто груз портится из-за подтеков масла из гидравлической системы закрытия трюмов.

Горловины и лацпорты, ведущие в трюм, необходимо проверять чаще, чем какие-либо другие объекты. Их следует проверять в закрытом виде при подготовке к выходу в море. Необходимо следить за чистотой и исправностью уплотнительных прокладок. Кромки лацпортов и горловин должны быть ровными и не иметь деформаций.

Противопожарное оборудование следует тщательно проверять, чтобы не были по­ломаны или закупорены выпускные патрубки системы паротушения и углекислотного тушения. Такой же проверке подлежат датчики обнаружения дыма.

Вентиляционная система. Контрольно-измерительная аппаратура (датчики темпе­ратуры и влажности воздуха в трюмах), система распределения воздуха и воздуховоды должны быть проверены, а неисправности устранены перед началом погрузки.

Люковые закрытия. Все элементы механических люковых закрытий должны со­держаться в полной исправности. Если трюм закрывается брезентами, то их должно быть не менее трех. Количество лючин должно быть достаточным для полного пере­крытия просветов люков. Совершенно не допускается практика укладки лючин с про­межутками. При механических системах закрытия люков особое внимание уделяется уплотнительным прокладкам.

Не следует допускать чрезмерных нагрузок палубного груза на крышки люков.

Готовность грузовых помещений к приемке груза проверяется специальной судо­вой комиссией и оформляется соответствующей записью в судовом журнале. Наличие в журнале этой записи является доказательством добросовестности перевозчика при возникновении претензий по перевозке груза.

До начала грузовых работ все грузоподъемные механизмы должны быть проверены в работе. Необходимо удостовериться, что срок действия сертификатов, выданных Регистром судоходства, не просрочен.

Ответственность за подготовку судна к погрузке и запись в судовой журнал о про­водимых осмотрах грузовых помещений несет старший помощник капитана. За со­стояние люковых закрытий горловин в трюмах и грузового устройства отвечает стар­ший механик судна.

5.3. Сепарация груза и расчет необходимого количества

сепарационных материалов

Прокладочные и подстилочные материалы применяются для разделения (сепариро­вания) отдельных партий груза и предохранения его от попадания и конденсации сво­бодной влаги, раздавливания груза, предотвращения трения, самопроизвольного на­грева груза, а также для обеспечения быстрой и последовательной выгрузки. В качест­ве сепарационных материалов могут быть использованы дерево, бумага, брезент, меш­ковина, синтетическая пленка или сетка.

Важным вопросом, возникающим в процессе эксплуатации судна, является подбор количества и качества сепарационных материалов и правильною их использования. Для морских судов выработаны практические рекомендации и разработаны методики расчета количества необходимых сепарационных материалов. Для некоторых грузов разработаны нормы расхода сепарации при перевозке их в обычных морских условиях. Эти нормы включены в Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов. Рекомендации охватывают основные категории генеральных грузов: ящики, мешки, кипы, бочки, металлоизделия и т. п.

Ящичный груз. В зависимости от рода груза и прочности тары могут быть рекомен­дованы следующие схемы сепарации:

—при погрузке консервированной продукции в металлической и стеклянной таре на металлический пастил палубы укладываются доски толщиной 20-25 мм и че­рез каждые шесть ярусов делается деревянный настил:

—генеральный груз в картонной таре — под первый ярус также укладывается на­стил из досок, но первый сплошной настил делается через три яруса, второй на­стил на шестом ярусе, а затем через каждые шесть ярусов. Если груз перевозится на поддонах, то настил из досок на металлической палубе не делается.

Разделение отдельных партий груза производится бумагой, синтетическими сетка­ми или пленкой. Борта и переборки застилаются бумагой.

Мешковой и киповый груз. На пайоле под каждый ряд мешков укладывается по две доски сечением 100x25 мм с промежутками между досками не более 10-15 см. Поверх досок настилается крафт-бумага. При перевозке мешковых грузов предусматривается застилка всех металлических частей судна бумагой.

Перевозчику следует иметь в виду, что независимо от рекомендаций правил, если планируется перевозка гигроскопических грузов в зонах с большим перепадом темпе­ратур, то груз должен быть предохранен как от попадания свободной влаги, так и от влаги, образовавшейся в результате конденсации на трюмном ограждении и на самом грузе. В этом случае для обеспечения нормального стока влаги первый слой досок вы­стилают перпендикулярно к осушительной системе с интервалом, равным примерно 15 см. Подстилку под первый ярус груза укладывают в два слоя: нижний — для обес­печения стока, верхний — для опоры груза. Второй слой настилают перпендикулярно первому с интервалами 5-8 см. Если судно имеет систему бортовых льял, то первый слой рекомендуется настилать «елочкой» под углом к кормовой переборке. Если укла­дывают мешковой груз, то интервалы между досками должны быть не более 3 см. Промежутки способствуют вентиляции. Если вентиляция не нужна, то настил второго слоя лучше делать сплошным. При перевозке особо ценных грузов, требующих уси­ленной вентиляции, число слоев подстилочного материала достигает пяти-шести.

Для предотвращения конденсации влаги внутри штабеля груза укладывают прокла­дочные материалы, которые облегчают циркуляцию влажного воздуха. Иногда груз делят по вертикали прокладками через 1,5 м или устанавливают специальные «проду­хи». Такая система, идущая через всю массу груза, является хорошим средством для предотвращения сильной конденсации влаги.

Для предохранения грузов от контакта с металлической обшивкой на шпангоутах крепят рыбинсы. которые препятствуют попаданию грузовых мест в «шпации», слу­жащие вертикальными воздушными каналами.

Устранение (заполнение) пустот, которые образуются при укладке груза, должно быть обеспечено за счет прокладочного материала и устройства клетей. Особенно час­то пустоты возникают при укладке груза в концевых трюмах. Заполнение пустот и вы­равнивание поверхностей каждого яруса — это мера предосторожности от смещения груза и его раздавливания.

Трение груза является источником их повреждения в тех случаях, когда тара при­жимается к кромкам деталей корпусных конструкций или прокладочного материала. Вертикальный настил, установленный на постоянные рыбинсы, предотвращает сопри­косновение малогабаритных мест с верхней кромкой рыбинсов, и во время качки гру­зы в картонной или мешковой таре сохраняются от повреждений.

Некоторые грузы нуждаются в прокладочных и подстилочных материалах для соз­дания воздушных каналов с целью отвода из штабеля груза тепла, выделяемого им. Ес­ли не удалять это тепло, то температура постепенно повышается и влияет на состояние груза, например созревающие фрукты и овощи, особенно если их перевозят на нереф­рижераторных судах.

К грузам, которые требуют прокладок между рядами, относятся, например, рыбная мука и древесный уголь. Прокладочный и подстилочный материалы применяют также для сепарации отдельных партий груза. В этой функции сепарационный материал позво­ляет ускорить выгрузку и обеспечить сдачу груза грузополучателю без пересортицы.

Для подсчета количества сепарационного материала, необходимого для обеспече­ния рейса, существуют практические рекомендации, мнемонические правила и матема­тические формулы.

Приближенное определение количества сепарации может основываться на таком правиле: число погонных метров подстилочного материала для генеральных грузов равно числу кубических метров объема трюма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.