КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Это имеет этнокультурную специфику: МЫТЬ/СТИРАТЬ –– WASH 3 страница
Когда появляется историческое сознание — представление о будущем, которое не повторит прошлого, Миф начинает ломаться, демифологизироваться. Отсюда и возникает представление о нем как о рассказе в духе "Преданий и мифов Древней Греции" — это вытянутые в линию, искусственно наделенные чертами повествовательности мифологические "остатки". Личность эпохи мифа не такая, как наша личность, она —часть всего коллектива, то есть не просто олицетворяет весь коллектив, а отождествляется с ним. Различные похожие люди, например близнецы, принимались за различные ипостаси одного человека, равного при этом всему космосу. Когда появлялось линейное время, циклический миф начинал превращаться в линейный текст: тогда появлялись двойники и близнецы исторического и условно-художественного повествования. Второе значение понятие мифа как мифотворческого космогенеза — рождения мира из хаоса — более корректно, но ведь нас в первую очередь миф интересует потому, что в XX веке он стал одной из важнейших культурных категорий, а стал он таковым благодаря третьему значению — мифу как особому состоянию сознания. Это такое состояние сознания, которое является нейтрализатором между всеми фундаментальными культурными бинарными оппозициями, прежде всего между жизнью и смертью, правдой и ложью, иллюзией и реальностью. Вот почему во времена тоталитарного сознания, например, во времена сталинских репрессий, миф действует так безотказно. Когда арестовывают всю семью и человек понимает, что тот, кто все это заварил, — негодяй и тиран, а его арестованные или убитые родственники явно ни в чем не виноваты, он долго не может психологически удерживать в себе это непосильное для него знание. И он регрессирует в мифологическое сознание; оппозиция "злодей / жертва" сменяется для него оппозицией "вождь / герой" или "вождь / его враги". Сознание человека затемняется, и им полностью овладевает бессознательное, которое, как показал Юнг, как раз и состоит из мифов. Вот почему миф так важен для XX в. Но мифологическое пронизывает не только политику, но и фундаментальную культуру, которая в XX в. становится тотально мифологической. Для структуры М. прежде всего характерно то, что Люсьен Леви-Брюль назвал партиципацией, то есть сопричастием. В мифе каждый объект, каждое действие сопричастно другим объектам и действиям. Изображение человека — это не просто изображение, это часть того человека, которого оно изображает, одна из его форм. Поэтому достаточно проделать какие-то манипуляции с изображением, и нечто произойдет с изображаемым человеком, например если проколоть изображение булавкой, человек умрет (контагиозная магия). Потому что часть — это то же, что целое, одно из проявлений целого. Леви-Строс охарактеризовал М. мышление как бриколаж (фр. bricolage — отскок шара в бильярде), то есть всеобщее взаимное отражение (утонченным вариантом бриколажа является, например, в "Игра в бисер" Гессе).
2) О мифе много размышлял А.А. Потебня. Теория мифа логически вытекает из символических свойств слова: а именно того, что образ потенциально может обозначать бес Причем, миф — не «болезнь языка», а единственно необходимое средство познания действительности длительное время развития (при недостатке чувственных данных). Как пишет Потебня, самый научный современный ум назвал бы, а потом и счел облако коровой, если бы знал об облаке и корове столько же, сколько древний человек. Именно мифичность мышления породила поэтичность, т.е. не познавательное, а эстетическое использование тех же свойств слова мифологизировать мир. Еще один очень важный вывод: «Создание мифа не есть принадлежность одного какого-либо времени» (С. 306). Оно всегда спутник недостаточного опыта и стремления сознания «достроить недостающий кирпичик мироздания» на уровне своих представлений. «Мифическое мышление на известной степени развития — единственно возможное, необходимое, разумное; оно свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, стоящим на известной степени развития мысли; оно формально, т.е. не исключает никакого содержания: ни религиозного, ни философского и научного» (С.303).
В новое время многие идеи А.А. Потебни в области мифологизма развивает А. Ф. Лосев. Теория мифа А.Ф. Лосева (как, впрочем, и А.А. Потебни) органично вытекает из его теории знака и символа, а также из идей о семантической активности знака и языке как «промежуточной реальности». Отсюда вытекает сравнительно автономное бытие знака языка: он – модель мира, но не зеркальное отражение. «Само собой разумеется, что язык очень часто является отражением действительности, но он часто является также искажением действительности, ложью об этой действительности и самой настоящей клеветой на эту действительность. Иначе ведь любое наше грамматическое предложение... уже было бы истиной, и искажать действительность, извращать существующие в ней отношения и вообще ошибаться или лгать было бы невозможно» (95). На этой возможности строится теория мифа. «Миф отличается от метафоры и символа тем, что все те образы, которыми пользуются метафора и символ, т.е. совершенно реально, совершенно суххгтанииатьно» (444). Понятие огня = сам огонь. Не разграничен мир реальный и мыслимый. Исследуя грамматический строй языков инкорпорирующего типа, Лосев приходит к выводу, что такая грамматика отражает мифологический тип мышления. Мифология есть понимание неживой действительности как живой. Любая вещь воспринимается как материальный, чувственно – воспринимаемый объект. Веши не разграничены логически: для мифомышления «все решительно и целиком присутствует или, во всяком случае, может присутствовать во всем». Следствием этого является анимизм — одушевление всего сущего. Как писал А. Ф. Лосев, для мифа характерно всеобщее оборотничество — все связано со всем и отражается во всем. Для этого нужен особый язык и особое сознание. Например, когда человек говорит: "Я вышел из дома", то он просто описывает свое действие. Такой язык не может быть мифологическим, в нем слишком четко разделены объект, субъект и предикат. Но миф не разделял ни субъекта, ни объекта, ни предиката. Миф вообще не знал слов в современном смысле и синтаксиса в современном смысле: членов предложения, частей речи — ничего этого не было. В мифологическом сознании господствовал наиболее примитивный синтаксический (досинтаксический) строй — инкорпорирующий: в нем слово и предложение — это одно и то же, нерасчлененные смыслы нанизываются друг на друга. Не "я вышел из дома", а нечто вроде "меня-дом-наружу-хождение". Конечно, в таком нерасчлененном языке и сознании не может быть ни разграничения правды и лжи (оно возникает как функция членораздельного предложения), ни деления на иллюзию и реальность (оно возникает, когда есть предметы и есть слова), ни разграничения жизни и смерти (оно возникает, когда появляется начало и конец предложения и вообще начало и конец — то есть линейное время). Черты мифомышления в языках, по А.Ф. Лосеву: I) Отсутствие частей речи = невыделение логического субъекта, признака, процесса: «изменения вещей доступны здесь только ощущению и восприятию, а никак не мышлению» (254). 2) Отсутствие морфемной структуры слова=неразграничение части/целого, сущности/явления. 3) В морфологических категориях не разграничены род/вид и общее/единичное=отождествление вещи и ее свойств. 4) Отсутствие логического Я, субъекта-подлежащего = ос-лабленность Я. понимаемое лишь как определенное место в пространстве, но не как индивидуум (Я=тело). 5) Отсутствие структуры предложения = невыделение причинно-следственных связей (внешнее рядоположения выдается за связь). Всем известные явления тотемизма и фетишизма, следовательно, имеют природу языкового мифа, возникая «на основе неспособности четко разъединять и соединять расчлененные категории» (263), когда всякое обобщение есть не абстракция, а также образ, чувственно-воспринимаемое явление. В чем же причины живучести мифа в современном мире? Объективными условиями мифологизации современного сознания является сложность мира и противоречивость путей человеческого сознания. Миф как способ духовного освоения реальности активизируется в эпохи ломки устоявшихся социальных структур, этических норм и ценностей, когда надежные познавательные ориентиры теряют почву в социуме. На уровне же массового сознания мифологизация была, есть и будет единственным способом познавательной активности (в силу присущим последнему антиинтеллектуальности, стереотипности, апелляции не к собственному опыту, а к авторитету), независимо от исторической ситуации. Субъективными его факторами являются сознательные усилия власть предержащих по манипулированию общественным сознанием (см. предыдущую лекцию). ЛЕКЦИЯ 16. ПРОБЛЕМЫ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВОГО МИФА
ПЛАН. 1. Миф и языковой миф 2. Мифологизация языковой картины мира 3. Лингвистические механизмы мифологизации Миф как тип сознания понимается в синхронии и диахронии. В диахронии миф – это первобытная стадия развития мышления, «способ массового выражения мироощущения и миропонимания человека, еще не создавшего себе аппарата абстрактного, обобщающих понятий и соответствующей техники логических заключений» (И.М. Дьяконов). Миф в синхронии – это тип человеческого мирофоззрения, мышления и практического поведения во все времена в условиях, когда нам не хватает знания о мире и опыта, и мы вынуждены его недостаток восполнять своей фантазией. Миф как форма ориентации в мире возможен прежде всего как миф языковой. Это понимали практически все исследователи мифомышления. Источник мифа – сами свойства человеческого слова. Языковой миф – это всегда аномальное (с т.зр.логического сознания) функционирование языка, по тем или иным причинам. Источник такого аномального функционирования можно видеть в самих сущностных свойствах языка, подмеченных еще В. фон Гумбольдтом. Язык моделирует мир по своим законам, а не зеркально отражает его. Следовательно, это – сравнительно автономная сущность, как-то соотносящаяся с реальным миром, но не повторяющая все его свойства. ® Логически возможны два варианта. 1) Язык отображает свойства и отношения реальной действительности в общем и целом адекватно, создавая изоморфный образ мира в себе – познавательная функция языка осуществляется нормально. 2) Язык по тем или иным причинам отрывается от истинного мира, замыкается в себе и «подсовывает» нам ложный образ мира, в силу этого дезориентируя нас и неверно направляя наше поведение в мире. Тогда познавательная функция языка преобразуется в мифологическую. Наш язык фиксирует уровень не научного осмысления мира, а повседневного опыта, бытового знания, «здравого смысла», со всей его неточностью и приблизительностью. Поэтому «естественный язык» мифологичен в своих истоках: ср. такие самые обычные словоупотребления, как солнце заходит, время идет, земля рождает, чью мифологичность, в силу их обыденности, мы просто не замечаем. Мифологический тип познания долгое время был единственным типом познания и предшествует религиозному, научному и философскому. Поэтому и мифологическая функция языка также долгое время была превалирующей, и не случайно в языке остались следы такого понимания мира.
Миф ость любое неадекватное представление связей и отношений реальности (и, соответственно, ложное отображение шкалы ценностей) в словесном знаке, сопровождающееся немотивированными реальностью прагматическими установками (т.е. неадекватным речевым поведением). Причем – не просто искаженное, фантастическое моделирование мира в словесном знаке, но особый акт творения в языковой картине мира иной действительности, служащий не столько для познания и интерпретации реальности, сколько для оправдания определенных сакральных установлений, для санкционирования определенного типа сознания, ориентации в мире и поведения (Маковский 1995). На уровне знания о мире для мифа характерно неразграничение реального и сверхъестественного, одушевленного и неодушевленного, духовного и материального, субъекта и объекта. Мифу присущ антропоморфизм – уподобление явлений физической и психической реалий формам, атрибутам и свойствам человека, семьи, жилища, трудовой деятельности человека и пр. Пространство и время в мифе не носит объективный характер, они как бы подверстаны под человека, произвольны и меняют свои характеристики в зависимости от точки отсчета. В целом можно говорить о том, что в языковой картине мира мифа отсутствует дифференциация между миром человека, миром природы и миром трудовой деятельности, а также не выделена категория социального как особого уровня абстрагирования реальности. В мифе отсутствует абстрактное мышление и нарушаются причинно-следственные связи. На уровне системы ценностей для мифа характерна система ценностей в рамках оппозиции свое/чужое, которая заменяет весь многообразный спектр оценочности: хороший/плохой, добрый/злой, красивый/некрасивый, полезный/вредный и пр. Коллективные ценности при этом преобладают над ценностями отдельной личности. На уровне речевого поведения для мифа характерны апелляция к авторитету, к вере, а не к практике, – и так называемая магия слова, когда словесной формуле приписываются возможности влиять на свойства объективного мира. Имя вещи выступает как свойство самой вещи, называние есть творение, а слово способно воздействовать на судьбу человека, защищать его от злых сил и пр.. На мотивационно-прагматическом уровне миф есть модель поведения, сакрализованный ритуал, санкционированный стереотип отношения к действительности. При этом миф не требует доказательств своей реальности, поскольку ограничения формальной логики на него не распространяются; миф есть предмет веры, доверия к авторитету. Для мифологического сознания «существенно, реально [разрядка автора – В.Т.] лишь то, что сакрализовано...» (Топоров). Отсюда в мифологическом сознании приоритетно разрастается Слово, его сакральная роль. В известном смысле для мифологического сознания все – Слово, весь мир – Слово. Слово – есть сущность вещи, ее символ, ее дух. Отсюда и шелест листьев, и шум реки воспринимается как «язык». Отсюда говорение отождествляется с творением (ВЕЩЬ -ВЕЩАТЬ), с роком и предначертанием (РОК – РЕЧЬ, ср. ВЕЩИЙ). Парадоксально, но в мифе не может быть слова, сказанного всуе, «просто так»: любой акт говорения уже самим фактом приобретает статус священного акта. Назвать Бога – вызвать Его. Отсюда и табуи-рованность некоторых словесных формул, перифрастичность их. Совершая какие-то операции над именем, мы, тем самым, воздействуем и на сам предмет, подчиняем его своей воле – в этом смысл вызова духов умерших, заклинаний любого типа Слово и мир, по сути, гомогенны, взаимопроникновенны, между ними – таинственная связь. Отсюда наивно думать, что у древних первичными были конкретные представления окружающих вещей, а потом – при развитии абстрактного мышления – они метафорически переосмысляются в психические, духовные реалии. Наоборот, первично складывались «космические» сущности, а уже потом из их дифференцировались, вычленялись конкретные образы окружающего мира. Это находит свое выражение в принципе мифологической метатезы, при котором ныне первичные значения в древности были вторичными, и наоборот (ПАТЭР – отец, первоначально – Бог-отец, а уже потом – отец семейства; СВЕТ – первоначально всеобщая вселенская сущность, «мир», а уж потом – «то, что светло»; то же с оппозицией ЛЕВЫЙ/ПРАВЫЙ). Другой парадоксальный вывод – сначала именовались ПРОЦЕССЫ, а потом из них вычленялись ПРЕДМЕТЫ (как у индейцев, чьи языки изучал Б. Ли Уорф) — ср. М.М. Маковский: вся лексика индоевропейцев сводится к семантике «бить», «гнуть», «резать». Мифологический смысл этого явления – в осознании своей отдельности от среды и первой попытке воздействовать на нее.
Мы осветили сейчас черты языкового мифа на уровне особой картины мира. Но эти же черты, «спускаясь» на уровень системы языка, не могут не влиять и на само языковое устройство. Т.е. миф проявляет себя не только в сфере оязыковленного знания, но и в сфере особенностей лексики и грамматики языка. Поговорим сейчас об этих особенностях. Общей для «мифологического» языка тенденцией является нейтрализация основных общеязыковых системных оппозиций на разных её уровнях – синхрония диахрония (внутренняя форма = значению), лексика/грамматика (студенчество вместо студенты, выражение множественности простой редупликацией), слово/предложение (вспомним примеры Сепира и Лосева о слове-предложении в древних языках и языках индейцев или народов Севера В области лексической семантики «мифологический язык» характеризуется: 1) синсемантичностъю слова (недискретной полисемией) – яри такой полисемии все значения слова актуализуются одномоментно и нерасчлененно, – причем между разными значениями одного и того же слова устанавливаются не отношения подобия или смежности (признак =>носитель признака), а отношения тождества (признак=носитель признака}. М.М. Бахтин называл эту черту комплексностью мышления. «Первобытный человек употреблял какое-нибудь слов для обозначения много-образнейших явлений, с нашей точки зрения ничем между собой не связанных. Более того, одно и то же слово могло обозначать прямо противоположные понятия – и верх, и низ; и землю, и небо; и добро, и зло; и т.п.» (Волошинов, 1993, с.111); 2) аномальным расширением валентности слова (в т. ч. избыточностью) – в мифе нет естественных ограничений на сочетаемость слова – поэтому все недожиданные образы современной поэзии имеют мифопоэтическую природу; 3) овеществлением метафоры и неразграничением метафоры и метонимии(«...воды не хватит коммунизму...»); 4) полисемия/омонимия (сам факт сходства слова означает сходство значений = сходство понятий). В грамматике (морфологии и синтаксисе) «мифологического языка» обнаруживаются следующие явления: 1) неразграничение оппозиций субъект/объект (у Платонова -«где хоронились пролетарии...», одушевленность/неодушевленность («в чего же мы стреляем?»), единичность/множественность («где спит сельская отсталость...»), предмет/признак (у А. Платонова -... и по всей России люют теперь полы под праздник социализма вместо – * социалистический праздник... Общий смысл процесса отвлечения эпитета для мифологической языковой картины мира заключается в том, что отношение предмет и его (имманентный) признак переосмысляется как отношение двух самостоятельных предметов, которые связаны не в логическом «пространстве» предицирования (то есть определения понятия через его свойство), а в реальном пространстве и времени («субстанционально», «онтологически»); 2) стремление к лексикализованному выражению обобщенно-формализованных грамматических структур и смыслов в области категориальных грамматических значений – ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ вместо ИНТЕЛЛИГЕНТЫ; 2) «свёртывание» (компрессия) предикативных частей в непредикативное имя и аномальное описание структуры события в области синтаксических позиций и конструкций – по сути, речь идет о неразграничении лексики и грамматики, номинации и предикации, слова и предложения. Это, например, явление перестройки валентных связей при номинации структуры события: «Поэтому движение по земле всегда доставляло ему телесную прелесть» вместо [*доставляло его телу прелесть], при котором *он и *тело превращаются в два разных объекта, причем «объектность» тела «перетекает» в признак (телесный), а, напротив, признак подается как объект прелесть. Снова перед нами – неразграничение объективно существующей иерархии предметов и явлений окружающей действительности в процессе вербализации. Ср. еще пример: «чувствуя свою жизнь во всю глубину...» [вместо нормативного *глубоко чувствуя] – демонстрирует нам замену абстрактного психологического свойства глубоко на конкретную пространственную координату в глубину. Еще пример – стяжение предикативной конструкции в атрибутивную: «... красных и белых, которые сейчас перерабатываются почвой в удобрительную тучность...» вместо возможного (^перерабатываются почвой в удобрения, для того чтобы она стала тучной]. Мы связываем подобные явления с неразграничением номинации и предикации (Радбиль 1998) как чертой мифологизованного сознания (своего рода «неразграничение слова и предложения» в духе языковой ментальности первобытного человека). Примечание (ТР!): 1) почему эргативный строй более «мифологичен», чем номинативный? 2) почему деление по родам неодушевленных существительных более «мифологично», чем его отсутствие (как в английском)? 3) почему три числа (с двойственным) более «мифологичны», чем два? 4) почему вид более «мифологичен», чем время? ЛЕКЦИЯ 17. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПЛАН. 1. Понятия языкового знания и когнитивная лингвистика 2. Когнитивная наука. Историко-научные аспекты когнитивной лингвистики 3.Объект, структура и задачи когнитивной лингвистики.
Когнитивная лингвистика – сравнительно молодое направление в науке о языке. Его зарождение связано с выходом лингвистов на новый уровень понимания сущности и функционирования языка в связи с познавательной активностью человека в мире («когноско» (лат.) – познавать); в связи с этим можно встретить дублетный термин – когитология. Сам термин «когнитивная наука» появился на Западе совсем недавно: в частности, в американской традиции он трактуется предельно широко – как «наука, оперирующая познавательными аспектами, связанными с человеческой способностью думать и говорить, объединяя в частности теорию познания, лингвистику, психологию и философию». Исходя из этого, когнитивная лингвистика отвечает общему антропологическому направлению в языкознании, характеризуясь интегральностью и междисциплинарностью. В рамках когнитивной лингвистики развивается несколько направлений: 1) компьютерные исследования, искусственный интеллект, информационная технология – М. Бирвиш; 2) исследования метаязыка лингвистики, анализ самих концепций и теорий языка (лингвофилософских парадигм) – Ю.С. Степанов; 3) когнитивный анализ «естественного языка». Нас в основном будет интересовать третий аспект когнитивных исследований. Когнитивная лингвистика в своих основах опирается на феномен третьего вида знания (наряду с теоретическим и образным) – так называемое «языковое знание». Когнитивная лингвистика раскрывает значение этого сочетания следующим образом: говорящий по-русски знает, что за именем вода стоит определенное вещество, но не знает его химического состава. И.А. Бодуэн де Куртенэ впервые употребил термин «языковое знание» в 1901 г. Через 20 лет эту идею развил А.М.Пешковский, считавший, правда, что только простолюдин верит, что болезнь можно вогнать и выгнать, что беда приходит сама, а совесть заедает. В третьем виде знания (языковом) отражаются все внеязыковые представления носителей той или иной культуры независимо от их социального статуса и уровня образования. И.А.Бодуэн де Куртенэ безоговорочно соглашается с В.Гумбольдтом в том, что язык — это своеобразное мировоззрение. Сходные мысли по этому поводу высказал и Э.Бенвенист: «Язык создает воображаемую реальность, одушевляет неодушевленное, позволяет видеть то, что еще не возможно, восстанавливает то, что исчезло». Суммируя сказанное, можно заключить: языковое знание — это все то, что данный язык знает (на уровне рациональном/логическом и внерациональном/сублогическом) о действительности и о себе как фрагменте этой действительности. Языковое знание, не осознаваемое говорящими, предопределяет сочетаемость единиц языка в речи и проявляется в этой сочетаемости. Как выражающее не только мировоззрение, но и мироощущение, оно плохо поддается логической обработке. Базируется языковое знание на уходящих в глубь веков и формирующих коллективное бессознательное представлениях, которым противоречит рациональное знание и которые обнаруживаются во вторичных предикатах. Мы говорим, что тратим много энергии вопреки знанию закона ее сохранения. Можно вспомнить ставший классическим для этих случаев пример сочетания имени солнце с глаголами движения. Подобные словосочетания свидетельствуют о том, что рациональные знания отлитым в языке представлениям не мешают. Более того, первые вырастают из вторых. А для выявления оперативных единиц индивидуального сознания совершенно необходим анализ средств кодирования обоих видов знания. Что же касается общественного сознания, то оно функция языка, поскольку совокупное знание непременно оязыковлено и тем самым объективировано.
Когнитивная лингвистика – молодая область языкознания, но все же и она уже имеет свою историю. Ее история связана прежде всего со становлением когнитивной науки (когитологии, когнитивистики), важным аспектом которой она является. Когнитивная наука (cognitive science/sciences) – наука, занимающаяся человеческим разумом и мышлением (mind) и теми ментальными (психическими, мыслительными) процессами и состояниями, которые с ними связаны; наука, предметом которой является когниция – познание и связанные с ним структуры и процессы; исследование феномена знания во всех аспектах его получения, хранения, переработки и т.д., в связи с чем главными проблемами когнитивистики считаются вопросы о том, какими типами знания и в какой форме обладает человек, как репрезентировано знание в его голове, каким образом приходит человек к знанию и как он его использует. Хотя непосредственные объекты этой науки определяются по-разному, чаще всего этим объектом оказывается информация и главное – обработка информации и ее переработка, причем не только человеком, но и машиной (компьютером), т.е. все виды деятельности с информацией. В общем виде когнитивная наука – это и знание, и познание, и информация, и человеческий разум и сознание, и человеческий мозг как носитель соответствующих систем и их биологическая основа и т.п. По сути, это признание необходимости объединения разных наук, изучающих сознание, в некую междисциплинарную науку о когниции. Объединение наук в рамках когнитивизма диктуется прежде всего пониманием того, что разум – настолько сложный объект познания, что изучение его не может быть ограничено рамками одной дисциплины, даже такой, которая занималась им специально – психологии. Какие же науки объединяет или пытается объединить когнитивная наука? Не вызывает сомнения, что у ее истоков стояли когнитивная психология и лингвистика (или – психолингвистика); к числу когнитивных наук причисляют, однако, то философию, лингвистику, антропологию и нейронауки, то прибавляют к перечисленным дисциплинам логику, то включают в их состав моделирование искусственного интеллекта, то, наконец, справедливо указывают на связь когнитивистики, причем в самом ее зарождении, с методами математического моделирования, теорией информации, кибернетикой и, конечно же, с компьютерной наукой. В европейских направлениях когнитивизма отмечается также связь когнитивной науки и семиотики, что для настоящего периода его развития очень существенно. На более ранних этапах развития когнитивной науки говорили о двух допущениях: – человеческий интеллект может изучаться как материальная символическая система, которая понимается как «своего рода машина, которая порождает развертывающийся во времени набор символьных структур»; для человека такими структурами являются ментальные репрезентации; – свойства материальной символической системы изучаются на таком уровне анализа, который позволяет абстрагироваться от физической или технической стороны указанной системы, а также от материальной стороны механизмов, производящих некие операции с символами. В настоящее время широко обсуждаются вопросы о дате «рождения» когнитивной науки (здесь выдвигаются и мнения о том, что зарождение науки приходится на середину 50-х гг., и мнение о том, что этой датой должна быть признана организация Центра по когнитивным исследованиям в Гарварде в 1960 г. и даже мнение о том, что распространение этой парадигмы знания связывается с 70-ми гг. в американской науке).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |