КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Это имеет этнокультурную специфику: МЫТЬ/СТИРАТЬ –– WASH 10 страница
Переход от действий как таковых к речевым актам осуществляется легко и естественно. Прямое отождествление некоторых видов речевых актов с действием восходит к известной теории перформативов, обоснованной Дж.Остином в начале 1960-х годов. Но дело не только в перформативах. Сама структура речевого акта в основных чертах воспроизводит модель действия: в ней присутствует намерение, цель и производимый эффект (результат). Есть области, в которых вся совокупность действий сводится к речи. Это политика и дипломатия, управление и юриспруденция, дело- и судопроизводство. И тем и другим свойственны намерения, мотивы, цели – явные и скрытые, побочные эффекты, результаты – прямые и косвенные, следствия, оценки – утилитарные и этические. Человек несет ответственность как за речевые, так и за неречевые действия, если они нарушают принятые нормы поведения. И те и другие могут служить основанием для обвинения; и те и другие нуждаются в оправдании. И речевые и неречевые действия развертываются во времени, и те и другие имеют начало и конец, завершение. Для тех и других вырабатываются стратегии осуществления, объединяющие речевые и неречевые акции: слово может стимулировать дело, а действие – слово. Но, несмотря на аналогию слов и дел, речевых актов и поступков, речевые действия специфичны. Их основной отличительной чертой является адресованность. Речевое действие обращено к «другому» – личному или социальному адресату, знакомому или незнакомому, современнику или будущим поколениям, самому себе (т.е. отчужденному от «Я» – «другому»), душам умерших, наконец к Богу или Святому. Речь, сказанная в «абсолютную пустоту», не является речевым действием. Между речевым актом и действием существует обратная связь. Свойства высказывания влияют на структуру действий, входящих в контекст межличностных отношений. Этикет и ритуал характеризуют как речевое, так и неречевое поведение человека. Высказывание, обращенное к адресату, приобретает черты речеповеденческого акта, а поведенческий акт, рассчитанный на восприятие его другим, всегда семиотичен, т.е. подлежит интерпретации. Не случайно спрашивают «Что значит ваш поступок?», приравнивая этим поступок к словам. Другой еще более важной чертой, отличающей речевое действие от неречевого, является наличие в нем суждения (пропозиционального содержания) – полного или редуцированного, участвующего в осуществлении действия. Так, от речевых актов может быть сделан шаг к ментальным действиям, отвлекающим речевой акт от категории времени, ибо суждение атемпорально. Благодаря наличию пропозиционального содержания речевые действия могут получать не только этическую и утилитарную, но и истинностную оценку. Поставим вопрос: всякая ли пропозиция (суждение) имплицирует наличие характерной для речевых актов коммуникативной цели? По-видимому, нет. Истинные общие суждения об устройстве Вселенной (типа Земля имеет форму шара) наименее приспособлены к вхождению в повседневную коммуникацию. Они, однако, охотно включаются в контекст ментальной деятельности, в котором получают функциональные характеристики, становясь аксиомами, посылками, тезисами, гипотезами, подтверждениями, опровержениями, доказательствами, теоремами, доводами, аргументами и контраргументами и т.п. Ментальный акт, пока его содержание не стало общей истиной, не освобожден от мыслящего субъекта: установка на истину не препятствует диалогичности. Функции ментальных актов оказали глубокое влияние на формирование иллокутивных сил, отвечающих теоретическому дискурсу, – полемике, спору, дискуссии, судебному разбирательству и др. Итак, речевые акты имеют черты общности с неречевыми действиями – с одной стороны, и с ментальными актами, с другой. С первыми их сближает, прежде всего, целенаправленность, со вторыми – наличие пропозиционального содержания. Речевые действия выполняют роль посредника между ментальной и реальной деятельностью человека, образуя вместе с ними единый комплекс.
Сегодня логическое направление далеко не исчерпало себя..Во-первых, новую жизнь получили традиционные проблемы лингвистической эпистемологии (науке об истине) в рамках семантики возможных мирах и модальной логики. Компьютерное моделирование, и шире – язык искусственного интеллекта и его аналогии с естественной человеческой когницией делают логический анализ языка активной методикой в когнитивной лингвистике. Перспективным выглядит и логический анализ аксиологии естественного языка (Н.Д. Арутюнова и др.) и особенно – этнолингвистический его аспект – логический анализ языка культуры и культурных концептов этноса. И, наконец, в рамках лингвокультурологии и лингвистической антропологии начинает подниматься проблема закономерного перехода от национальной специфики языка, этнического мировоззрения, ментальности к идиоэтнической обусловленности и самой логики как техники мышления, для которой раньше постулировался универсальный общечеловеческий характер. Союз логического анализа и психолингвистики помогает поставить и решить проблему и индивидуальной психологической обусловленности не только содержания мышления, но и его форм в рамках индивидуального языкового сознания. Это прежде всего ментальные репрезентации и сам процесс человеческой когниции. Логический анализ основ культурной и речевой коммуникации в рамках принципа Кооперации и пр. обогащает и современные прагматические исследования. В лингвистике текста В. Руднев развивает так называемую «философию вымысла»и «морфологию реальности», которая является стыком семиотики, структурального анализа и традиционных идей аналитической философии Фреге и Карнапа. Лингвистическая экзегетика и теологические проблемы языка в русле научного неотомизма предлагают логические основания для наличия «универсального языка», данного Богом, и аргументацию для божественного происхождения языка (в частности – роль субъектно-предикатной структуры в «космическом синтаксисе» и пр.).
ЛЕКЦИЯ 29. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН 1. Аналитическая философия как «философия языка» 2. Проблемы истинности и верификации в аналитической философии 3. Проблемы существования в аналитической философии
Язык насквозь антропоцентричен. Путь к осмыслению феномена человека лежит не столько через естественные науки, сколько через естественные языки. Не случайно основные направления философии 20 в. развиваются под знаком языка. Это вызвало к жизни такое мощное направление логико-философских исследований как аналитическая философия. Это – философская традиция, возникшая как неопозитивистская реакция на кризис позитивизма XIX в. С одной стороны, ее развитию содействовали труды Венского философского кружка, с другой – Оксфордская философская школа во главе с Бертраном Расселом и Джорджем Эдуардом Муром. Подлинным вдохновителем аналитической философии является Людвиг фон Витгенштейн и его главный труд «Логико-философский трактат». Для АФ характерны три главных признака: лингвистический редукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка; «семантический акцент» – акцентирование внимания на проблеме значения; «методологический уклон» – противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ от построения системы философии в духе классических философских построений XIX в. АФ – это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка, старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенства языка, многозначности его слов и выражений, «речи, которая запутывает мысли», по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобы построить такой идеальный язык, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы» (бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому АФ – это прежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов. Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка: Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Перелом в АФ произошел в 1930-е гг., когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания (он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по 1926 г.), Идеи «Философских исследований» Витгенштейна были с воодушевлением приняты англосаксонским философским сообществом. Вся АФ 50 – 60-х гг. XX в. так или иначе оказалась под влиянием этого произведения. Первой разновидностью «аналитической философии» явилась «лингвистическая философия», «философия лингвистического анализа», философия «обыденного языка» Это – философское направление, поставившее своей основной задачей анализ естественного языка строгими методами. Анализ предпринимался с целью определения философски значимых концептов (таких, как «добро», «зло», «долг», «знание», «значение» и др.), опираясь на контексты употребления соответствующих слов в обыденной речи. Другая цель анализа – выявление особой «логики» (правил, регламентов и конвенций) функционирования языка в условиях повседневной коммуникации. Первый круг задач выполнялся концептуальным анализом, второй – логическим анализом речевых актов. Если научно-теоретическое рассуждение направлено на установление объективной истины (истинностного значения предложения), то задача практического рассуждения заключается в выборе цели и способов ее достижения, и оно допускает варьирование. Его итог – принятие решения или предписание, определяющие действия. Логический анализ практического рассуждения (языка морали) был предпринят представителями ЛФ, занимающимися проблемами этики (Мур, Ноуэлл-Смит, Хэар). Мур в противовес этическому натурализму стремился показать, что ключевые для этики оценочные предикаты («хороший», «плохой») не обозначают никакого естественного свойства объектов. Анализ практического рассуждения выявил особый вид нарушений смысловой правильности текста. Первым привлек внимание к этому явлению Мур. Его пример Идет дождь, но я так не считаю известен под названием парадокса Мура. Приведенное предложение не содержит прямого логического противоречия. Это отклонение от нормы, а не от истины. Конвенция общения требует, чтобы говорящий, утверждая что-либо, имел для этого основания. Также на основе идей позднего Витгенштейна оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед за ним Джон Р. Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение о том, как производить действия при помощи одних слов. Джон Уиздом разрабатывает теорию лингвистической терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего и слушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись АФ и психоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учение о том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры. Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что если Шерлок Холмс и не существовал, «то он мог бы существовать при других обстоятельствах» (формулировка Сола Крипке). ЛФ стимулировала создание ряда философских логик, отражающих определенную форму жизни и базирующихся на естественном языке: эпистемические логики, логики оценок, логики предпочтения, логики прескрипций, логики действия, иллокутивной логики и др.
В рамках Венского философского кружка в 20-е гг. ХХ века было создано философское направление верификационизма. Это методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов. Его разработали члены Венского логического кружка, сформированного в 1920-е гг. под председательством Морица Шлика, куда входили известные ученые и философы Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах. Члены Венского кружка в своей философской деятельности руководствовались положениями «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна. Согласно принципу верификационизма, всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта» и выступающих в качестве фундамента любого знания. М. Шлик понимает под «протокольными предложениями» те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в «протокольных предложениях», без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания». Верификационизм основывался на том, что предложение науки может быть сведено к протокольным предложениям и верифицировано. Впоследствии наука это не подтвердила (показала, что это не так). Второй предпосылкой принципа верификационизма была идея независимости «чистого опыта» от самого экспериментатора. Все это опровергла, например, квантовая механика, которая постулировала существование ненаблюдаемых объектов и зависимость результата опыта от наличия фигуры экспериментатора. Рудольф Карнап подверг анализу с позиции истинности так называемые метафизические высказывания, типа Бытие определяет сознание. «В области метафизики (включая всю аксиологию и учение о нормах) логический анализ приводит к негативному выводу, который состоит в том, что мнимые предложения этой области являются полностью бессмысленными. … Если мы утверждаем, что так называемые предложения метафизики являются бессмысленными, то это слово понимается в строгом смысле. В нестрогом смысле предложение или вопрос называют обычно бессмысленным, если его установление является полностью бесплодным (например, вопрос «каков средний вес каких-нибудь лиц в Вене, телефонный номер которых оканчивается цифрой «З») или же предложение, которое является совершенно очевидно ошибочным (например, «в 1910 г. в Вене было шесть жителей»), или такое, которое не только эмпирически, но и логически ложно, контрадикторно (например, «из лиц А и Б каждый на 1 год старше, чем другой»). Предложения такого рода, будь они бесплодны или ложны, являются, однако, осмысленными, ибо только осмысленные предложения можно вообще подразделить на (теоретически) плодотворные и бесплодные, истинные и ложные. В строгом смысле бессмысленным является ряд слов, который внутри определенного языка совершенно не образует предложения. Бывает, что такой ряд слов на первый взгляд выглядит так, как будто бы он является предложением; в этом случае мы называем его псевдопредложением. Мы утверждаем, что мнимые предложения метафизики путем логического анализа языка разоблачаются как псевдопредложения. Язык состоит из слов и синтаксиса, т. е. из наличных слов, которые имеют значение, и из правил образования предложений; эти правила указывают, каким путем из слов можно образовывать предложения различного вида. Соответственно имеются два вида псевдопредложений: либо встречается слово, относительно которого лишь ошибочно полагают, что оно имеет значение, либо употребляемые слова хотя и имеют значение, но составлены в противоречии с правилами синтаксиса, так что они не имеют смысла. … Псевдопредложения обоих видов встречаются в метафизике». Карнап рассуждает такт. 1) Слова типа «идея», «абсолют», «Бог» не имеют значения, т.к. не соответствуют протокольному элементарному предложению «х есть Бог, Я, принцип», т.е. в предложении «Х есть принцип У» не интерпретируется, что значит «быть принципом» и пр.; 2) Имеется еще и второй вид псевдопредложений. Они состоят из слов, имеющих значение, но эти слова составлены в таком порядке, что оказываются лишенными смысла. Синтаксис языка указывает, какие сочетания слов допустимы, а какие нет. Грамматический синтаксис естественного языка не везде выполняет задачу исключения бессмысленных словосочетаний. Возьмем, например, два ряда слов: 1. «Цезарь есть и»; 2. «Цезарь есть простое число». Ряд слов (1) образован в противоречии с правилами синтаксиса; синтаксис требует, чтобы на третьем месте стоял не союз, а предикат или имя прилагательное. В соответствии с правилами синтаксиса образован, например, ряд «Цезарь есть полководец», это осмысленный ряд слов, истинное предложение. Но ряд слов (2) также образован в соответствии с правилами синтаксиса, ибо он имеет ту же грамматическую форму, как и только что приведенное предложение. Но, несмотря на это, ряд (2) является бессмысленным. Быть «простым числом» — это свойство чисел; по отношению к личности это свойство не может ни приписываться, ни оспариваться. «Тот факт, что в обычном языке можно образовать бессмысленный ряд слов без нарушения правил грамматики, указывает на то, что грамматический синтаксис, рассмотренный с логической точки зрения, является недостаточным. Если бы грамматический синтаксис точно соответствовал логическому синтаксису, то не могло бы возникнуть ни одного псевдопредложения». Карнап перечисляет типы ошибок: 1) путаница быть связочного и быть предикатного; 2) путаница «сфер понятий», областей приложимости предикатов. Фраза из Гегеля: «Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, то же самое» – то же псевдопредложение. Вся метафизика состоит из таких предложений. По мнению Карнапа, истоком метафизики (=философии) был миф. Она является недостаточным заменителем искусства (нет его преимуществ, но есть его недостатки). В 1930-е гг. сам логический позитивизм претерпел кризис. По сути, он рассматривал только предложения в изъявительном наклонении, в то время как речевая деятельность гораздо шире (Витгенштейн, с его понятием «языковой игры»). Язык в концепции поздней аналитической философии не описывает реальность, а вступает с ней во взаимодействие. Поэтому принцип верификационизма в 1930-е гг. исчерпал себя, и на смену ему пришел принцип фальсификационизма (К. Поппер). Суть его в том, что доказательством истинности теории как выводного (индуктивного) знания есть не опыт, а возможность ее фальсификации. Теории – это наши собственные изобретения, наши собственные идеи. Они не навязываются нам извне, а представляют собой созданные нами инструменты нашего мышления. Если некоторая гипотеза была выдвинута, проверена и доказала свою устойчивость, ее нельзя устранять без «достаточных оснований». «Достаточным основанием», к примеру, может быть замена данной гипотезы на другую, лучше проверяемую гипотезу или фальсификация одного из следствий рассматриваемой гипотезы. Наряду с непротиворечивостью эмпирическая система должна выполнять еще одно условие: она должна быть фальсифицируемой. Эти два условия в значительной степени аналогичны. Действительно, для высказываний, не удовлетворяющих условию непротиворечивости, стирается всякое различие между любыми двумя высказываниями из множества всех возможных высказываний. Для высказываний же, не удовлетворяющих условию фальсифицируемости, стирается всякое различие между любыми двумя высказываниями из множества всех возможных эмпирических базисных высказываний. Допустимы лишь такие вспомогательные гипотезы, введение которых не только не уменьшает степени фальсифицируемости, а, напротив, увеличивает ее.
Именно в рамках логического анализа языка новое осмысление приобретают вечные философские и логические вопросы, к которым несомненно относится проблема существования. Она в ХХ веке оказалась более «лингвистичной», чем это казалось традиционной науке. Его вновь поставили видные философы и логики того времени — Рудольф Карнап, Алонзо Чёрч, Уиллард Куайн. Известен знаменитый доклад в Британской академии Дж. Э. Мура, одного из основателей «лингвистической философии, «Доказательство существования внешнего мира». Доказательство состояло в том, что Мур поочередно поднимал то правую. То левую руку и громко говорил: «Я точно знаю, что моя рука существует». Это, правда, опровергал еще Б. Рассел, говоря, что теоретически это ничего не доказывает. С логической точки зрения такие вопросы, как «Существует ли Бог?» или «Существуют ли единороги?» являются реальной проблемой, потому что слово существовать выступает в речи одновременно в двух функциях. Когда мы говорим Он спит, мы тем самым подразумеваем, что он существует. Любому утверждению о фактах предшествует молчаливая презумпция, что эти факты существуют. В этой функции глагол существоват ь называется экзистенциальным квантором, или квантором (как бы счетчиком) существования. Уиллард Куайн придумал остроумный тест на существование. Предметы существуют, если их можно сосчитать. Но вернемся к единорогам. Их нельзя сосчитать, потому что они не существуют, но тем не менее мы не можем сказать, единороги не существуют, ибо тогда вообще не о чем было бы говорить. Эту проблему понимал еще Платон, она и известна как «борода Платона»: небытие в некотором смысле должно быть, в противном случае оно есть то, чего нет. Эта парадоксальность возникает благодаря тому, что глагол «существовать» выступает и в функции обычного предиката; и вот когда они встречаются в одном утверждении: квантор существования (существует такой X) и предикат существования (X существует), то получается путаница. Мы хотим сказать: «Единорогов не существует», а в результате получается: «Существует такой X, как единорог, который не существует». Одно из решений этого парадокса предложил Бертран Рассел. Он считал, что мир у нас более или менее один. Надо только уметь грамотно в логическом смысле выражать то, что может быть выражено. Этому поможет теория определенных дескрипций (описаний), которая заключается в том, что каждое слово является скрытым описанием, то есть его можно представить при помощи других слов. Тогда мы сможем непротиворечиво говорить о том, что единорогов не существует. Мы разложим слово единорог на описание: ‘животное, являющееся по природе рогатым’, и тогда мы скажем: «Все животные, являющиеся по природе рогатыми, имеют два рога, и при этом нет ни одного из них, которое по природе имело бы один рог». Вот мы и разделались с единорогами. ЛЕКЦИЯ 30. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ И МОДАЛЬНЫХ ЛОГИК
ПЛАН 1. Модальная логика в естественном языке 2. Лингвистические возможности семантики возможных миров 3.Язык и философия вымысла 4. Виртуальные реальности в оппозиции «реальность – текст»
Модальные логики есть попытка преодоления кризиса позитивистского знания и недостаточности формальной логики Аристотеля. В частности, они вырастают из преодоления парадокса существования, который был альтернативен расселовскому, предполагавшему все-таки единство объективного мира. Это путь, по которому пошел один из последних идеалистов XX в. немецкий философ Алексиус Майнонг, считавший, что есть два мира: мир вещей, в котором существуют все материальные предметы, и мир идей и представлений, в котором существуют Пегас, круглый квадрат, единороги и т.п. В принципе по тому же пути в 1940—1950-е гг. пошла модальная логика, которая на вопрос «Существует ли Шерлок Холмс?» с легкой руки одного из столпов аналитической философии американский философ Уилларда Куайна отвечала: «Существует в художественном мире рассказов Конан-Дойля», а на вопрос «Существует ли Дед Мороз», – «Существует в детских представлениях о Новом годе». Недостатком этой стратегии было то, что она в результате совершенно размывала границы между существующим и несуществующим, между иллюзией и реальностью. Когда в модальной логике популярными стали концепции о возможно-существующих объектах, сюда попал и злополучный единорог. Единороги не существуют, говорили сторонники этой теории, но логически нет ничего невозможного, чтобы единороги существовали, они являются возможно-существующими объектами. Под эту же мерку попадали Шерлок Холмс, Дед Мороз, Микки Маус, Винни Пух и Григорий Мелехов. Модальная логика суть одна из характерных для современного научного знания многозначных логик. Обычная Аристотелева логика называется двузначной, потому что ее высказывания, имеют два значения, то есть они могут быть либо истинными, либо ложными. Однако мы знаем, что в реальности далеко не всегда можно определить точно истинность или ложность высказывания, и бывают переходные случаи. Например, есть высказывания неопределенные с точки зрения их истинности или ложности: Коммунизм – это молодость мира (вспомним Карнапа – о метафизических суждениях). Вот что пишет по этому поводу один из виднейших современных философов Георг Хенрик фон Вригт: «Возьмем, например, процесс выпадения дождя. Этот процесс продолжается некоторое время, а затем прекращается. Но предположим, что это происходит не внезапно, а постепенно. Пусть р______ – р иллюстрирует, что на определенном отрезке времени вначале определенно идет дождь, потом определенно не идет дождь (– р), а между этими временными точками находится переходная область, когда может капать небольшое количество капель – слишком мало для того, чтобы заставить нас сказать, что идет дождь, но слишком много для того, чтобы мы могли воздержаться от утверждения, что дождь определенно закончился. В этой области высказывание р ни истинно, ни ложно». Таким образом, появляется еще третье значение высказывания: «ни истинно, ни ложно»; или «и истинно, и ложно»; или «неопределенно». Когда соответствующие явления стали обнаруживаться в математике и физике, – назревает необходимость в адекватном описании таких аномальных, с точки зрения двузначной логики, явлений. Здесь-то и помогает аппарат многозначной, например, модальной логики, которая наряду с обычными значениями истинно и ложно оперирует значением неопределенно, или неизвестно, или ненаблюдаемо. Мы знаем для формальной логики Аристотеля, что в основе логического исчисления лежат несколько самоочевидных истин, аксиом, которые мы называем законами логики. В обычной двухзначной логике таких законов четыре: закон тождества (любое высказывание с необходимостью равно самому себе); закон двойного отрицания (двойное отрицание высказывания равно утверждению этого высказывания); закон исключенного третьего (высказывания может быть либо истинным, либо ложным); закон противоречия (неверно, что высказывание может быть одновременно истинным и ложным). В начале XX в. выяснилось, что закон исключенного третьего, строго говоря, не является законом логики, в силу того, что он действует только применительно к конечному множеству объектов, тогда как, например, числа представляют собой бесконечное множество. Вот что пишет об этом известный логик, а также автор знаменитых диссидентских памфлетов А. А. Зиновьев: «Возьмем утверждение: всякое целое число, большее единицы, есть либо простое, либо сумма двух простых, либо сумма трех простых. Неизвестно, так это или нет, хотя во всех рассмотренных случаях это так (а их конечное число). Назовем исключительным числом число, которое не удовлетворяет принятому утверждению. Существует ли такое число или нет? Мы не можем указать такое число и не можем вывести противоречие из допущения его существования. Отсюда делается вывод о неприменимости закона исключенного третьего в таких случаях». Не об этом ли писал К. Поппер в рассуждениях о «проблеме индукции», т.е. невыводимости теоретического знания из эмпирических данных: «С логической точки зрения далеко не очевидна оправданность наших действий по выведению универсальных высказываний из сингулярных, независимо от числа последних, поскольку любое заключение, выведенное таким образом, всегда может оказаться ложным. Сколько бы примеров появления белых лебедей мы ни наблюдали, все это не оправдывает заключения: "Все лебеди белые». Замечено, что высказывания естественного языка плохо поддаются анализу с помощью традиционной логики, особенно модальные высказывания. Например, высказывания «возможно, идет дождь» и «возможно, не идет дождь» не противоречат друг другу. «Может быть, идет, а может, уже кончился». Но их немодальные аналоги — «дождь идет» и «дождь не идет» – являются явными противоречиями. Для подобных случаев и создавались модальные логики разных типов.
Одной из областей применения модальных логик стала семантика возможных миров. Генетически у понятия «возможные миры» него нет ничего общего с научной фантастикой, оно имеет сугубо логико-философское происхождение. Его, как и многое другое, придумал Лейбниц, который рассматривал необходимо истинное высказывание как высказывание, истинное во всех возможных мирах, то есть при всех обстоятельствах, при любом направлении событий, а возможно истинное высказывание — как истинное в одном или нескольких возможных мирах, то есть при одном или нескольких поворотах событий. Например, высказывания математики или логики «а = а» или «2 х 2 = 4» являются необходимыми. Высказывание же «Завтра будет дождь» является возможным (у него есть альтернатива, что, возможно, дождя и не будет). В середине XX века, после второй мировой войны, логика разработала несколько семантических систем, где определяющую роль играло понятие возможных миров. Семантику возможных миров создавали такие философы и логики, как Ричард Монтегю, Дана Скотт, Сол Крипке, Яакко Хинтикка. С философской точки зрения важно, что в этих построениях действительный мир рассматривается лишь как один из возможных. Действительный мир не занимает привилегированного положения. Именно это представление было чрезвычайно характерным для культурного сознания XX в. Задолго до современной логики, в 20-е гг. нашего века, японский писатель Акутагава привел пример философии возможных миров в рассказе «В чаще», а классической иллюстрацией этого понятия стала новелла Борхеса «Сад расходящихся тропок» – модель ветвящегося времени. В науке XX в. представление об альтернативном будущем играет большую роль. Так, например, русский лингвист-эмигрант А. В. Исаченко в свое время написал работу, посвященную тому, каким рыл бы русский язык, если бы в политической борьбе Москвы и Новгорода победил Новгород, а не Москва.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |