Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд как процесс и как экономический ресурс




ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

 

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд — это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. — Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд — это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12—15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты — брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) — занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни2. По известному определению Аристотеля, «раб — одушевленное орудие,, а ору­дие — неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150—200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, —

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты1, именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия — та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности — стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. — Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой — требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда — производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы — это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие«деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность — это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.