Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья об остальных мыслителях




Д-р Джозеф Джуран разработал трилогию качества - качество планирования, контроля качества и улучшения качества. Хороший менеджмент качества требует действий, которые необходимо запланировать, совершенствовать и контролировать. Процесс достигает контролируемого уровня, затем разрабатываются планы по улучшению показателей для каждого проекта, с использованием инструментов и методов, таких как анализ Парето. Эта деятельность в конечном итоге приводит к прорыву на более высокий уровень, что опять-таки контролируется, чтобы предотвратить любые нарушения.

 

 

Джуран считает, что качество связано с удовлетворенностью потребителей, а также подчеркивает необходимость постоянного улучшения качества с помощью последовательности небольших действий по улучшению, осуществляемых в рамках всей организации. 10 шагов к улучшению качества по Джурану:

1. Сформируйте осознание потребности и создайте возможность для улучшения качества.

2. Установите цели совершенствования.

3. Организуйте достижение целей.

4. Проводите обучение.

5. Выполняйте проекты для решения проблем.

6. Информируйте о прогрессе.

7. Выражайте признание.

8. Сообщайте о результатах.

9. Регистрируйте достигнутые успехи.

10. Поддерживайте импульс.

Он сосредоточился не только на конечном потребителе, но и на других внешних и внутренних клиентах. Каждый человек по всей цепочке, от разработчика продукта до конечного потребителя, является поставщиком и потребителем. Кроме того, человек рассматривается как часть процесса, выполняя некоторые преобразования или действия.

 

 

Арманд Фейгенбаум (Armand V Feigenbaum) является автором "всеобщего контроля качества", который часто называют общим качеством. Он определил это как: " Эффективная система интеграции обеспечения, поддержания и улучшения качества в организации, позволяющая значительно повысить экономическую эффективность производства или услуг, что в свою очередь ведет к полному удовлетворению потребителя ". Фейгенбаум представил это как бизнес-метод и предложил три шага для достижения качества:

· качество лидерства

· современные технологии качества

· организационная приверженность.

Японцы: Д-р Каору Исикава (Dr Kaoru Ishikawa) внес большой вклад в качество, но самым значимым является его взгляд на всеобщее качество, контроля качества в масштабах предприятия, он сделал акцент на человеческой стороне качества, разработал диаграмму Исикавы и обобщил для использования "семь основных инструментов качества":

• анализ Парето какая проблема наибольшая?

• Причинно-следственные диаграммы что является причиной проблемы?

• Стратификация каким образом составлены данные?

• Контрольные листы как часто это происходит или делается?

• Гистограммы что общего в вариациях?

• Диаграммы рассеяния какие взаимосвязи существуют между факторами?

• Диаграммы контроля процессов какая вариация контролируется и как?

Он считал, что эти семь инструментов должны быть широко известны практически всем в организации, и использоваться для анализа проблем и разработки улучшений. Используя их вместе, можно получить мощный инструмент для улучшений. Одним из самых известных инструментов является диаграмма Исикавы («рыбья кость» или причина и следствие).

Как и другие инструменты, этот инструмент помогает в групповой работе над повышением качества. Диаграмма систематически представляет и анализирует реальные причины проблем или следствий. Она структурирует крупные и мелкие причины, приводящие к одному следствию (или проблеме), определяет проблему, определяет возможные и вероятные причины, постепенно сужая количество возможных причин. Она также помогает группам оставаться системными в генерации идей и корректно направляет на определение причин. Формат схемы помогает наглядно представить результаты для других. Д-р Генити Тагути (Dr Genichi Taguchi) считал, что нужно стремиться разработать продукт, который является надежным и стабильным к изменению в процессе производства, а не пытаться контролировать все изменения в течение реального производства. Для претворения этой идеи в жизнь, он оставил знания об экспериментальных разработках, которые сделали стадию проектирования практичной и удобной для специалистов в области качества. Его идея была связана с постоянной оптимизацией продукта и процесса до производства, а не с качеством через контроль. Качество и надежность переместились на стадию проектирования, где они действительно и должны быть, при этом «офф-лайн» качество было разбито на три стадии:

проектирование системы

проектирование параметров

проектирование допустимых допусков

 

Западные гуру:

Филип Кросби известен понятиями "качество –бесплатно" и "нулевой дефект", а его процесс улучшения качества базируется на основе четырех абсолютов:

· качество - соответствие требованиям

· система качества - предотвращение

· выполнение стандартов - нулевой дефект

· измерение качества - цена несоответствия.

Его 14 шагами к улучшению качества являются: Менеджмент должен формализировать политику в области качества. Сформировать команду по улучшению качества на уровне менеджмента (QIT), ответственную за планирование и управление процессом. Определить нынешние и потенциальные проблемы с качеством. Оценить стоимость качества и объяснить как использовать как управленческий инструмент для измерения потерь. Повысить информированность и осведомленность среди всех сотрудников. Принять меры по исправлению положения, с использованием установленных формальных систем для устранения коренных причин проблем. Учредить программу бездефектного производства. Обучать всех работников по улучшению качества. Учредить день «ноль дефектов» с целью напоминания об ответсвенности. Поощрять отдельных лиц и группы на установление целей по улучшению. Поощрять сотрудников сообщать руководству о любых препятствиях, с которыми они сталкиваются в достижении целей по улучшению. Давать официальное признание всем участникам. Создать Совет по качеству для распространения информации. Начать все сначала - сформировать новую команду по улучшению качества.

Том Питерс (Tom Peters) отвел центральную роль руководству в процессе улучшения качества, отказавшись от слова "менеджмент" в пользу "лидерства". Новая роль помощника, в основе которой "управление прогуливаясь" (MBWA), позволяющая руководителю держать связь с клиентами, инновациями и людьми, три основные области в стремлении к совершенству. Он считал, что пока эффективный лидер гуляет, происходит по крайней мере три крупных события:

Изучив успешные американские организации, он пришел к выводу, что любой разумный подход к организации включает в себя, и рассматривает модель «7-S» Маккинси, проходящую через материальные и нематериальные структуры организации:

 

Тема 1: Качество и конкурентоспособность.

Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приво­дят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособ­ности. К таким процессам относятся:

1. Увеличивается предложение потребителя.

Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что с одной стороны у потребителя появляются расширенные возможности выбора, а с другой – обостряются проблемы выживания фирмы. Конкурентоспособность организации становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и будущее фирмы.

2. Ухудшается экологическая обстановка.

Фирмы начинают демонстрировать озабоченность как индивидуальным, так и коллективным благосостоянием общества, а не просто удовлетворением краткосрочных потребностей. Целью экономической системы не должно быть удовлетворение потребностей. Прежде всего, повышение качества жизни. Главная их забота – защита и улучшение среды обитания, в том числе экономическими методами.

3. Усиливается влияние на качество внешних для фирмы факторов.

Качество все больше определяется не инженерами и менедже­рами фирмы-производителя, а внешними для предприятия фак­торами, такими, как запросы потребителей, конъюнктура рынка, конкурентная рыночная среда и т. д. Это требует новых подходов к планированию качества и разработке технических требований к продукции. В основу такого планирования все в большей степени принимается маркетинговый подход, при котором интересы потребителей рассматриваются как приоритетные по отношению к кратковременным интересам фирмы.

4. Качество продукта становится критическим показателем конкурентоспособности.

Услуги и изделия, качество которых ниже требований рынка, утрачивают свою реальную рыночную стоимость, даже при нали­чии привлекательной этикетки с ценой.

5. Ускоряется снижение рыночной стоимости товара в процессе его жизни на рынке.

Организации-производители все меньшее время способны удерживать на рынках ту начальную цену за продукты труда, с которой они выходят на данные рынки. Следовательно, фирмы вынуждены ускорять разработку и внедрение новых про­дуктов (нового качества), что приводит к возрастанию роли ин­новаций в коммерческом успехе фирмы. Фирмы все в большей степени имеют дело с конкуренцией в инновации, основанной на технологическом прогрессе, который все в мире используют как наступательное оружие для завоевания рынка. Это привело к появлению инновационных фирм. На все новых отраслевых рынках инновационность предприятия становится необходимым требованием для успешной деятельности.

6. Возрастающая конкуренция заставляет производителей при­спо­саб­ли­вать услуги и продукты к требованиям все более узких групп потребителей.

Все чаще побеждать в конкуренции стали диверсификационные фирмы. Это привело организации к необходимости повышать уровень диверсификации выпускаемой продукции. Производители вынуждены прибегать к более детальной сегментации рынков сбыта. Вследствие чего им приходится выпускать более мелкие объемы партии одного продукта. Возникает проблема одновремен­ного обеспечения роста качества и экономичного выпуска изде­лий малыми сериями. Потенциал диверсификационных фирм определяется их способностью рентабельно выпускать продукцию малыми сериями.

7. Обостряются экономические проблемы.

Кризисные явления в мировой экономике, сокращение миро­вых запасов полезных ископаемых и непрерывное возрастание себестоимости их добычи, увеличивающиеся затраты на защиту окружающей среды и здравоохранение создают серьезные эконо­мические проблемы для современных организаций. Большинство организаций и дальше должны действовать в условиях усложняющихся экономических проблем, решение которых связано с эффективным поиском пути коренного повышения качества продукции. Впечатляющее число обанкротившихся фирм свидетельствует, что глубокие изменения в экономике влекут за собой быстрое и жестокое наказание за ошибки, в особенности в менеждменте качества. Обостряющиеся экономические проблемы в еще большей степени усиливают значение повышения качества, поскольку современные системы управления качеством позволяют одновременно и повышать качество выпускаемой продукции, и снижать ее себестоимость. Категории «каче­ство» и «экономичность» следует рассматривать не как альтерна­тивы, а как взаимодополняющие понятия.

8. Усиливается международное распределение лидерства ком­паний в области качества.

Ведущие в области качества организации захватывают все но­вые рынки и их сегменты, разоряя конкурентов, не способных производить продукцию надлежащего качества. Усиление этих процессов связано с резким возрастанием роли имиджа фирмы в области качества в ее конкурентоспособности и, следовательно, в коммерческом успехе. Имидж во все большей мере становится решающим при принятии потребительских решений о приобретении того или иного продукта. Это многократно умноженный эффект того, что фирма занимает место мирового лидера в области качества определенных изделий и услуг.

Основные причины глобализации конкуренции:

- в результате развития связи транспорта, туризма, многие сотни миллионов потребителей начинают представлять рынок более однородным, а все большая равномерность потребителей и желаний благоприятно для развития потенциального рынка глобальных товаров;

- распространение технического прогресса происходит столь стремительно, что инновации следует вводить на все крупные рынки одновременно, так как запаздывание на одном из рынков подвергает фирму опасности быть побежденной соперниками;

- стоимость разработки некоторых видов оборудования столь высока, что окупить ее можно лишь на мировом уровне.

Характеризуя современные подходы к обеспечению качества и конкурентоспособности организации и их продукта труда можно отметить следующие черты:

1. Ориентация на потребителя. Самым передовым компаниям под силу ориентироваться и на продукт, и на потребителя. Для осуществления этого важно не только исповедовать маркетинговую концепцию, но обладать сложной и динамичной технологией. Это дает возможность предугадывать развитие потребностей и создавать возможности их удовлетворения, часто до того момента, когда их осознает покупатель.

2. Инновации. Именно введение новых продуктов и технологий – залог конкурентоспособности фирмы.

3. Единая концепция обеспечения качества и конкурентоспособности основывается на подчиненности товаропроизводителей запросам потребителей и интересам общества в целом. Фирмы, наиболее успешно действующие на современных рынках в своих подходах к экономике качества приняли принцип, при котором стратегия улучшения качества включает требования к безопасности продукции для окружающей среды главенствует над факторами цены и прибыли.

Тема 2: Многоаспектность качества.

Качество жизнедеятельности – это субъективно-объективная характеристика, раскрываемая через степень удовлетворения по­стоянно меняющихся потребностей человека. Потребность человек дуальна.

Инпотребности, связан­ные с объектами, которые он потребляет или использует, включа­ют такие жизненно важные компоненты, как качество созданной государством и частными организациями системы обучения, само­обучения и интеллектуального развития личности. Качество объектов труда – качество продуктов, включающее в себя качество приобретаемой человеком продукции и предоставляемых ему услуг.

Аутпотребности (условно-исходящие потребности) человека включают в себя два основных компонента, без которых не может быть полной характеристики качества жизнедеятельности человека:

1. Качество труда (связано с удовлетворенностью своим трудом);

2. Качество отдыха (производительный, условно-пассивный, развлекательный).

Воспринимаемое клиентом качество:

- техническое (качество того, что поставляется фирмой);

- функциональное (качество того, как поставляется техническое качество).


 

Тема 3: Научные основы управления качеством.

Начали формироваться в начале 20 века.

Этапы эволюции:

1. Индивидуальная форма организации работ по качеству (домануфактурное производство);

2. Цеховая организация работ по качеству (мануфактурное производство);

3. Индустриальный этап (конвейер);

4. Системная организация работ по качеству (постиндустриальная эпоха).

В 60-е гг. 20 в. проблемы качества беспокоят управление фирм, менеджмент, руководство привлекают ученых-аналитиков.

Сущность этапов эволюционного развития, научных подходов к управлению качеством.

Этап Охват, стадии ЖЦП Содержание этапа
Контроль качества Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции. Включает методы, позволяющие контролировать качество изготовленной продукции.
Управление качеством Охватывает действия в ходе и после изготовления продукции. Включает методы, позволяющие управлять качеством в процессе изготовления продукции.
Обеспечение качества Охватывает действия перед изготовлением, в ходе и после. Включает меры, позволяющие гарантировать качество.
Всеобщее управление качеством Охватывает все стадии ЖЦП. Включает мероприятия постоянного улучшения всех направлений деятельности с целью удовлетворения и предвосхищения запросов потребителей.

 

1 этап – теория Тейлора (предлагает на производстве учитывать рабочее время, премировать).

2 этап – охватывает производственные процессы распространения статистических методов контроля качества (Шухард, Дейминг, Джуран). Статистические методы позволили контролировать производство и оптимизировать контроль готовых изделий.

3 этап – изменилось понимание гарантий качества. Изготовитель подтверждает лишь то, что на отдельных образцах, проверенных в ходе сертификации, он обеспечил соблюдение установленных требований.

4 этап – в наше время, чтобы обеспечить строгое выполнение требований контракта в отношении всего объема продукции, необходимо внедрить систему качества.

Управление качеством – это не просто функция, а подход к управлению всей организацией в целом. Развивается концепция TQM (total quality management) – всеобщее управление качеством.

Вклад российских ученых в развитие теории управления качеством:

Первый государственный стандарт в России появился в 20-х гг. 20 века.

В 1917 г. появился декрет «О введении метрической системы мер и весов».

1 стандарт «Ост 1. Пшеница». ГОСТ – является добровольным, если нет технического регламента.

ГОСТ – установленные государством нормы к качеству продукта, услуги, процесса, системы.

Технический стандарт – разрабатывается организациями.

ГОСТ РИСО 9000, 9001, 22000:2008 – система производства, а не качества продукта.

ГОСТ – принято в СССР (межгос.)

ГОСТ – в России, после 1993 г.


 

Тема 4: Принципы управления качеством, как синтез восточного и западного подходов.

Появление термина «всеобщее управление качеством» - результат взаимосвязи восточной и западной точек зрения на проблемы качества.

В Европе TQM определяется: это культура организации производства, призванная отвечать запросам потребителей на основе постоянного совершенствования.

На востоке TQM отличается научным подходом и более широким применением методов статистического управления качеством и организации кружков качества.

TQM – философия руководства, которая предполагает широкое использование данных, системную ориентацию и всеобщее управление, возглавляемое высшими руководителями. Это система всеобщего руководства, при которой политика качества, управление качеством, повышение качества и его обеспечение играют важную роль.

Восточный подход.

Восточными странами были разработаны компоненты:

1. 7 инструментов контроля качества (доп. Мат.): контрольные листки, гистограммы, диаграммы рассеивания, стратификация, анализ Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные карты.

Семь основных инструментов контроля качества – набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

 

  1. Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
  2. Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.
  3. Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.
  4. Метод стратификации (расслаивания данных) – инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.
  5. Диаграмма разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
  6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).
  7. Контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

 

 

Они обеспечивают решение 95 % проблем.

2. Принцип Кан-Бан. Заключается в введении различных деталей, частей или компонентов в производственный процесс, в то время, когда они необходимы. Основным требованием системы является: 0 дефектов, 0 запасов.

3. Принцип Ока-Йок. Это метод, обеспечивающий невозможность вывести из строя работу системы за счет неквалифицированного персонала (дуракоустойчивость, 100 % надежность).

4. Методы Кай-Зен. Это фиолсофия непрерывного улучшения работы всех служащих в организации, в результате чего происходит небольшое, но ежедневное улучшение выполнения ими своих задач.

5. Методы Тагутти. Оценивают все производимые изменения в денежном эквиваленте.

6. 7 инструментов управления качеством: диаграммы сродства, схемы взаимных связей, дерево решений, матричные диаграммы, анализ матричных решений, диаграмма планирования оценки процессов, стрелочная диаграмма. (доп. Мат.)

  1. Диаграмма сродства - инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных.
  2. Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.
  3. Диаграмма дерева решений - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.
  4. Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.
  5. Матрица приоритетов - инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.
  6. Блок-схема процесса принятия решения - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.
  7. Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать.

 

7. Структурные функции качества. Функция развертывания качества. Это метод учета реальных требований потребителей на всех этапах ЖЦП. Этот метод более эффективный, чем исследование рынков, применяемое в США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.