КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов при доставке экспортных грузов
Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов при завозе импортных грузов (продолжение лекции о ТЭО контейнеров) Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контейнерах при завозе импортных грузов рассмотрим на примере их ввоза в СНГ через морские порты. В общем случае ТЭО контейнерных грузов включает в себя следующие виды услуг: • выделение порожнего контейнера в порту отправления; • подача порожнего контейнера в пункт грузоотправления; • доставка контейнера, загруженного грузоотправителем, до порта отправления; • выполнение экспортных формальностей в стране отправления и транзитных странах; • морская перевозка груза до российского порта назначения; • организация грузовых операций в российском порту (операции по внутрипортовому экспедированию); • выполнение импортных таможенных формальностей; • доставка грузов из порта до склада грузополучателя; • возврат порожнего контейнера. Как правило, экспедитор может взять на себя выполнение всех этих услуг или только их части в зависимости от договора с клиентом. Чаще всего экспортные таможенные формальности выполняет сам грузоотправитель (или его экспедитор в порту отправления). При организации доставки импортного груза в контейнерах транспортно-экспедиционные операции выполняются в следующей последовательности. 1. Коммерческая работа экспедиционной компании с клиентом по доставке импортного груза начинается с получения письменного или устного запроса на котировку ставки на перевозку и обработку груза. Запрос включает в себя: • наименование груза; • особые свойства груза (опасный, рефрижераторный, скоропортящийся и др.); • тип необходимого контейнера под загрузку груза; • наименование пункта отправления и пункта назначения; • возможность перегрузки груза в процессе доставки; • предполагаемый объем каждой партии груза; • желательное транзитное время и т.д. 2. На основании информации, полученной из заявки клиента, экспедитор запрашивает ставки морского фрахта у морских перевозчиков (ответ на запрос, как правило, поступает в течение нескольких дней). Кроме ставки морского фрахта при выборе морского перевозчика необходимо уделять внимание следующим факторам: • наличие порожнего оборудования (контейнеров) в порту отправления; • срок действия ставки (ставка фрахта имеет ограниченный срок); • условия кредитования фрахта (экспедитор может согласовать с судоходной линией отсрочку оплаты фрахта в случае, если клиент требует отсрочки платежа); • частоту отходов судна в порту отправления; • предоставление дополнительных услуг. 3. В соответствии с условиями доставки экспедитор выбирает одну из транспортно-технологических схем перевозки груза из порта назначения до склада грузополучателя. При этом необходимо учитывать основные особенности использования различных видов транспорта, особо значимые при ТЭО. Отправка контейнеров автомобильным транспортом позволяет осуществить доставку груза из порта назначения до склада грузополучателя в максимально короткое время (скорость доставки грузов около 500...700 км/сут). Перевозка автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным транспортом целесообразна на расстояние до 1 500 км. При доставке груза автомобильным транспортом из порта до места назначения следует учитывать, что на автомобильных дорогах действует ограничение нагрузки, приходящейся на ось АТС, за превышение которой взыскивают дополнительную плату. Следует также учитывать относительно высокую возможность поломки АТС в пути следования. Для перевозки импортных грузов под таможенным контролем автотранспортные организации получают лицензии таможенного перевозчика, что является обеспечением доставки груза, причем таможенный перевозчик берет на себя ответственность за доставку груза перед таможенными органами. При этом ставки на перевозку обычным и таможенным перевозчиком до одного и того же пункта могут отличаться в 2 – 2,5 раза. При перевозке товаров, уже готовых к потреблению (продукты питания, бытовая техника и т.д.), а также ценных грузов целесообразно отправлять АТС из порта колоннами и снабжать вооруженной охраной. Кроме того, при заключении договора перевозки с автотранспортной организацией на вывоз груза из порта экспедитор должен предусмотреть в договоре ответственность автомобильного перевозчика за сдачу порожних контейнеров после доставки груза на склад получателя на терминал, указанный экспедитором. Доставка груза из порта железнодорожным транспортом до места назначения может осуществляться следующими способами: • в крытых железнодорожных вагонах. В этом случае груз перегружается из контейнера судоходной линии в вагоны. Крытые железнодорожные вагоны бывают нескольких типов и отличаются по объему (чаще всего 122 и 138 м3). Перед загрузкой груза в вагоны экспедитору необходимо тщательно их осмотреть и для обеспечения сохранной перевозки груза при необходимости отремонтировать. Наиболее часто встречающиеся дефекты, на которые экспедитору необходимо обратить внимание в первую очередь, – это негерметичность крыши вагона и неисправность запорных устройств. Для обеспечения своевременной подачи порожних вагонов в порт под загрузку экспедитору целесообразно заключить договор с узловой железнодорожной станцией (депо) на ремонт, подготовку и подачу порожних вагонов в порт. Все дополнительные расходы по подготовке вагонов экспедитор должен учитывать в общих расходах на перевозку; • двадцатифутовых контейнерах железнодорожного перевозчика. При перегрузке груза из контейнеров судоходной линии в контейнеры железнодорожного перевозчика с последующей отправкой по железной дороге основной проблемой является транзитное время. При отправке двух или трех контейнеров на одной платформе они перевозятся до станции назначения без перегрузок в пути с транзитным временем, соответствующем отправке груза в крытом вагоне. В случае отправки одного контейнера на платформе на узловых станциях этому контейнеру подыскивают «пару», т.е. контейнер, следующий в попутном направлении. Экспедитору при выборе транспортно-технологической схемы доставки необходимо учитывать, что в ожидании попутных контейнеров контейнер может сниматься с платформы на каждой узловой станции; • контейнерах судоходной линии. В этом случае необходимо заранее получить согласие судоходной линии, поскольку некоторые из них очень неохотно отдают свои контейнеры для отправки по железной дороге. При планировании такой отправки экспедитору необходимо: убедиться, что станция назначения имеет оборудование для обработки контейнеров; обеспечить контроль возврата порожнего контейнера; иметь агента-экспедитора, который организует выполнение ПРР, таможенное оформление и возврат порожних контейнеров. 4. На основании полученной ставки морского фрахта, ставки на выполнение ПРР, железнодорожного тарифа или договорной ставки на автотранспортную перевозку, тарифов, связанных с выполнением необходимых формальностей и экспертиз (в зависимости от вида груза) и желаемого уровня рентабельности, экспедитор определяет сквозную ставку для конкретной выбранной транспортно-технологической схемы доставки груза и сообщает ее клиенту. По требованию клиента сквозная ставка может быть подробно расписана по статьям. 5. После согласования с клиентом сквозной ставки, типа используемых контейнеров, условий оплаты фрахта, условий оплаты прочих услуг экспедитора подписывается договор на ТЭО. 6. После подписания договора клиент высылает экспедитору заявку (экспедиторское поручение) на доставку груза с указанием реквизитов грузоотправителя. 7. Экспедитор высылает реквизиты грузоотправителя агенту судоходной линии в российском порту, а тот, в свою очередь, высылает их агенту в порту отправления. 8. Агент в порту отправления связывается с грузоотправителем (или его экспедитором) и организует выделение и подачу порожних контейнеров под загрузку. 9. Экспедитор получает сообщение о том, что букинг[2] состоялся и ожидаемую дату прибытия судна с контейнером в порт назначения. За несколько дней до прибытия контейнера в российский порт агент судоходной линии извещает экспедитора о прибытии контейнера. 10. По прибытии контейнера в порт экспедитор выполняет операции по внутрипортовому экспедированию: организует грузовые работы в порту (оформление разнарядки на отгрузку груза, предъявление контейнеров для таможенного досмотра, выполнение процедуры отгрузки груза конечному получателю); оформляет транспортные и таможенные документы на вывоз груза из порта. Подробно операции по внутрипортовому экспедированию с последующей отправкой груза автомобильным или железнодорожным транспортом рассмотрены в подразд. 2.1. Схема организации перегрузки импортного груза в контейнерах через морской порт представлена на рис. 5.
Рис. 5. Схема организации перегрузки импортного груза в контейнерах через морской порт: 1 – запрос на котировку ставки на перевозку и обработку груза; 2 – запрос ставки морского фрахта; 3 – запрос ставки наземного перевозчика; 4 – котировка сквозной ставки на доставку груза; 5 – договор на ТЭО; 6 – заявка на перевозку груза; 7 – заявка на отправку груза с реквизитами грузоотправителя; 8 – извещение о выделении и подаче порожних контейнеров с датой их прибытия под загрузку; 9 – извещение об ожидаемой дате прибытия судна (контейнеров); 10 – заявка наземному перевозчику на перевозку контейнеров; 11 – подтверждение наземного перевозчика; 12 – разрешение судоходной линии на получение контейнеров с терминала; 13 – запрос инструкций клиента; 14 – инструкция клиента; 15 – разнарядка (инструкция на отгрузку груза); 16 – разрешение терминала на вывоз контейнеров; 17 – погрузка контейнеров на ТС и отправка до места назначения; <=== – движение груза
Для максимального использования полезного объема используемых контейнеров, получив информацию о габаритных размерах ГМ, подлежащих перевозке и их массы, необходимо подготовить схему размещения груза в контейнерах. На основании информации о том, какие грузы и где будут загружаться в контейнеры, необходимо дать заявку агенту судоходной линии на выделение порожних контейнеров. Во всех случаях вывоза порожних контейнеров с территории порта агент вправе потребовать предоставление гарантийного письма на возврат контейнеров к оговоренному сроку или даже внесения залога за контейнеры. При планировании загрузки грузов в контейнеры перевозчика на территории порта соответствующие заявки на выделение порожних контейнеров заблаговременно передаются в экспортный отдел судоходной линии, а в заявках на завоз экспортного груза в порт делается запись о необходимости загрузки груза в контейнеры судоходной линии. Дату и время загрузки груза экспедитор получает от начальника склада (терминала), на который прибывает груз. Именно склад является организатором и исполнителем работ, связанных с загрузкой груза. В необходимых случаях процесс загрузки контролируется независимыми сюрвейерами. Сюрвейер заблаговременно подает заявку на участие в этой операции с подтверждением экспедитора оплаты работы сюрвейера по составлению соответствующих актов. При загрузке грузов в контейнеры на складах грузоотправителей, куда порожние контейнеры доставляются автомобильным транспортом, в договорах с перевозчиками должна быть предусмотрена их ответственность за повреждение контейнеров, а также их утрату или возврат с нарушением сроков нахождения контейнеров у клиента. При оформлении автомобильных накладных на порожние контейнеры в них, кроме подробного адреса места загрузки контейнера, должен быть указан телефон и фамилия контактного лица, отвечающего за загрузку контейнера экспортным грузом и оформление транспортных и товаросопроводительных документов. Об отгрузке порожних контейнеров из порта необходимо информировать грузоотправителя по той же схеме, что и при отправке груза в порт. При загрузке в контейнеры грузов, для крепления которых используется специальное оборудование, необходимо предварительно обеспечить получение этого оборудования. Поскольку экспедитор принимает на себя большую ответственность, получая порожние контейнеры у судоходной линии, необходимо, прежде чем направлять порожние контейнеры клиенту, не только оговорить с ним (в письменном виде) его ответственность за их возможное повреждение, утрату или задержку возврата сверх установленных сроков, но и убедиться в возможностях клиента по правильной организации работ по загрузке грузов в контейнеры. Необходимо проверить: состояние подъездных путей к складам, на которых будет производиться загрузка контейнеров; соответствие подъемно-транспортного оборудования для снятия контейнеров с ТС и их последующей погрузки параметрам контейнеров и условиям выполнения с ними ПРР; квалификацию специалистов, которые могли бы организовать работы по загрузке контейнеров и креплению в них груза; специалистов по таможенному оформлению груза (если груз должен пройти таможенное оформление в региональной таможне) и т.д. Возможна также ситуация, при которой ПРР с крупнотоннажными контейнерами можно осуществлять только на определенных железнодорожных станциях, удаленных от складов клиента. В этом случае порожние контейнеры должны будут доставляться клиенту автомобильным транспортом, а груженые (также автомобильным транспортом) возвращаться на железнодорожную станцию. Операции по погрузке-разгрузке крупнотоннажных контейнеров на железнодорожных станциях, доставке порожних контейнеров на склад клиента автомобильным транспортом и груженых контейнеров со склада клиента на железнодорожную станцию, как правило, требуют привлечения в пункте отгрузки груза квалифицированного экспедитора, умеющего организовать работу с железнодорожным транспортом. Выполнение этих операций грузоотправителем может повлечь за собой как повреждение или утрату порожних контейнеров, так и хищение груза, вплоть до полной невозможности реализации всего процесса доставки груза. Во избежание серьезных финансовых потерь экспедитора, связанных с принятием им на себя ответственности за организацию перевозки железнодорожным (или автомобильным) транспортом порожних и груженых контейнеров, контейнеры и груз должны быть застрахованы в страховых компаниях. После выгрузки контейнера на склад порта и оформления тальманской расписки она заверяется штампом таможни, что в дальнейшем является официальным подтверждением выгрузки груза на склад временного хранения. При приеме на склад массовых грузов (лес, удобрения, металлолом и т.д.), завоз которых до накопления судовой партии выполняется в течение нескольких дней или недель, на каждую суточную партию оформляется краткая таможенная декларация. Если контейнер прибыл в порт уже прошедшим таможенное оформление, для получения таможенного разрешения на его погрузку требуется: транспортный документ, по которому контейнер прибыл в порт, с отметкой региональной таможни «Выпуск разрешен»; четвертый экземпляр грузовой таможенной декларации; счет (инвойс), заверенный на региональной таможне; доверенность грузоотправителя; тальманская расписка со штампом таможни порта, которая подтверждает выгрузку груза на склад. При таможенном оформлении груза на таможне порта требуется полный комплект документов, предусмотренный таможенным законодательством. По требованию таможни порта груз, прибывший в контейнере, может быть досмотрен в порту, для чего на основании уведомления о таможенном досмотре порту Лередается заявка на предъявление контейнеров на таможенный досмотр и заявка на выделение бригады грузчиков для полной или частичной разгрузки контейнеров. Организацией таможенного досмотра и получения разрешения таможни на отправку груза на экспорт занимаются декларанты. После окончания погрузки груза на судно у судового агента необходимо получить оригиналы коносаментов на груз, которые не отправляют судовой почтой, копии коносаментов и манифестов в количестве, оговоренном инструкциями грузоотправителя и капитанскую расписку, заверенную судовой печатью. В обобщенном виде ТЭО грузов в контейнерах, отправляемых на экспорт через морской порт, выполняется в следующей последовательности. 1. Получив заявку клиента (грузоотправителя) на доставку груза, пригодного для перевозки в контейнерах, экспедитор выясняет, каким видом транспорта (автомобильным или железнодорожным) контейнеры будут доставляться в порт отправления, и подает заявку наземному перевозчику на осуществление перевозки. Кроме того, экспедитор подает заявку владельцу контейнеров на выделение порожних контейнеров. 2. Порожние контейнеры доставляются в пункт отправления, где затариваются грузом в соответствии с правилами загрузки контейнеров. При загрузке контейнеров на складах грузоотправителя организация инспекции груза сюрвейером является обязанностью грузоотправителя, однако в обязанность экспедитора в этом случае входит подача всех порожних контейнеров грузоотправителю одновременно и вывоз груженых контейнеров только после их опломбирования инспектором. 3. Одновременно с процессом выделения и подачи порожних контейнеров в пункт отправления экспедитор бронирует место на морском судне и направляет агенту в порту погрузки инструкцию по оформлению грузовых документов. 4. По прибытии контейнерного груза в порт отправления экспедитор оформляет поручение на отгрузку экспортного груза. В некоторых случаях пограничная таможня может потребовать предъявления контейнеров для выборочного или сплошного досмотра. В этом случае экспедитор должен немедленно известить грузоотправителя и запросить у него инструкции по дальнейшим действиям (например, вызвать сюрвейера на таможенный досмотр с последующим опломбированием пломбой сюрвейера или организовать таможенный досмотр без присутствия сюрвейера с предоставлением оригинала акта таможенного досмотра с заверенным в торгово-промышленной палате переводом). 5. После погрузки контейнера на судно капитан расписывается в коносаменте (тем самым удостоверяя принятие контейнера на борт судна для перевозки в порт назначения), который передается агенту в порту отправления. 6. Коносамент из порта отправления пересылается в порт назначения. По данному коносаменту агент в порту прибытия получит контейнер. 7. Агент в порту отправления предоставляет агенту в порту прибытия точные сведения о грузе, его маркировке и загрузке контейнера. 8. Агент в порту назначения разгружает контейнер, уведомляет получателей груза о его прибытии и выдает или доставляет груз грузополучателю в обмен на оригинал коносамента, но только после того, как убедится (получит подтверждение), что все платежи за перевозку внесены. Схема организации ТЭО перевозки экспортного груза в контейнерах через морской порт представлена на рис. 6. Рис. 6. Схема организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозки экспортного груза в контейнерах через морской порт: 1 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между грузоотправителем и внешнеторговой компанией (условия EXW); 2 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между внешнеторговой компанией и конечным грузополучателем (условия CIF); 3 – договор транспортной экспедиции; 4 – запрос ставки; 5 – направление формы заявки клиенту (вопросник); 6 – ответ на вопросник (заявка клиента); 7 – договор с наземным перевозчиком; 8 – договор с контейнерным терминалом; 9 – котировка ставки с указанием транспортно-технологической схемы доставки груза после подтверждения клиентом становится поручением на организацию перевозки; 10 – приложение к внешнеторговому договору; 11 – согласование сроков и способа вывоза груза; 12 – заявка владельцу контейнеров на выделение порожних контейнеров; 13 – указание владельца контейнеров терминалу на выделение порожних контейнеров экспедитору; 14 – заявка наземному перевозчику на выполнение перевозки; 15 – подтверждение наземного перевозчика; 16 – извещение о выданных порожних контейнерах; 17 – перевозка порожних контейнеров; 18 – извещение о подаче порожних контейнеров; 19 – перевозка груженых контейнеров; 20 – извещение об отправке груженых контейнеров; 21 – резервирование места на морском судне и направление морскому перевозчику инструкций по оформлению грузовых документов; 22 – подтверждение морского перевозчика в приеме груза к перевозке; 23 – поручение на отгрузку экспортного груза (агенту морского перевозчика направляется в копии); 24 – договор между морским перевозчиком и контейнерным терминалом; 25 – погрузка на морское судно; 26 – выдача грузовых документов; 27 – извещение клиента об отгрузке груза на экспорт и пересылка грузовых документов; 28 – выгрузка груза в порту назначения и выдача его получателю;
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |