Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы осуществления местного самоуправления




Понятие системы местного самоуправления как совокупности форм прямой (непосредственной) демократии

Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами в различных организационных формах, которые в своей совокупности образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местной жизни.

Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.

 

Российское законодательство дает необходимые основания для определения структуры местного самоуправления в широком и в узком смысле слова.

Как уже отмечалось – в широком смысле слова – это территория муниципального образования (имеющая муниципальную собственность, финансы и выборные органы местного самоуправления), где осуществляется местное самоуправление.

В узком понимании местное самоуправление означает структурированность его институтов, решающих вопросы местного значения. Данный аспект относится к организационно-управленческой структуре местного самоуправления.

 

В политическом и компетенционном плане российское законодательство не предусматривает разделение власти населения, закрепляя лишь формы ее осуществления (статья 130 Конституции Российской Федерации и статья 2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

через непосредственную деятельность самого населения (формы прямой (непосредственной) демократии);

осуществление собственной компетенции органами местного самоуправления (формы представительной демократии).

 

Новым Федеральным законом предусмотрены не только расширение форм прямой демократии, но и значительные уточнения по формам представительной демократии:

1) закреплены публичные слушания – участие жителей муниципального образования в обсуждении проектов муниципальных правовых актов. Это довольно жесткая норма. Проводит публичные слушания глава администрации. В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

- проект устава муниципального образования, а также проект о внесении в него изменений;

- проект местного бюджета и отчета о его исполнении;

- проекты планов и программ развития муниципального образования;

- вопросы о преобразовании муниципального образования;

2) закреплено голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Этой формы раньше не было. Особенностью являются ограничения – основания для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие), что подтверждено в судебном порядке. Голосование по отзыву проводится в порядке, установленном для проведения референдума;

3) закреплено голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования (сходы, согласие населения, голосование);

4) разграничены понятия схода граждан (проводится для решения вопросов местного значения), собраний граждан (для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления ТОС), конференций граждан (собрание делегатов) – своеобразное собрание граждан;

5) закреплена форма опрос граждан – для выявления мнения населения при принятии решений ОМСУ и органами государственной власти.

Перечень организационно-правовых форм прямой демократии законопроект оставляет открытым, т.е. могут вводиться и другие формы осуществления населением местного самоуправления.

 

Референдум· - голосование граждан, проводимое на территории муниципального образования по вопросам местной жизни.

Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми органами власти и управления, физическими, юридическими и должностными лицами на соответствующей территории и не может быть отменено иначе, как референдуме и являются верховенствующими на соответствующей территории.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию(обнародованию) не позднее 10 дней после подведения итогов референдума и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен другой срок. Все изменения в действующие нормативные правовые акты должны быть внесены в двухмесячный срок.

Вопросы выносимые на референдум. На референдум выносятся предложения в виде проекта правового акта, которые должны начинаться словами «население (указать территорию) на референдуме (дата проведения голосования) решило

Каждый проект, вносимый на референдум должен регламентировать только один вопрос.

В проекте, которым вносятся поправки в действующий правовой акт, должен быть воспроизведен также исходный текст изменяемых статей этого правового акта.

Вопрос, вносимый на референдум, должен быть сформулирован кратко и ясно подразумевать однозначный ответ «да» или «нет».

Формулировка проекта может быть изменена только инициаторами проведения референдума до начала сбора подписей под заявлением о проведении референдума.

 

С требованием о проведении референдума по одному и тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года (могли не собрать подписи, неудовлетворенность принятым решением в случае голосования по альтернативным проектам).

В местном референдуме имеют право непосредственно (добровольно и свободно) участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом.

Голосование тайное, контроль за волеизъявлением граждан недопустим.

.Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию не менее 10 процентов граждан, в порядке народной правотворческой инициативы (большинством голосов представительного органа), либо по требованию не менее 2/3 от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования.

Право требования депутатов о проведении референдума может быть реализовано посредством принятия решения путем поименного голосования, либо путем сбора подписей депутатов, удостоверенных соответствующим должностным лицом представительного органа местного самоуправления.

Реализация права граждан реализуется по решению собрания (схода) граждан (правомочно при участии в нем не менее 50 граждан, имеющих право участвовать в референдуме) посредством добровольного и самостоятельного сбора подписей, который проводят инициативные группы референдума (в составе не менее 10 человек), образуемые на собрании (сходе), принявшем решение о необходимости проведения референдума и утверждении текста, вносимого на референдум.

 

Регистрация инициативной группы проводится представительным органом местного самоуправления на основании протокола собрания (схода) граждан в сроки не позднее двух недель с момента получения им протокола и соответствующих приложений к нему (текст проекта решения, предлагаемого для внесения на референдум и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей)

Отказ в регистрации группы не допускается, если собрание проведено с соблюдением требований Закона.

Представителям инициативной группы выдается свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам в течение трех дней с момента принятия решения о регистрации.

Общее количество создаваемых групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы.

Сбор подписей не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативной группы.

По мере завершения сбора подписей, их надлежащего оформления и представления представительный орган в течение месяца вправе принять одно из следующих решений:

о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения закона инициаторами референдума;

о принятии решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума.

Не позднее 10 дней с момента обнародования решения о назначении референдума публикуется проект вносимого на референдум закона или иного решения.

Референдум не может проводится позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Этот срок может быть продлен органом, назначившим референдум, если в течение двух ближайших месяцев предусмотрен проведение другого референдума или иных выборов.

 

Референдум проводят соответствующие комиссии по проведению референдума территориальная, избирательная комиссия Томской области, участковые комиссии) на специально созданных участках референдума по спискам граждан, имеющих право участвовать в референдуме посредством бюллетеня референдума, имеющем разъяснение о порядке его заполнения.

Текст бюллетеня утверждается соответствующей комиссией по проведению референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

Время проведения голосования с 8 до 22 часов по местному времени. Установление результатов голосования проводится территориальной комиссией в течение 5 дней со дня проведения референдума на основании протоколов участковых комиссий.

Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло менее 25% граждан имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по этому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.

Если на референдум вносились альтернативные варианты решения и два или более из них получили необходимое количество голосов, то принятым считается тот из указанных вариантов, что получил большее количество голосов.

Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления·

В системе муниципального управления избираются должностные лица местного самоуправления. Выборным путем формируются также представительные органы местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Срок полномочий представительного органа и должностного лица устанавливается законами субъекта Федерации и уставами муниципальных образований и не может превышать 5 лет.

Изменение (сокращение, увеличение) срока полномочий не допускается.

Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления не ранее чем за 120 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования на первое воскресенье после истечения соответствующего срока полномочий.

Решение о назначении выборов подлежат официальному опубликованию не позднее 5 дней со дня принятия решения.

При досрочном прекращении полномочий досрочные выборы назначаются в течение 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Днем голосования в этом случае является первое или второе воскресенье по истечении 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Выборы проводятся как по одномандатным, так и по многомандатным округам (их количество не может превышать 5).

Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 21 года, а депутатом представительного органа или лицом, замещающим иные выборные должности местного самоуправления могут быть граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, обладающие пассивным избирательным правом

Избирательные объединения и избирательные блоки, имеющие право участвовать в выборах - политические общественные объединения, региональные, местные отделения общероссийских политических партий, движений и областные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах. Все их решения принимаются на коллегиальной основе.

Всю работу осуществляют через уполномоченных представителей, список которых передается в территориальную избирательную комиссию.

 

Подготовка и проведение выборов

Осуществляют избирательные комиссии (избирком Томской области, территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии), которые в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения избирательных комиссий подлежат публикации.

Решения, принятые в пределах их компетенции обязательны для государственных учреждений органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

Каждая избирательная комиссия имеет свои полномочия, устанавливаемые законом.

Полномочия различных видов комиссий за исключением избиркома области могут исполняться одной из вышеназванных комиссий, о чем избирком области должен принять специальное решение на основании обращения территориальной избирательной комиссии, согласованного с представительным органом местного самоуправления.

 

Избирательные округа

Создаются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования (по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, которые представляются главой муниципального образования) в соответствии со схемой образования избирательных округов (должна быть подготовлена терризбиркомом не позднее чем за 70 дней до выборов), в которой обозначены границы, перечень административно-территориальных единиц (при необходимости домов, улиц), входящих в округ, номер и центр избирательного округа, число избирателей в каждом округе.

Эта схема утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до выборов по представлению территориальной избирательной комиссии и официально публикуется в средствах массовой информации.

Условия для формирования округов:

примерное равенство по числу избирателей на депутатский мандат в одномандатном округе с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов (в труднодоступных - 15, в местах компактного проживания коренных народов -30);

в многомандатном округе отклонение числа избирателей от средней нормы представительства, умноженной на число депутатских мандатов - 10 процентов (труднодоступные - 15)

должен иметь единую территорию (не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий).

Для проведения выборов должностных лиц местного самоуправления избирательным округом является территория муниципального образования.

Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов главой муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов с учетом следующих требований:

не более 300 избирателей на каждом участке;

границы участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их номеров, границ. Мест нахождения избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

 

Списки избирателей составляются в двух экземплярах территориальной избирательной комиссией на основе сведений предоставляемых главой муниципального образования отдельно по каждому избирательному участку и передаются участковым комиссиям не позднее чем за 25 дней до дня голосования..,

Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и избирательными блоками при условии письменного заявления кандидата о согласии баллотироваться, в котором наряду с рядом обязательных требований к оформлению заявления дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Выдвижение начинается за 55 дней до дня голосования.

 

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателей или группы избирателей с обязательным уведомлением окружной (для выборов представительного органа) либо территориальной избирательной комиссии (выборы должностного лица) с последующим сбором подписей в поддержку кандидатов {1 процент от числа избирателей в одномандатном округе, либо 1 процент от числа избирателей в многомандатном округе, поделенного на число мандатов + 15 процентов}.

Выдвижение избирательными объединениями или избирательными блоками

Вправе выдвигать только одного кандидата на каждый мандат тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях.

Протокол выдвижения представляется уполномоченными представителями в окружную (территориальную) избирательную комиссию вместе со списком уполномоченных представителей и доверенностью на уполномоченных.

 

Сбор подписей в поддержку кандидата начинается со дня уведомления избирательной комиссии и представлении соответствующих документов о выдвижении кандидата по подписным листами, изготовленными по определенной форме и только на территории избирательного округа. Сбор подписей по месту работы, учебы места жительства где законом агитация и сбор подписей не запрещен. Запрещен сбор подписей в местах выдачи зарплаты.

Избиратель сам вносит сведения о себе и ставит лично свою подпись. За одного кандидата только один раз.

Подписной лист заверяется подписью лица собиравшего подписи. Оплата только через избирательный фонд.

 

Регистрация кандидатов производится при сдаче подписных листов в окружную (территориальную) комиссии, которые должны быть сданы не позднее 35 до дня голосования, не позднее 30 дней до дня голосования.

Кандидату выдается удостоверение о регистрации.

Отказ в регистрации (нарушение порядка сбора подписей, недостаточное количество собранных подписей, превышение установленной доли недостоверных подписей (10 процентов при первой проверке + 10 процентов при повторной проверке), нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, иные нарушения, предусмотренные законодательством.

Об этом сообщается кандидату в течение суток. Решение комиссии может быть обжаловано в суде в трехдневный срок.

 

Предвыборная агитация осуществляется гражданами, объединениями, политическими партиями зарегистрированными кандидатами в допускаемых законом формах и законными методами и на принципах равных условий доступа к средствам массовой информации. Форма определяется каждым субъектом самостоятельно.

Агитация может производиться:

через СМИ;

путем проведения массовых мероприятий;

путем выпуска и распространения агитационных материалов;

в других, установленных законом формах.

Ограничения. В агитации не могут участвовать члены избиркомов, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации и религиозные объединения, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, а также военнослужащие при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

 

Сроки проведения предвыборной агитации

Начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избиркомов в установленном законом порядке, сохраняются на прежних местах.

В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с результатами выборов.

 

Финансирование выборов.

1. Расходы избиркомов - за счет средств местных бюджетов. Отдельная строка в бюджете. Срок поступления этих средств в избиркомы - в десятидневный срок со дня объявления выборов.

2. Расходы кандидатов - исключительно за счет средств создаваемых ими фондов. Средства этих фондов хранятся на специальных временных счетах кандидатов, открываемых с разрешения избиркомов.

3. Источники формирования избирательных фондов:

денежные средства, выделенных кандидату избирательной комиссией;

собственные средства кандидата (не более 300 МРОТ);

денежных средств выделенных кандидату объединением или блоком (не более 500 МРОТ, установленных законом на день назначения выборов);

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (не более 10 и 100 МРОТ соответственно)

Предельный размер фонда не более 5000 МРОТ.

 

Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии безвозмездно главой муниципального образования. Требования по оборудованию и оформлению помещения установлены законом.

 

Законом установлены также

требования к бюллетеню и порядку его изготовления,

порядок проведения голосования, в том числе и досрочного, вне помещения,

форма протокола и порядок его заполнения

требования к подсчету голосов на избирательном участке

порядок определения результатов выборов, регистрации избранных депутатов и должностных лиц, а также порядок опубликования результатов выборов. И иных процедур.

Ход проведения выборов осуществляется в соответствии с планом календарных мероприятий.

Сходы (собрания) граждан. Законодательство предусматривает две разновидности этого вида прямой (непосредственной) демократии.

К первому виду сходов (собраний) граждан следует отнести те, которые решают свои задачи в пределах компетенции, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Но в федеральном законе предусмотрен и сход (собрание) граждан, который может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления (в том числе и его исключительные полномочия). В этом случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

 

Проведение собраний (сходов) граждан регламентируется законодательством субъектов Федерации. В Томской области, к примеру, это регулирование осуществляется отдельным законом·.

Собрания (сходы) граждан могут проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на определенной его части: селе, поселке, микрорайоне, квартале, улице, жилом доме и других территориях. В случае невозможности их проведения одновременно на всей территории предусмотрена поэтапная форма проведения собраний.

 

В собрании (сходе) имеет право участвовать гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и проживающий на территории муниципального образования.

 

К компетенции собраний (сходов) граждан относятся:

решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законодательством, законами Томской области, уставом муниципального образования;

принятие Положения о ТОС, внесение в него изменений и дополнений. В это положение (по согласованию с представительным органом местного самоуправления) могут быть внесены вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности территории и ее населения, в том числе:

выявления мнения населения при представлении земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и других общественно полезных целей;

общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности

общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей, за качеством работы жилищно-коммунальных служб;

организаций уборки и озеленения территорий;

установление правил пользования общераспространенными полезными ископаемыми;

согласование других положений и правил, затрагивающих интересы населения данной территории.

избрание органов территориального общественного самоуправления и контроль за их деятельностью;

осуществление в соответствие с уставом муниципального образования права правотворческой инициативы;

обсуждение вопросов изменения границ муниципального образования;

 

Собрание (сход) граждан созывается по инициативе не менее 10% жителей территории, установленной для проведения схода граждан, либо по собственной инициативе:

главой муниципального образования;

представительным органом местного самоуправления;

главой органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительные функции;

руководителем территориального органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительные функции;

комитетом (советом) либо иным постоянно действующим органом территориального общественного самоуправления.

Их инициатива оформляется в письменной форме в виде решения (постановления), в котором должны быть указаны вопросы, выносимые для обсуждения, дата и время его проведения.

Инициатива жителей оформляется в письменной форме в виде обращения к органам местного самоуправления.

 

Решение о проведении собрания (схода), либо об отклонении обращения принимается представительным органом местного самоуправления или должностным лицом, к которому адресовано обращение в течение 10 дней с момента поступления.

При принятии решения о проведении собрания (схода) определяется время и место его проведения, а также указываются органы и должностные лица местного самоуправления, ответственные за его подготовку и проведение. Эти органы и лица не позднее чем за 5 дней оповещают всех жителей о времени и месте проведения собрания (схода) и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные способы оповещения.

Инициаторы проведения схода в обязательном порядке уведомляются о принятом решении.

Собрание (сход) считается правомочным при участии в нем более 25% жителей, проживающих на территории, установленной для проведения схода, обладающих избирательным правом.

В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления собрание (сход) считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Собрание может открываться главой муниципального образования, председателем представительного органа местного самоуправления, главой органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительные функции, руководителем органа территориального общественного самоуправления, представителем инициативной группы граждан.

Для ведения собрания избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов. Для подсчета голосов избирается счетная комиссия в составе 1-3 человек.

Повестка дня и регламент работы утверждается собранием (сходом) граждан непосредственно.

На собрании (сходе) ведется протокол. Составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем собрания. Один экземпляр передается главе муниципального образования, либо в орган ТОС для работы и хранения в соответствии с нормативными документами о делопроизводстве.

Решения собрания (схода) принимается открытым голосованием большинством голосов от присутствующих и может быть отменено только собранием (сходом) граждан, а в случае несоответствия действующему законодательству - в судебном порядке.

В случае поэтапного проведения собрания (схода) граждан итоги голосования подводятся специально созданной комиссией для установления общего результата посредством суммирования итогов голосования по всем протоколам. Эти сведения заносятся в итоговый протокол, подписанный всеми членами комиссии.

Решения, принятые на собрании (сходе) граждан обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории, установленной для проведения собрания (схода).

Право правотворческой инициативы собрания (схода) граждан. На собрание может быть внесен проект нормативно-правового акта органа местного самоуправления, разработанный инициаторами проведения собрания (схода) граждан.

В случае, если за него проголосуют не менее 1% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, он подлежит обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления с участим представителей населения (граждан, инициировавших правотворческую инициативу), а результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию.

Решения, принятые собранием (сходом) граждан доводятся до сведения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также всех жителей, проживающих на территории, установленной для проведения собрания (схода) через средства массовой информации и иным способом, определенным в решении не позднее чем в семидневный срок.

Собрания (сходы) граждан вправе обращаться с предложениями в государственные и общественные органы, на предприятия, учреждения, организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть данные предложения и о принятых мерах сообщить главе муниципального образования, либо руководителю территориального органа ТОС, которые доводят полученную информацию до населения.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, производятся за счет средств органа, принявшего решение о его проведении.

Лица, нарушающие положения Закона, препятствующие свободному осуществлению гражданами их права участвовать в собрании (сходе), вести агитацию, а также лица, совершившие подлог документов собрания (схода) граждан, заведомо неправильный подсчет голосов, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Законодательная и народная правотворческая инициатива·. Население области осуществляет народную инициативу путем внесения в Государственную Думу Томской области предложений о рассмотрении на собрании Думы от имени не менее чем 1% от числа граждан, обладающих избирательным правом.

Форма подписного листа в поддержку народной инициативы утверждается Государственной Думой Томской области.

Предложения, оформленные в порядке народной инициативы, рассматриваются Государственной Думой То не позднее одного месяца со дня их регистрации.

Субъектами законодательной инициативы в Государственной Думе Томской области являются депутаты, Глава Администрации (Губернатор) Томской области, органы местного самоуправления, прокурор области, областной суд, Арбитражный суд Томской области, областной Уставный суд, Федерация профсоюзных организаций, а также население от имени не менее чем 1% от числа граждан, обладающих избирательным правом.

 

Обращения граждан в органы власти и органы местного самоуправления·. Жителям области гарантируется право на коллективные обращения в органы государственной власти с письменными петициями об осуществлении законодательных, исполнительных и судебных мер по вопросам, затрагивающим их интересы

Обращение - предложение, заявление или жалоба гражданина

Предложение - обращение, направленное на улучшение деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Заявление - обращение с просьбой о реализации прав гражданина или его интересов.

Жалоба - обращение с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридически или физических лиц.

 

Основные принципы по рассмотрению обращений: законность; гласность; демократичность, доступность и полнота рассмотрения вопросов поставленных в обращениях; принятие исчерпывающих мер для восстановления прав и интересов как отдельных граждан, так и трудовых коллективов и групп населения; устранение причин, порождающих жалобы.

Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления:

разбираться в существе обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки;

принимать обоснованные решения, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям, а в случае их отклонения указывать мотивы со ссылкой на законодательные акты;

анализировать обращения как по временным интервалам, так и в тематическом и социальном разрезах. Использовать аналитические материалы для выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и законных интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб, совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сроки рассмотрения

Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления. Обращения, не требующие дополнительного изучения, разрешаются безотлагательно.

В случае необходимости проведения дополнительной проверки, истребования необходимых материалов сроки могут быть продлены руководителем на срок не более одного месяца. Об этом автор уведомляется в трехдневный срок

Особые положения, которые необходимо знать

 

Предложения и заявления направляются тем у кого в непосредственном ведении находится решение вопроса.

Жалобы подаются вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу. Запрещается их направление тому, на кого жалуются.

Обращения, не содержащие личной подписи, фамилии, имени, отчества и данных о месте жительства признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Граждане имеют право знакомиться с документами и материалами проверок.

Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные вопросы и по ним приняты необходимые меры и даны ответы.

Отказ в рассмотрении должен быть мотивированным.

Решение по обращению может быть обжаловано в вышестоящем орган (должностному лицу) в порядке подчиненности, либо в суд.

 

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)· -это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления на части территорий муниципального образования (микрорайонов, улиц, кварталов, дворов и иных территориях, не являющихся муниципальными образованиями.

 

Вопросы, связанные с организацией и деятельностью ТОС регулируются решениями представительного органа местного самоуправления. (порядок установления территориальных границ.

 

В организации и осуществлении ТОС могут равноправно принимать граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста.

 

Основополагающие принципы организации ТОС - законность, гласность и учет общественного мнения, защита законных прав и интересов населения, широкое участие граждан в в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающих их интересы, самостоятельность в определении приоритетов развития ТОС, выборности, подотчетности и подконтрольности органов ТОС, многообразия форм ТОС и самостоятельности населения при их выборе, сочетания интересов жителей соответствующей территории с интересами муниципального образования, ответственности за принятые решения.

 

Формы осуществления ТОС. ТОС осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний (сходов) граждан, реализации иных форм непосредственной демократии или через создаваемые им органы ТОС - советы (комитеты поселений, микрорайонов, квартальные уличные домовые комитеты и иные органы, определяемые Уставами ТОС.

 

Органы ТОС создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы их проводятся на собраниях (сходах) граждан. Не реже одного раза в год органы ТОС отчитываются о своей деятельности перед собранием (сходом).

Они могут являться юридическими лицами (по уставу муниципального образования). Для приобретения этого статуса органы ТОС подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством

Компетенция собрания (схода) и органов ТОС.

К компетенции первого относятся:

определение основных направлений деятельности ТОС, принятие положения о ТОС, Устава органа ТОС, внесение в них изменений и дополнений;

избрание органов ТОС и прекращение их полномочий;

установление срока полномочий органов ТОС;

осуществление права правотворческой инициативы в органам местного самоуправления по вопросам местного значения (в соответствии с уставом);

контроль за деятельность органов ТОС.

 

К компетенции органов ТОС относятся:

обеспечение выполнения решений схода граждан;

организация жителей к проведению общественных работ;

содействие в проведении массовых общественных мероприятий, мероприятий направленных на улучшение качества оказываемых услуг населению;

общественный контроль за управлением и распоряжением муниципальной собственностью, содержанием жилых помещений;

участие в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы жителей;

прием граждан, рассмотрение жалоб и обращений в пределах своих полномочий и др.

 

Решения собраний (сходов) и органов ТОС - в течении 7 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц, а также до жителей соответствующей территории.

Решения, принятые в пределах соответствующей компетенции обязательны для исполнения органами ТОС и жителями соответствующей территории, а также всеми юридическими и физическими лицами, в отношении которых они приняты. Для органов государственной власти и местного самоуправления они носят рекомендательный характер.

Финансово - экономическая основа ТОС - собственность в виде имущества, приобретенного и созданного органами ТОС в процессе хозяйственной деятельности, а также финансовые средства в виде собственных и заемных средств, доходов от собственной хозяйственной деятельности, добровольные взносы и пожертвования и другие поступления.

В случае делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам ТОС последним выделяются материальные и финансовые средства для осуществления переданных полномочий.

 

Органы ТОС вправе:

создавать организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием средств местных бюджетов и собственных ресурсов;

кооперировать средства населения, организаций (на добровольной основе) для финансирования программ деятельности ТОС;

осуществлять экономическую деятельность в целях удовлетворения социально-экономических потребностей населения

 

Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС. Органы местного самоуправления:

принимают нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ТОС, содействуют разработке положений о ТОС;

создают условия и оказывают содействие в деле становления и развития ТОС, и осуществлению прав на ТОС;

помогают инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов);

вправе делегировать отдельные полномочия по решению вопросов местного значения.

 

Органы ТОС обладают правом правотворческой инициативы в органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Формы представительной демократии);

Представительные органы местного самоуправления.

Высшее должностное лицо местного самоуправления (Главы Администраций муниципальных образований).

Иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.215 сек.