КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новым признаком педагогического творчества сегодня считают и так называемую креативную направленность в учебно – воспитательной работе
Смысл её заключается в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно – творческое усвоение знаний и продуктивное их применение. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства – а оба этих компонента всегда предполагали творчество. Согласно типологии творческих способностей профессия учителя относится к блоку профессий "художник", наряду с профессиями скульптора, музыканта и писателя. Всё это в профессии педагога подчёркивает аспект творчества. Педагогическое творчество имеет и свои особенности. Эти особенности связаны с характером педагогического процесса и его результатом – развивающейся личностью ребёнка. К особенностям педагогического творчества мы отнесём следующие: - жёсткая лимитированность и спрессованность действий педагога во времени (учитель не может ждать, когда его осенит, он должен сразу находить оптимальное решение той или иной задачи); - творчество учителя всегда должно быть нацелено на положительные результаты; - сотворчество – творчество учителя связано с деятельностью ребёнка и педагогического коллектива; - динамичность как постоянное развитие всех элементов педагогического процесса (средство, применяемое сегодня – завтра может устареть); - педагогическое творчество (большая его часть) осуществляется на людях, т. е. в обстановке публичной деятельности; - необходимость управлять своим психическим состоянием. Основная же отличительная черта педагогического творчества, позволяющая говорить о его несравнимости ни с каким другим видом творчества, заключается в том, что учитель всегда творит на живом "человеческом материале". Человечность и гуманность педагогического творчества определяются, прежде всего, жизненной позицией учителя, системой его жизненных ценностей и целей, его личностной творческой концепцией. Это выдвигает на первый план этический аспект педагогического творчества, этику поведения учителя как творца. Это отмечали исследователи педагогического творчества уже в начале 20 века. В структуре педагогического творчества они придавали большое значение наличию идеала. Именно имеющийся у педагога идеал и определяет понимание стоящих перед ним задач, характеризует его отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Идеал – это то, что наполняет творческую педагогическую деятельность так называемым " личностным смыслом" по выражению А. Н. Леонтьева. А личностный смысл, в свою очередь, избавляет от шаблона, формализма, бездумного копирования чужого опыта в рамках своей деятельности. Сегодня структура творческой педагогической деятельности представлена несколько иначе, понятие "идеала" как структурного компонента в ней нет, как мы сейчас увидим. Но он, тем не менее, подразумевается, так как "творческость" педагогической деятельности во многом опирается на осмысление, на рефлексивность позиции учителя. А рефлексивность как раз и предполагает наличие идеала. Помните, у В.В. Маяковского: "Я себя под Лениным чищу, чтобы …" Итак, структура творческой педагогической деятельности может быть представлена сегодня следующим образом: - педагогический замысел - разработка замысла - воплощение замысла в деятельности - анализ и оценка результатов творчества (рефлексия). Основные этапы творческого педагогического процесса: Первый этап – он предполагает возникновение определённой проблемной ситуации и возникновение педагогического замысла по её решению. Здесь учитываются материальные и духовные потребности человека, а соответствующие знания, умения и навыки являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности. Второй этап связан с фактором поиска информации по проблеме и общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с особенностями других людей. Происходит обмен опытом, знаниями, расширяется возможность нахождения творческого решения проблемы – таким образом, как раз и происходит разработка замысла. Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Происходит воплощение замысла (идеи) в педагогическую деятельность. Возникшее решение часто является отправной точкой дальнейшего творческого процесса. Четвёртый этап предполагает осмысление и рефлексию результатов педагогического творчества. Здесь анализируются и оцениваются его результаты. Теперь давайте посмотрим, что же является результатами педагогического творчества? Наиболее масштабными результатами педагогического творчества сегодня считают:
Таковы основные результаты педагогического творчества.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |