Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Множественность представлений о психологической причинности




Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования

Лекция 8. Психологическая причинность

План:

8.1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования

8.1.1. Множественность представлений о психологической причинности

8.1.2. Расщепление психологии на академическую и практическую

8.1.3. Искажения в понимании экспериментальной парадигмы

8.2. Подходы к пониманию закона в психологии

8.2.1. Проблема статуса и сути психологического закона

8.2.2. Дискуссия о психологическом законе в отечественной психологии

8.3. Изменения в понимании причинности в связи с освоением марксистского наследия

8.3.1. Закон как аспект психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации

8.3.2. Проблема причинности в подходе С. Л. Рубинштейна

8.3.3. Методологический подход М. К. Мамардашвили.

8.3.4. Критерий неклассической картины мира " по Мамардашвили

 

Посмотрим, как классическое понимание причинности реализовывалось и видоизменялось в психологии.

Проблема интерпретации психологической причинности тесно связана с теоретическими установками и методологическими позициями авторов в отношении к построению психологического объяснения. Отметим сра­зу, что в психологии используется множество трактовок причинности: причинность мыслится и как синхронная, и как целевая, и как воздей­ствующая и т. д. Говоря о психологической причине, исследователь только в одном случае имеет в виду классическую естественно-науч­ную парадигму — когда в исследовании реализуется проверка каузаль­ной гипотезы, что тесно связано с формальным планированием экспери­мента, в котором предполагается использование причинно-действующих условий или экспериментальных воздействий на изучаемые процессы.

Кроме удовлетворения условиям причинного вывода психологиче­ское исследование, если оно претендует на статус экспериментально­го, сталкивается с еще двумя проблемами, которым реально авторы уделяют неодинаковое внимание, — проблемой понимания причинно­сти в психологических теориях (и в объяснительном звене экспери­ментальных гипотез) и проблемой ограничения поля конкурирую­щих гипотез (как других объяснений по отношению к установленной эмпирически закономерности). Аспекты полноты представленной си­стемы переменных и направленности связи между ними также важ­ны при обсуждении специфики психологической причинности.

Предположения о законах, отражаемых в обобщенных или так назы­ваемых универсальных высказываниях, служат не менее важным основанием причинных интерпретаций. В литературе, обобщающей норма­тивы экспериментального рассуждения, специально обсуждается вопрос о том, с чем же в первую очередь связан причинный вывод: с апелляци­ей к этим законам или к управляемым экспериментатором условиям. Психологические законы как дедуктивно полагаемые обобщения и эм­пирически представленные (выявляемые тем или иным методом) зако­номерности, рассматриваемые как проявление действия законов на уров­не психологических реалий, относятся к разным мирам — миру теорий и миру эмпирических реалий (психологической реальности). Это раз­личие служит для ряда авторов основанием утверждений о непримени­мости экспериментального метода в психологии на том основании, что мир психического — как субъективная реальность — уникален и в нем нет никаких общих законов, что управляющие воздействия извне по от­ношению к нему неприменимы и т. д. Другой поворот этой темы — поиск отличий, т. е. специфики психологических законов как динамических, статистических (в противовес детерминистским утверждениям при физикалистском понимании причинности), как законов развития и т. д.

Обсуждение экспериментальной процедуры с точки зрения того, действительно ли управляемые экспериментатором различия высту­пают в качестве причинно-действующих условий, — лишь один из ас­пектов принятия решения об установленной зависимости. Не менее важными аспектами, связываемыми с этапами содержательного пла­нирования (а не формального) и контроля за выводом, являются ис­пользование определенного психологического закона (гештальта, «па­раллелограмма развития» и т. д.), а также соотнесение теоретического конструкта (и связанного с ним объяснительного принципа) с экспе­риментальными фактами. Психологические реконструкции — суще­ственная специфика вывода из психологического эксперимента в от­личие от бихевиорального.

Но одновременно в психологии представлены и иные взгляды на причинность.

Целевая причина как объяснительный принцип работает в совершен­но разных психологических школах, т. е. явно связана с категориальны­ми приобретениями психологии XX в. В работах Э. Толмена (1886-1959) и К. Левина она дополняет причинно-следственный детерминизм. В исследованиях, реализующих положения теории деятельности, она соотносится с принципами активности и опосредствования. В культур­но-исторической психологии, как это мы рассмотрим позже, и воздей­ствующая, и целевая причинность — как условия — подчинены прин­ципу автостимуляции, предполагающему переход от интерпсихической функции к интрапсихической. Целевая причина для ребенка — взрос­лый в возрасте акме — также не может считаться воздействующей (при­мер В. П. Зинченко). Аналогом целевой причины можно считать двига­тельную задачу в физиологии активности Н. А. Бернштейна.

В психологических теориях присутствуют и варианты недетерми­нистского понимания психологической причинности.

В теории развития интеллекта Ж. Пиаже понятие причинности ока­залось связанным с вопросом о стадиальности развития; в частности, было обосновано синхронное понимание причинности. Согласно тео­рии Пиаже, нельзя ставить вопрос о переходе ребенка с одной стадии развития на другую, обсуждая проблему взаимоотношений мышления и речи так, как она поставлена Л. С. Выготским. Со становлением функ­ции означивания на стадии символического (или наглядного) интел­лекта одновременно развиваются обе функции; логическая координа­ция, а не воздействующая или иная «причина» положена в основу становления структур интеллекта (как группировок) — эти и ряд дру­гих положений теории Пиаже демонстрируют несводимость тех про­цессов, которые необходимо обсуждать в контексте проблемы разви­тия, к классическим представлениям о причинности.

Введение К. Г. Юнгом (1875-1961) принципа синхронистичности, в котором реализован радикальный отказ от представлений о воздей­ствующей причине, рассматривается в современных методологических работах в качестве одного из критериев перехода от классической парадигмы к неклассической. Данный принцип, по замыслу Юнга, дол­жен послужить пониманию таких комплексов событий, которые свя­заны между собой исключительно по смыслу, и между ними не суще­ствует никакой причинной связи.

В экзистенциальной психологии В. Франкла (1905-1997) осуще­ствлена такая «поправка» в психологической причинности, как разве­дение оснований, относящихся только к формам детерминации пси­хики человека, и к тем биологическим или ноологическим причинам, с которыми связаны физические воздействия или биологические за­коны. «Когда вы режете лук, у вас нет оснований плакать, тем не менее ваши слезы имеют причину. Если бы вы были в отчаянии, у вас были бы основания для слез». Как и для концепции Выготского, для концепции австрийского психиатра и психолога ва­жен принцип опосредствованного понимания психологической при­чинности. Но он во главу угла ставит смысловую, специфически чело­веческую причинность, для которой личностный смысл и общение придают основание детерминистскому развитию событий. Франкл при этом противопоставляет не индетерминизм и детерминизм, а пандетерминизм и детерминизм; у него именно духовные основания рас­сматриваются как причинно-действующие.

Как это показано в работе «Исторический смысл психологического кризиса», основной проблемой для развития схем причинного вывода в психологии является картезианское наследие. Отсутствие общепсихоло­гической теории и различия в оценках адекватности предмету изучения используемых в психологии методов исследования остаются современ­ными характеристиками кризиса. В то же время достаточная разработан­ность ряда общепсихологических теорий, использующих категориальные представления о включении того или иного понимания каузальности в логику разработки собственно психологических понятий и — что не ме­нее важно — в схемы методических подходов, соответствующих разным парадигмам соотнесения теории и эмпирии в психологии (психологиче­ских законов и психологических фактов), демонстрирует скорее парадигмальный этап развития психологии как науки, чем допарадигмальный. Другой вопрос, что представление о «нормальной науке», введенное Ку­ном, для психологии дополняется еще одним звеном — расщепления ее на академическую и практическую психологию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.