КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологический подход М. К. Мамардашвили
Системно-причинный подход, предложенный М. К. Мамардашвили, опирался на аналитический метод и концепцию превращенных форм К. Маркса. Первоначально схема метода восхождения от абстрактного к конкретному была применена им к анализу содержания и форм мышления. Несколько позже ориентировка на решение вопросов о роли предметной деятельности и конструктивной роли сознания привела философа к идее амплификаторов развития, вплотную связанной с изменением понимания причинности. Поскольку его методологические работы издавались малыми тиражами, мы представим интересующую нас проблему по одной из них, обращаясь к авторскому тексту. «Классический и неклассический идеалы рациональности» — сравнительно небольшая по объему монография философа, вышедшая в 1984 г. (после гораздо лучше знакомой психологам совместной его статьи с В. П. Зинченко 1977 г.), к чтению которой психолог должен, казалось бы, быть готов лучше, чем кто-либо другой, именно благодаря выдвижению проблемы Наблюдателя и тем самым сознания человека в центр новой картины мира. Идея многомерности и многоуровневости сознания, проблема ограничения возможностей наблюдателя, феномен «третьих вещей» как предметно-действующих механизмов сознания (проблема артефактов) — эти и ряд других оснований пересмотра классической картины мира уже присутствуют в системе психологического знания. Но вместе с тем работа редко становится предметом освоения психологами. И дело здесь не только в трудности языка или стиля автора. Дело в том, что названные проблемы вводятся в круг совсем иных постановок вопросов. И проблема причинности здесь — лишь один из аспектов представления неклассической картины мира. Как категория деятельности расширила для Рубинштейна рамки картины бытия (человека в мире), так категория сознания (включая, как говорит сам Мамардашвили, гениальную идею деятельности) видоизменила в неклассической картине мира представления о континууме внешнего - внутреннего и путях познания. Сама проблема взаимоотношения внешнего и внутреннего, включая идею причинности, была поставлена в ином ракурсе. Не принцип «внешнее действует через внутренние условия» и не имманентная процессуальная причинность усложняет схемы детерминации, а сознательный отказ от «физичности нашего мышления» — с иным возвратом человека в бытие — реализует принцип системной причинности по Мамардашвили. Построение иного пространства мысли, отличного от декартова пространства (с его противопоставлением «описания извне» и «описания изнутри»), рассматривается как назревший этап развития современной логики и методологии науки. Классическая картина мира при этом идет по пути простого переноса на человеческую реальность того континуума мыслительных операций и способов идентификации объектов, которые принципиально неприменимы к бытию человека в силу неустранимости такого «измерения» его, как сознание. Признание необратимости процессов наблюдения и знания в силу неустранимости зазора между миром как таковым (без наблюдателя) и миром уже воспринятым (наблюдаемым) служит для Мамардашвили одним из оснований принципиального признания неопределенности как условия функционирования человека в мире. Этот зазор неустраним во временной перспективе, и в результате любого наблюдения или эксперимента будет оставаться неустранимая разница, которая «существует в силу той простой причины, что любые факты или проявления действия мира, нами воспринимаемые, даны нам всегда в результате каких-то далее неразложимых взаимодействий с миром, внутренней стороной которых является развитие нас самих в качестве вообще способных что бы то ни было выразить, участвующих, следовательно, в каком-то "языке"». И дело не только в том, что действия мира при этом необходимо интерпретированы, но и мы сами уже не можем вернуться в прежнее положение; т. е. факт наблюдения создает неразделимость «внутреннего экранирования или индивидуации сознательными формами самих себя и внешнего пространства их наблюдения». В силу этого зазора, в частности, причинность должна быть выведена за рамки временной оси. Указанная неопределенность порождает, таким образом, неразделимый континуум «бытия-сознания». И причинные пространственно-временные термины, как и термины построения сознательных смыслов о событиях и процессах в мире, функционируют только в этом общем континууме как совместной основе. «Тогда совершенно явно, что сам феномен осознавания или сознание как феномен, принадлежащий этому континууму (т. е. сознание, которое находится в актуальном состоянии), окажется многомерным и многослойным». В понимании единства континуума «бытия-сознания» Мамардашвили обращается не к позиции Рубинштейна, а к позициям Декарта и Маркса как зафиксировавшим два основных направления в понимании закона как обобщенного представления о детерминации — роли понятий о времени и истине. Декарт поставил очень важную проблему временной дискретности бытия человека: «...то, что я есть сейчас, не вытекает из того, что я был несколько мгновений назад, и то, что я буду через несколько мгновений впереди, имея в голове или в руках мысль, — не вытекает из того, что я есть сейчас и двинулся в направлении этой мысли». Причину нельзя поставить во времени не только вперед, но и назад — перед совершающимся событием (бытия или мысли). Континуум активности предполагает, чтобы Бог непрерывно, снова и снова порождал свои творения. Но если Бог порождает что-то в соответствии с какой-то истиной, значит, есть что-то превыше его, а этого допустить нельзя. Поэтому, считает Декарт, истиной следует считать именно то, что Бог сделал, что установилось и как состояние мира, и как мысль, фиксирующая это состояние в нашем мышлении. Бог же в этом картезианском понимании не творит, а воспроизводит и сохраняет. Напомним также, что для реализации активности тела (по Декарту) нет необходимости не только в предпосылке Бога, но и в предпосылке образа. Тело действует как автомат, а автомат не нуждается в образе окружения. Прерывистость причинности — как и все в картезианстве — двоякая. Материальные причины бытийствуют в мире тел. Божественные причины — в мире сохранения континуума бытия и мысли. И в этом содержится догадка об основной проблеме, которую обошла стороной наука Нового времени с рассмотренным ранее пониманием каузальности. Это догадка о том, что введение временной оси в цепь причинных событий делает неразрешимой загадку бытия мира и свободы действия человека в нем. Для Мамардашвили важен «онтологический смысл», или итог этого признания: ничто не предустановлено в виде закона, законы лишь потом устанавливаются. Но само движение мира и человека — это путь создания нового, новообразований. Ни порядок в мире вещей, ни порядок (последовательность) мыслей не могут быть поняты в рамках идеи предустановленной гармонии. Ни добру и ни истине «не на чем держаться в естественном ходе природных явлений» (мы сказали бы, в естественно понятой причинности событий). Но человек кроме естественного совершает и второе рождение — искусственное, культурное. Он становится человеком в мире «третьих вещей», или артефактов. И здесь причинность уже иного характера — причинность, связываемая с неклассическим пониманием рациональности. Это причинность на уровне детерминации жизни и психики (человека как существа искусственного) «превращенными формами». «Превращенность» (а не истинность или ложность) форм, на которые ориентируется человек в своей деятельности, в которых феноменально представлено действие неизвестных ему законов, является «началом» и «источником» воспроизводства любого живого действия и мысли. Такое начало — как источник воспроизводства — не может быть положено на временную ось, оно уходит в континуум «бытия-сознания» как континуум живых форм, возникающих, развивающихся и умирающих. Для Маркса, как показывает Мамардашвили, «радикально неклассический ход мышления, исключивший классическую прозрачность сознания или некоторую внешнюю систему отсчета, с которой любая система могла быть воспроизведена уже в рационально контролируемом виде, предполагает существование разных очагов самодеятельности в системах, разных локусов nod самодеятельности». Человек экономический, о котором писал Маркс, живет естественно-историческим образом, не отражая в индивидуально взятой голове всех звеньев системы. Система же немыслима вне его деятельности, она включает его активность. Акты понимания и принятия решения таким сознательным агентом означают взаимодействия в рамках самой системы, не предстающей поэтому внешнему взору (как существующему в качестве прозрачной точки, не изменяющей систему), даже если он принадлежит сверхмощному уму. Итак, возникает участок неопределенности, не просматриваемый для сознательного понимания. Но это не мешает человеку действовать в таком мире. Нужно только изменить понимание того, как он действует в этом непрозрачном мире, в котором действуют также общие (социальные, экономические) законы. В рамках классически понятого рационального действия это невозможно (тогда надо было бы сделать константами мотивы, желания, интересы и т. д.). Естественно-научное понимание каузальности функционирует в классической картине мира — там, где предполагаются разделенные субъект и объект познания, где субъект может перемещаться в любую точку наблюдения, являясь в то же время «прозрачным», т. е. не изменяющим систему связей. Из признания включенности субъекта как живого агента события следует невозможность классической процедуры рационального анализа; из гипотезы о многомерности сознания — разрушение произвольного детального подразделения причинной структуры как фундаментального допущения классического мышления. Предположение о существовании адекватных действий, регулируемых не на уровне рефлексии, а на уровне их включенности в реальность бытия человека, изменяет понимание рациональности. Классическое понимание рациональности соотносит цели и средства. Законы социальные действуют на уровне полной рациональности. При этом полагается какая-то предустановленная гармония между законом и его проявлением в эмпирической точке пространства и времени. Свободно действующие индивиды реализуют вместе с тем рациональный закон. «Но это становится проблемой, если мы на полном серьезе возьмем факт существования, во-первых, свободы и, во-вторых, неопределенности». Допущением, согласно Мамардашвили, должно быть не предположение о рациональном законе и предустановленной гармонии, а предположение о том, что ряд человеческих действий могут выглядеть избыточными. Наскальные рисунки, символические предметы — не утилитарны, но фактически детерминируют становление человека. Их роль — конструирование, т. е. конструктивная. Они определяют второе рождение человека — как существа культурного, «искусственного». Но означает ли, что такое введение категорий сознания и неопределенности делает невозможным научное познание вообще? Нет, по Мамардашвили это означает критичность в понимании, а также существенное изменение самого принципа причинности. Это совершенно необходимо для анализа проявлений человеческого сознания и деятельности и для анализа мира, для чего недостаточно просто единой причинной цепи событий. Вернуть человека с активностью его деятельности и сознания в мир предлагал также С. Л. Рубинштейн. Но он оставил в своей картине мира классическую трактовку причинности (с такими нововведениями, как влияние следствия на причину, ее процессуальность, возможность анализа-синтеза в членении единой цепи событий на причины и следствия, а также принцип единства сознания и деятельности). Мамардашвили предложил возвратиться к Марксу, и для этого взять в качестве основной его идею системной причинности (существующей вне связи с временным, т. е. физикалистским ее пониманием). Он также считал необходимым домыслить способы бытия человека в естественно-историческом пространстве законов физических и социальных и ввел для этого понятие нового источника детерминации — «третьими вещами», которые являются и не идеальными (рассудочными сущностями), и не физическими телами, а чем-то третьим, что фокусирует вещественность или предметность действия, но не контролируется сознанием. Классический принцип, от которого отталкивался М. К. Мамардашвили, был таков: рационально понимаемо то, что охвачено человеческим действием от начала до конца. Это принцип понимания вещей через понимание сделанного. Неклассический принцип, приходящий ему на смену: «понимание сделанным». У Л. С. Выготского этот принцип претворен в опосредствующей роли стимулов-средств. Мамардашвили особое место в этой сфере «понимания сделанным» отводит знаку. А. В. Брушлинский указывал на интеллектуализм концепции Выготского, влекущий за собой идеализм в понимании развития сознания человека на основе конструктивной роли знака. На наш взгляд, понимание роли знаков как движения превращенных форм явно снимает обвинение в идеализме. И не только потому, что оно восходит к Марксу, а потому, что эти «третьи вещи» не являются идеальными, а указывают причинную детерминацию становления индивидуального сознания посредством освоения заложенных в них «превращенных форм». Можно отметить, что, в отличие от Выготского, для Мамардашвили более важным является не принцип орудийного опосредствования (знак как психологическое орудие), а представление артефактов как «органов» действия. Понимание осуществляет не орган, а человек посредством органа. И имея этот орган, человек не обязан знать его устройство. Органы как артефакты «претворяют» в себе «движение понимания, которое теперь из них самих исходит и распространяется». Он приводит пример того, как Сезанн «мыслит яблоками», демонстрируя, как мы можем что-то узнавать о мире, не зная при этом тех состояний собственного ума, которые нам это знание дают. Понимание сделанным приводит к жизни «понимательные вещи», посредством которых человек и входит в качестве события в мир. Таким образом, как и в подходе Рубинштейна, человек продолжает законы мира. Но этим своим бытием он и определяет появление того зазора, который нарушает классическую картину отражаемого мира с его «прозрачным» внешним наблюдателем. Сознание — в едином континууме бытия-сознания — оказывается существенно иным, чем в рассмотренной выше концепции Рубинштейна. Обращение к проблеме интенционалъности сознания, различение интенционального объекта («имеемого в виду» интенцией, которая сама себя не сознает) и рефлексивного сознания (знания состояния ума) позволяет осваивать «мир возможностей человеческого сознания» по принципу проективной модели. То, что в познаваемом объекте недоступно когнитивным структурам, заполняется феноменально, привнесением тех или иных модусов или интерпретаций. Условиями понимания выступают при этом не только физические. «Предметно-вещественная работа нашей собственной деятельности» выступает носителем тех зависимостей, которые мы реализуем по отношению к нашим поступкам, мотивациям и т. д. Таким образом, деятельно изменяется не только мир внешний, но и мир субъекта. Назвать это изменениями только внутренних условий в концепции Мамардашвили нельзя, поскольку действенным (и воздействующим в системе) оказывается сам этап отображения субъектом условий. Здесь очень важно обращение к различию социальных систем и того, как они отображаются субъектами, наделенными сознанием. Многообразие отображений, в свою очередь, выступает элементами системы, которые преобразуются, вызывая к жизни то, что Маркс называл «превращенными формами». «Рядом преобразований или превращений они закодированы в индивидах так, что они, эти преобразования, превращения, опущены, и индивиды в своих действиях исходят из чего-то, как совершенно непосредственно данного, очевидного и достоверного». В восприятиях и действиях индивида реализуются составляющие системы. Мысля абстракциями, люди реализуют действия или свойства целостной системы, в которую они включены. Демонстрируется это, в частности, следующим примером. Так, мы мыслим абстракцией классов, но в феодальном обществе воевали не классы, а люди. Они к тому же не относили себя к тем классам, которыми мы их маркируем. Поставить себя на место агента (действующего субъекта) в феодальном обществе человек XX в. не может. Кроме того, наше мышление объективирует в нем классы, т. е. онтологизирует познавательные структуры. Таким образом, в познании сущности феодального общества необходимо произойдет редукция. Следовательно, необходимо приостановить наше «объективирующее мышление», порождающее призраки («классов» и др.), и обратиться к феноменологическому уровню. Но что позволяет говорить о феноменальной данности тех или иных явлений? Другими словами, как можно обойтись в научном познании без идеальных абстрактных объектов? Как вернуться к анализу эмпирического опыта и не подменить рефлексией познающего «Я» то, что оно фиксирует? Ведь мы (по Мамардашвили) уже пустили «Я» в мир, а значит, не можем одновременно фиксировать и его движение (рефлексивный акт), и содержание нашего утверждения. Выход намечен в том пространстве (в обращении к бытийности) человека в мире, о котором свидетельствуют адекватные действия, осуществляемые без наличия сознательной цели (и сознательного контроля) от начала до конца действия. В этой связи рассматривается концепция Узнадзе. Так, в установке проявляется понимание без осознания, психологически никак не категоризируемое. Наблюдение феноменов и процессов сознания, которые не объяснимы без допущения их бытийного уровня, — это путь познания, которым, кроме Узнадзе, шли немецкая философия того времени и частично в русской философии Вл. Соловьев. 8.3.4. Критерий неклассической картины мира " по Мамардашвили Переход к неклассической картине мира — это отказ от идеи вечных и неподвижных истин, положенной в основу понятия закона (что в качестве проблемы увидел уже Декарт). Маркс изменил функцию деятельности, в которой и устанавливаются связи, называемые потом законами. Активность в картезианской схеме — это воспроизводство и сохранение, Активность, согласно марксистской теории человека, — это воспроизводство конструктивных новообразований — «третьих вещей» (по отношению к миру физическому и миру идеального), являющихся культурными горизонтами. Простым примером здесь является использование колеса. Не законы физики определяют его использование человеком, а его конструктивное мышление, включенное в реальные бытийные связи. Эти «третьи вещи» Мамардашвили называет «континуально действующими предметно-вещественными механизмами сознания», связывая именно с ними возможность полного понимания. Сконструировав эти предметы, мы видим и понимаем мир с их помощью. Активность в методологических подходах, реализованных в теориях деятельности, — это деятельное связующее звено, возвращающее человека в систему связей с миром, включающим в том числе и роль его сознания. Целостный континуум бытия-сознания присутствует в обеих рассмотренных схемах философского анализа. У Мамардашвили путь возврата человека в мир бытия иной — это путь возврата в целостную систему, где действует принцип системного детерминизма. Но обобщение этого принципа предполагает не только системно-причинные связи, но и неклассическое (расширенное) понимание рациональности. Многомерность сознания порождает в этой системе такие эффекты взаимодействия «многоразличных слоев», что они не могут быть положены в единую цепочку причинной связи в реальном времени и пространстве. Эти эффекты системности означают следующее: многоразличные слои срабатывают вместе и мгновенно, а состояние системы сворачивает и упаковывает себя (или разворачивает) в одновременно срабатывающую иерархию слоев. Это не может быть понято наглядно и предполагает отказ от классического понимания рациональности. «Их онтологический статус непредставим в предметном языке». Отметим также, что невозможно и их структурно-функциональное рассмотрение, как то предлагается принципом системного анализа в другом его варианте, восходящем к работам Л. фон Берталанфи и наиболее полно освоенном в отечественном методологическом подходе Б. Ф. Ломова. Именно этот вариант наиболее известен психологам в рамках разработки принципа системности. Он занимает достаточное место в учебниках, представляющих систему принципов в психологии. В нем нет основного отличия системной причинности — представления о необходимости той избыточности, которая характеризует мир деяний человека, и того естественно-исторического бытия «третьих вещей», посредством которых человек и ориентируется в мире, где действует причинность, включающая его собственные преобразующие действия. Ориентировка на так понятую причинность, как она предстала в рамках неклассической картины мира, не прямо связана с развитием так называемой неклассической психологии, как она предстает в подходах к пониманию личности и сознания. Но концепцией Мамардашвили уже заданы те связующие нити между метапсихологическими категориями и экстрапсихологическими (в терминологии цитированного учебника по теоретической психологии), которые необходимо меняют представления и об объяснительных принципах применительно к уровню базовых категорий.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |