КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон как аспект психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации
Изменения в понимании причинности в связи с освоением марксистского наследия Итак, каузальность в житейском смысле включила предположение о детерминации одного явления или события другим (другими) в том варианте, как его предуготавливают понятия целевой или воздействующей причины, реализующейся к тому же в определенной пространственно-временной развертке. В житейском взгляде на проблему детерминации (применительно к психическим явлениям) она выглядит так, как это диктует «классическая» картина мира в соответствии с естественно-научными представлениями Нового времени: причина действует во времени и пространстве, а знание причин события дает нам «истину». Переход к неклассическим теориям в психологии будет обусловлен и изменением в понимании психологической причинности, и возникновением неклассических представлений о детерминации в рамках философско-методологического анализа. Эти изменения обозначались в круге вопросов, контекст которых задавал необходимость обращения к понятию детерминации. Введение Л. С. Выготским понятия опосредствованности изменило представление о детерминации развития высших психических функций. Причем оно обосновывалось в ином круге обсуждаемых вопросов, чем аристотелевское представление причин или галилеевское, связываемое К. Левиным с пониманием кондиционально-генетического закона. Кризис психологии отразил в том числе и ориентированность разных школ на раскрытие психологических законов (детерминации, развития), в которых прослеживается изменение предмета психологического анализа при сохранении прежнего классического представления о причинной обусловленности событий. Культурно-историческая психология ввела в представления о детерминации идею знакового опосредствования, к чему мы обратимся позже. Пока же остановимся на следующем. Психологические законы невозможно рассматривать в отрыве от психологических теорий, в рамках которых формулируются объяснительные принципы. Но построение закона можно обсуждать и как методологическую проблему, связанную с онтологическим или иным его статусом, в связи с определенным психологическим пониманием каузальности и генеза явлений, в системах разных психологических понятий и разных проблем психологии. Однако изменения в обобщениях представлений о причинности и детерминации связаны не только с развитием научного знания и становлением тех или иных психологических теорий. Они становятся необходимыми линиями обсуждения в философско-методологическом переосмыслении возможностей понимания и познания бытия, если в него включается человек. Рассмотрим с этой точки зрения два подхода, развивавшиеся С. Л. Рубинштейном и М. К. Мамардашвили и отразившие новые методологические линии включения человека в общую цепь причинных событий. Последовательность изложения определяется при этом не только историческим контекстом работ этих авторов, но и степенью их разрушительности для классической картины мира и человека в нем.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |