Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия




Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция частично похожа на монополию (монопольная власть), но в большей степени имеет черты совершенной конкуренции (множество фирм, явный лидер необязателен, вход=выход доступен, свободен).

Но в отличие от совершенного конкурента, монополистический конкурент производит дифференцированный товар (каждая фирма производит вариант, тип товара, который отличается качеством, оформлением, репутацией и т.п.), и в производстве именно дифференцированного товара (своей марки) фирма является монополистом, при этом размеры монопольной власти фирмы зависят от степени отличия ее товара от аналогов других фирм.

Например, рынки бытовой химии, продуктов питания. Потребитель на таком рынке в отличие от монопольного рынка м.достаточно свободно уйти с него и перейти на другой (для него разницы между марками невелика), т.е. его спрос весьма эластичен, хотя и имеет отрицательный наклон.

Дифференцированные товары имеют высокую норму замещения одного другим, но не является абсолютно взаимозаменяемыми. Таким рынком м.считать и саму торговлю (розничную). Как и в условиях монополии, при мон.конкуренции фирмы имеют дело с кривой спроса с отриц.наклоном =>обладают мон.властью (хотя не получают большие π: при своб. входе потенц. возможность получения π привлекает новые фирмы с конкурирующими марками, снижая π до 0).

 

Максимизация прибыли в монополистической конкуренции:

 

В краткоср.периоде (график слева) цена выше ср.издержек, фирма получает π (затененная область).

DSR имеет отрицательный наклон, т.к. товар отличается от конкурентов,

оптимум – QSR на пересечении MRSR и MC. т.е. MR=MC.

В долгосрочном периоде (график справа) прибыль стимулирует вступление в отрасль других фирм, что сократит долю фирмы на рынке и снизит спрос на ее продукцию фирмы (спрос сместиться влево и вниз, а кривые АС и МС останутся на месте для упрощения ситуации). При равновесии в долгосрочном периоде цена=ср.издержкам и фирма получает нулевую прибыль, несмотря на то, что обладает монопольной властью. Т.е. фирма не будет иметь эк.прибыли, хотя в реальности некоторая эк.прибыль будет и в долгосрочном периоде ввиду того, что цены и издержки фирм различны, а товар имеет уникальные особенности > некоторые фирмы б.иметь небольшие прибыли.

Неэффективность монополистической конкуренции:

Наличие монополистической конкуренции определяет последствия со стороны общества и экономики в целом:

1) покупатель платит за единицу товара>чем было бы при совершенной конкуренции (заштрихованная часть – безвозвратные потери общества, т.к. покупатель платит цену>МС фирмы).

2) имеются избыточные произв.мощности, которые не задействованы, из-за чего наименьшие издержки при производстве не достигаются (точка нулевой прибыли левее точки мин.ср. издержек).

Т.о. моноп.конкуренция имеет очевидные отрицательные эффекты, которые однако отличаются от случая с чистой монополией: при моноп.конкуренции они более мягкие, т.к. на большинстве таких рынков монопольная власть невелика, как и избыточные мощности, потому что кривая спроса достаточно эластична. Кроме этого, в отличие от монополии для монополистической конкуренции характерна диверсификация товаров (марки конкурируют друг с другом, что дает возможность выбора покупателю), которая м.б. оценена даже выше существующих при этом общественных потерь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.