Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия




В реальности многие рынки олигополистичны (автомобилестроение, машиностроение, производство компьютеров).

Олигополия – конкурируют лишь несколько фирм, товар м.б. как дифференцирован (автомобили), так и не дифференцирован (сталь).

Моноп.власть и π зависят также и от взаимодействия фирм (сотрудничество, агрессивная конкуренция), при этом каждая из фирм действует стратегически, т.е. при принятии решения об объеме производства, она взвешивает вероятную реакцию конкурентов, исходя из того, что они поведут себя также, как сама фирма – рационально, и оценивая ее поведение тоже.

Гл.значение имеет тот факт, что только несколько фирм производят всю (или почти всю) продукцию.

Вступление новых фирм затруднено (патентование, лицензирование, чаще – экон.барьеры в виде значительной капитализации), в силу чего некоторые или даже все фирмы зарабатывают значительную прибыль в долгосрочном периоде.

Равновесие при олигополии: фирма сама устанавливает цену и объем выпуска, частично исходя из стратегических соображений о поведении конкурентов, причем решения конкурентов также частично зависят от решения этой фирмы. Принцип равновесия при оптим. поведении фирмы в случае конкурентных и моноп.рынков: фирма желает вести себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов, при этом конкуренты б.вести себя наилучшим образом при данном поведении этой фирмы (концепция Дж.Нэша).

 

Рассмотрим наиболее простой вариант – дуополию (две конкурирующие фирмы) – модель Курно, где фирма не знает о решении конкурента, а только догадывается.

Согласно модели Курно фирмы принимают решения одновременно, причем каждая должна решить, какое количество продукции она б.производить.

Выбирая решение, каждая из фирм д.помнить, что ее конкурент в это же время решает ту же самую проблему => конечная цена б.зависеть от совокупного объема продаж этих двух фирм.

Модель предполагает, что фирма принимает объем своего конкурента как величину постоянную, а затем принимает решение о собственном объеме выпуска.

1) допустим, решение принимает фирма 1, которая считает, что фирма 2 ничего производить не будет. В этой ситуации кривая спроса на продукцию фирмы 1 б.совпадать с кривой рыночного спроса. Для упрощения МС – постоянна.

2) фирма 1 считает, что фирма 2 б.производить 50 единиц, спрос уже не б. совпадать с рыночным и сместиться влево

3) фирма 1 оценивает выпуск фирмы 2 в 75 единиц, спрос сместиться еще левее

4) фирма 1 считая, что фирма 2 б. выпускать 100 единиц, примет решение ничего не производить (спрос б.вертикальным, совпадающим с осью):

Т. о. пр-во фирмы 1 (максимизирующее π) зависит от пр-ва фирмы 2 и факт-ки является убывающей функцией предполагаемого объема выпуска фирмы 2, поэтому говорят о реакции фирмы 1- Q1(Q2). Кривая реакции:

 

т.А – равновесие Курно на дуополистическом рынке, экономический смысл которого в следующем:

каждая из двух фирм правильно прогнозирует, сколько б.производить конкурент, что позволит каждой из фирм максимизировать прибыль ( каждая фирма из всех вариантов выбирает наилучший и ни у одной из фирм нет причин к изменению своего поведения).

К сожалению, эта модель ничего не говорит о динамике выбора объемов выпуска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.