Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Картель как простейшая форма горизонтальной интегрированной структуры




 

 

На высококонцентрированных отраслевых рынках у производителей есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику ценообразования посредством ограничения объёма выпуска продукции и назначения одинаковых цен для увеличения совокупной прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждого из производителей. Любое крупное производство получает меньше прибыли, действуя самостоятельно, чем если оно входит, явным или неявным образом, в состав монополии или доминирующей фирмы, обладающими всей полнотой рыночной власти на рынке. Поэтому крупные предприятия стремятся действовать согласованно.

Такое согласование называется картель – ассоциация производителей, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности.

Если картель включает все производства, действующие в отрасли, отрасль становится монополией и предприятия получают монопольную прибыль. Поэтому фирмам очень выгодно заключать картельные соглашения. С другой стороны, если картель сформирован и эффективно ограничивает выпуск, поднимая тем самым цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путём увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирма-нарушитель привлекает дополнительное количество потребителей, в результате чего её прибыль возрастает. Однако подобным образом могут рассуждать все фирмы – участницы картеля, что ведёт к ликвидации картельного соглашения или его неэффек­тивности. Поэтому картельные соглашения не бывают, как правило, долговечными. Во всяком случае их стабильность требует выполнения жестких правил, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Для того чтобы показать, что картели – это не просто теоретическая модель отраслевого рынка, но и реальная проблема экономики, необходимо привести данные о наиболее важных картелях, существовавших в мировой практике (см. табл. 16.1). Наиболее «урожайным» в смысле числа и силы картелей может служить период начала XX в.

Этому есть два объяснения. Во-первых, сами картели довольно устойчивы в периоды возникновения. А начало XX в. – это как раз период бурного роста фирм, их стремления к укрупнению, в том числе за счёт заключения разного рода поведенческих соглашений. Во-вторых, антимонопольная политика ещё довольно-таки либерально относилась к подобным образованиям фирм, что облегчало формирование и поддержание картельных соглашений какой-то период времени.

Все изменилось с середины XX в. – вступили в действие факторы, ведущие к разрушению картелей как таковых (их анализ будет дан ниже), и произошло ужесточение государственной промышленной политики. Сочетание этих двух категорий факторов привело к тому, что картели теперь, как правило, встречаются довольно редко и сохраняют ещё более неформальный характер, если только не поддерживаются самими государствами (как в слу­чае ОПЕК, например). Кооперативные взаимодействия переходят в большей степени к «сознательному параллелизму».

 

Таблица 16.1 Международные картели начала XX в.[1]

Отрасль Годы действия
Алюминиевая промышленность 1923-1939
Производство карбида кальция 1929-1937
Угольная промышленность 1935-1944
Производство меди 1918-1944
Производство вооружения 1920-1944
Производство тяжёлого электротехнического оборудования 1930-1944
Производство электроламп 1924-1944
Оптико-механическая промышленность 1921-1940
Фармацевтическая промышленность 1932-1943
Производство резины 1921-1944
Производство стекла 1932-1934
Сталелитейная промышленность 1926-1933
Сахарная промышленность 1931-1937
Производство цинка 1929-1934

 

Причины возникновения картеля. Известно, что действующие соответственно капиталистическому способу производства, преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение (максимизацию) прибыли. Исходным вопросом в данном контексте будет являться вопрос о возможности максимизации прибыли в условиях картеля. В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает рыночные цены. Таким образом, возникает положительный для других фирм внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание.

Картельное же соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объёма, чем рынок свободной конкуренции.

Пусть картель охватывает все фирмы отрасли. Тогда поскольку картель представляет собой монополию, равновесие в отрасли достигается там, где предельные издержки отраслевого выпуска соответствуют предельной выручки от его продажи (рис. 16.1), при том, что цена на рынке установится на уровне. Выпуск каждой фирмы-участницы картеля, будет определяться там, где условие для картеля будет соответствовать предельным издержкам данной фирмы: выпуск. Заметим, что данный выпуск каждой фирмы меньше конкурентного:.

 

а) «прибыльная» монополия
цена
б) «убыточная» монополия
MC
AC
объём выпуска
цена
PС
объём выпуска
PM
qM qС qi
MR
D
QM
MC
MR

 

Поскольку конкурентная цена оказывается ниже картельной, а кривая предельных издержек фирмы возрастает, картельный объём выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.

С другой стороны, если цена рынка установлена на уровне фирма рассматривает её как данную, то её поведение будет подчиняться условию фирмы-ценополучателя. Фирма будет иметь стимул производить до тех пор, пока её предельные издержки не окажутся равными этой цене, до уровня Этот уровень превышает и картельную квоту и выпуск в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, каждая фирма, в силу обычных экономических законов максимизации прибыли, будет стремиться к нарушению картельного соглашения. Поэтому нестабильность является основной характеристикой картеля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.