Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Политэкономические аспекты монополии и конкуренции




Монополии и конкуренция. Смена капитализма свободной конкуренции господством монополий не означает исчезновения конкуренции.

Монополии и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве.

С образованием монополий характер конкуренции существенно меняется. Старая свободная конкуренция разрозненных товаропроизводителей уходит в прошлое. Решающее значение приобретает конкуренция между крупными монополиями в рамках отдельных отраслей, национальных хозяйств и в масштабе всей мировой экономики.

Современные гигантские экономические комплексы несравненно глубже, чем небольшие фирмы прошлых столетий, втянуты в систему национального и международного разделения труда. Монополии производят приблизительный учёт рынков сбыта, источников сырья, ресурсов, капитала и рабочей силы, технических возможностей, используя для этого обширную статистическую информацию, систему отраслевых и макроэкономических моделей. На базе такого учёта вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовки кадров и т. д. Большинство концернов прибегает не только к краткосрочному, но и к среднесрочному, а в некоторых сферах хозяйственной деятельности – и к долгосрочному (более пяти лет) планированию.

Объектом целенаправленного воздействия при этом оказываются многообразные «стыки» хозяйственных операций, осуществляемых различными подразделениями концерна, соотношения между спросом и предложением, складывающиеся на национальных и мировых рынках. По некоторым подсчётам, от 2/3 до 4/5 всех товаров, поступающих на мировой рынок, производится на основе предварительных соглашений между производителями и потребителями.

Но в этой своей деятельности монополии неизбежно вступают в отношения конкуренции между собой, в острое соперничество друг с другом. Особой остротой отличается конкурентная борьба на мировом рынке.

Например, несмотря на все усилия американских концернов, выпускающих автомобили, электронику и некоторые другие товары, им не удалось предотвратить массированное вторжение на «свои» рынки продукции японских фирм. Примечательно, что некоторые японские и западноевропейские компании развернули производство товаров непосредственно на территории США. В свою очередь американские концерны лихорадочно стремятся усилить собственные позиции в различных регионах мира, в первую очередь в развитых странах.

Появляются новые методы конкурентной борьбы. В условиях домонополистического капитализма главным её средством была ценовая конкуренция (то есть сбивание цен путём предложения цены более низкой, чем у конкурента). При господстве же монополий открытая ценовая конкуренция между концернами – относительно редкое явление. Обладая огромной экономической и финансовой мощью, монополии не могут вытеснить друг друга с рынка без разрушительных последствий для себя. Поэтому на кратковременные колебания спроса они предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей. Цены сохраняют относительную устойчивость даже во время кризисов и, как правило, растут в период экономических подъёмов.

Это не означает отмены ценовой конкуренции вообще. Чаще она носит скрытый характер. Используются т. н. скидки с цен (реализация продукции по более низким ценам по сравнению с объявленными в прейскурантах). Тайное снижение продажных цен принимает иногда значительные масштабы как по величине скидок, так и по диапазону охватываемых ими товаров (особенно во время ухудшения хозяйственной конъюнктуры). На рынках потребительских товаров ценовая конкуренция используется в форме сезонных распродаж по сниженным ценам. В последнее время ценовая конкуренция захлестнула мировые рынки стали, текстиля, химических и сельскохозяйственных товаров, электроники.

Всё более важное значение в монополистической конкуренции приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям, широкая реклама и т. д. Это объективно связано с научно-техническим прогрессом, в условиях которого требования к качеству, надёжности и новизне продукции для потребителей весьма существенны.

Сильнейшим орудием конкурентной борьбы становятся различные нововведения. Современные концерны стали центрами прикладных НИОКР, располагающими исследовательскими лабораториями и большим научным персоналом, контролирующими основные патенты и т. д. Темпы научно-технического прогресса в рамках концернов превратились в решающее условие их конкурентоспособности.

Монопольная прибыль и цена. Образование монополистического капитала отражает существенное изменение основного производственного отношения капиталистического способа производства – между наёмным трудом и капиталом, а также отношений внутри правящего класса. Сложившийся в условиях свободной конкуренции механизм образования средней прибыли и тенденции нормы прибыли к понижению оказывается серьёзно подорванным. Экономически своё господство монополия реализует в монопольной цене и монопольной прибыли.

Монополия, монополистический концерн – это не просто корпорация, отличающаяся сверхкрупными размерами производства и капитала. Это уже качественно новый субъект хозяйствования, с существенно иными, чем у мелких и средних производителей, возможностями как производства прибавочной стоимости, так и обеспечения через рыночный механизм её перераспределения в свою пользу. Сосредоточение в руках монополий огромной экономической мощи позволяет им ограничивать внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цены на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией единолично или чаще всего в сговоре с другими концернами, называется монопольной. Условием её возникновения служит господствующее положение на рынке монополии, будь она продавцом или покупателем товаров.

Пределом монопольно высокой цены является величина платёжеспособного спроса: …

… если крупные компании установят цену на слишком высоком уровне, то объём продажи может значительно сократиться и величина прибыли не только возрастёт, но и уменьшится.

Контроль монополий над ценами рынка закупаемых ими товаров в первую очередь относится к продукции мелких и средних немонополизированных производителей. Цены, по которым она покупается, как правило, бывают монопольно низкими. Но и у этих цен есть экономический предел: они не могут быть, по крайней мере в течение длительного времени, ниже уровня, при котором обеспечивается воспроизводство капитала основной или значительной массы этих мелких производителей, являющихся поставщиками крупнейших корпораций.

Иным становится и характер зависимости между уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение последних уже не влечёт за собой, как правило, автоматического снижения цен на монополизированных рынках. В то же время рост издержек зачастую используется монополиями для навязывания потребителям более высоких цен. В этом – одна из главных причин общей тенденции повышения цен, которая характерна для современной экономики в целом. Исключение составляет ряд новейших отраслей, в которых идёт острейшая конкуренция за завоевание рынков сбыта. Это – производство электронных компонентов, компьютерной техники и некоторых товаров бытовой электроники, цены на которые постоянно снижаются.

Господство многоотраслевых концернов облегчает им перемещение капитала из отрасли в отрасль и в то же время позволяет воздвигать труднопреодолимые барьеры для проникновения в сферу их деятельности других монополий и особенно менее крупных капиталов. Тем самым затрудняются перелив капиталов, выравнивание отраслевых норм прибыли.

Подрыв монополиями внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции позволяет им извлекать монопольную прибыль. Главным её источником является прибавочная стоимость, создаваемая трудом наёмных рабочих на собственных предприятиях концерна.

Получение монопольной прибыли обеспечивается монополизацией производства и связанными с ней преимуществами в технической оснащённости и масштабах производства, в ресурсном обеспечении, более низком уровне материальных и трудовых затрат на единицу продукции.

На длительный срок закрепляется здесь также возможность присвоения дополнительной прибыли (избыточной прибавочной стоимости). Преимущества монополистического капитала в производстве закрепляются монополизацией сферы обращения. Обеспечивая себе более выгодные условия сбыта продукции и закупки сырья, полуфабрикатов и т. п. у мелких и средних фирм, получая у банков дешёвые кредиты (под более низкий процент), концерны в той или иной степени перераспределяют в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных отраслях. Крупным источником монопольных сверхприбылей являются неравные условия работы с производителями развивающихся стран.

Возможность получения монопольной прибыли существует только для крупного и крупнейшего капитала. В отличие от домонополистического капитализма с его принципом «равная прибыль на равный капитал» господство монополистов создаёт иерархическое неравенство норм прибылей.

В обрабатывающей промышленности США за период 1958-1982 гг. доля прибыли в цене продукции компаний с активами свыше 1 млрд. дол. была в 2,2 раза выше, чем у компаний с активами менее 5 млн. дол., и в 1,3 раза выше среднего показателя по всей отрасли.

Одной из наиболее важных характеристик нормы монопольной прибыли является её относительно устойчивый характер, хотя она и подвержена значительным колебаниям, связанным с циклическим развитием капиталистического хозяйства и экономическими кризисами. Причём норма монопольной прибыли намного выше, чем у мелких и средних предпринимателей немонополизированного сектора уже по той причине, что значительная часть последних постоянно терпит серьёзные убытки и ежегодно разоряется. Вместе с тем число вновь возникающих предприятий в этом секторе в некоторые периоды превышает число разоряющихся.

Конечно, бывают, и не так уж редко, случаи когда небольшие и средние фирмы добиваются более высокой нормы прибыли, чем крупные концерны. Но фирмам малых калибров крупные прибыли перепадают в результате случайного стечения обстоятельств. Монополистическая же корпорация сама активно воздействует на хозяйственную ситуацию, создаёт её и тем самым обеспечивает себе устойчивый поток прибыли.

Стремление монополий к максимально возможной прибыли не равнозначно безоглядному желанию урвать прибыль сегодня, сейчас. Временной аспект чрезвычайно важен для монополии, максимизацию прибыли она обеспечивает с расчётом на длительную перспективу. А этого нельзя достигнуть, если не обеспечить сохранение монопольных позиций на рынках сбыта путём приспособления к тенденциям развития производства, вложения средств в изучение вкусов и наклонностей потребителей и т. д. Отсюда следует, что первейшая забота современного концерна – обеспечение монопольного положения на рынке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в непосредственной деятельности монополий такой аспект подчас как бы затмевает их исконную, заветную цель – получение прибыли. Монополии сплошь и рядом могут вкладывать деньги там, где никакой немедленной отдачи они не получают. Но, как показала сама монополистическая практика, без этого механизм получения сверхприбылей не работает.

Возможность чисто монополизированной экономики. Процесс концентрации производства и капитала, а следовательно, их монополизации протекает неравномерно, охватывает разные отрасли в неодинаковой степени. «Чисто монополистического» капитализма не было и нет.

Предприятия отдельных предпринимателей и подавляющее большинство корпораций не являются монополиями, хотя именно из среды корпораций вырастают монополистические гиганты. Немонополизированный сектор состоит, как видим, из миллионов предприятий. Он играет большую роль в экономике и других развитых стран и современной экономике в целом.

Немонополизированный сектор состоит из двух типов хозяйств – мелко- и среднетоварного. Мелкотоварное производство хотя и продолжает закономерно вытесняться, всё-таки сохраняет свои позиции в тех отраслях и видах деятельности, которые требуют не больших затрат капитала, а максимальной приближённости к потребителю, значительных затрат физического труда. Оно основано на частной собственности и личном труде мелкого производителя и членов его семьи.

Немонополизированное товарное хозяйство – это прежде всего сфера индивидуальных капиталов, мелких и средних фирм, основанных на эксплуатации наёмного труда. Сюда относятся и небольшие корпорации. Такие хозяйства развиваются по законам капиталистической экономики, получают прибыль за счёт эксплуатации наёмного труда. Но в условиях господства монополий они уже не могут претендовать на ту долю совокупной прибыли, которая пропорциональна их удельному весу в общественном капитале. Норма прибыли на небольших капиталистических предприятиях обычно существенно ниже средней.

Немонополизированный сектор экономики до недавнего времени чаще всего оставался в стороне от основных достижений научно-технического прогресса. Положение стало изменяться, когда на основе достижений НТР появились возможности создавать достаточно эффективные небольшие предприятия, способные выжить в острой конкурентной среде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.