КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение философии: место, время, причины. Монизм и плюрализм филосифии
Социально-аксиологическая. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Предмет, основные разделы и функции философии. Можно ли выявить что-то общее, какой-то общий предмет, о котором размышляют все философы, несмотря на столь разительные различия между ними? Этим общим является не столько какой-то конкретный предмет, сколько ракурс рассмотрения любых вопросов и проблем. Философия — это рассмотрение любых вопросов в аспекте конечного смысла мироздания. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Таким образом, предмет философии - всеобщие проблемы в системе «мир - человек». Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Многоплановая проблема «мир – человек» по сути выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии. Философское знание представляет собой сложное многогранное учение. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются: онтология – учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека). гносеология – учение о познании человеком окружающего мира и самого себя. учение о возможности и действительности человеческого познания себя и мира. Возможно ли такое познание или это только иллюзия? учение о том, чтоَ есть мир, как таковой, чтоَ есть вещи мира, каково их происхождение, связи и отношения. Первые два блока образуют собой базовое содержание теоретической философии или метафизику (в отличие от практической философии, представленной остальными разделами). логика – учение об общих законах правильного мышления. методология – учение о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира. Методы философии – метафизический (неэволюционный), диалектический («развитие»), структурно-функциональный и, наконец, системный метод. По способу получения исходного материала для рассуждений методы делят на эмпирические, теоретические и экспериментальные. Также существуют метод дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему), методы анализа и синтеза. аксиология – учение о ценностных ориентирах познания и существования человека в мире. этика – это всеобщие закономерности нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, законов морали, общие проблемы добра и зла в человеке, обществе и мире. Этика – учение о моральных ценностях и нравственных принципах. Следует различать этику и мораль. Если мораль в своем конкретном воплощении и действии (в ту или иную эпоху. В той или иной культуре) многообразна, то этика – это идеальная теория блага. Ее дело – показать, что является «благим» вообще. эстетика – учение о всеобщих законах красоты, прекрасного и их противоположностей (безобразного), гармонии или хаоса, а также рассмотрение общих законов искусства и его восприятие. философия общества или социальная философия. философия человека или философская антропология. религиозная философия или философская теология. история философии – философское описание, анализ и синтез наиболее крупных философских систем отдельных личностей, цивилизаций и эпох. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют единое образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность. Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, обществу, к науке, искусству и т.д. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. Если говорить в общем, то философия необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Она помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Козьма Прутков: «специалист подобен флюсу, полнота его одностороння». Философия также видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия...» (К. Ясперс.) Философия является системой общих воззрений на мир и одновременно дает в руки ученому эффективный инструмент познания мира. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. Мировоззренческие функции философии гуманистическая функция помогает осмыслить жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух, потому что потеря или неправильное понимание высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. культурно-воспитательная функция. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Методологические функции философии Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Что касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. Интегрирующая функция философии. Термин «интеграция» (от лат. integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Дифференциация наук являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. Логико-гносеологическая функция философии заключается в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории, но они нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. В проблеме появления философии необходимо различать два аспекта: появление философии в истории человечества и генезис философии в личной биографии конкретной личности. Философия начинается с такого попадания в измененное состояние сознания, которое можно было бы назвать обостренным чувством сознания, или бодрствованием, или - удивлением. На определенном этапе развития общества мифологии не хватает, чтобы удовлетворить возросшие мировоззренческие запросы человека. Возникает философия. Это произошло в VII-VI в.в. до н.э. почти одновременно, но независимо друг от друга в нескольких центрах: в Греции, Индии и Китае. Каковы были причины возникновения философского знания? 1) Разделение труда позволяет появитьсяпрослойке людей, занятых сугубо умственным трудом. 2) Торговля и расширение контактов с другими обществами поставили вопрос об адекватности своего мировоззрения. 3) Увеличение частных конкретных эмпирических сведений вызывает потребность в объединяющем их рациональном знании. Одновременно с философией зарождаются религии личного спасения, которые так же, как мифология и философия, дают целостную картину мира, но с религииозных позиций. Взаимоотношения между религией и философией очень сложные. Если на Западе религия и философия развиваются достаточно независимо друг от друга (исключая период Средних веков), то на Востоке они идут рука об руку и иногда почти неотличимы. Философия – высший исторический тип мировоззрения. Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - люблю и «sophia» - мудрость, что означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Сохранилось предание о том, что древнегреческий мыслитель Пифагор был первым человеком, который назвал себя «философом»: «Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор <...>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [любомудр] - это просто тот, кто испытывает любовь к мудрости» (Диоген Лаэртский). Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть мышление человека о существующем. Философы создавали не мифологемы, символы, образы, притчи и заповеди, а главным образом понятия, категории, концепции и системы. Бертран Рассел: «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший - философия. Таким образом, философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого существует своего рода облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, достижений науки, искусства, основных принципов религиозных взглядов и опыта, а также нравственности. Философия и история философии образуют развивающееся единство, в котором философия выступает как единство всего многообразия философских систем, т. е. как история философии. Обосновывая принцип единства философии и истории философии, Гегель указывал на то, что «во все времена существовала только одна философия», а «кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития..». Вся история философии, согласно такому видению историко-философского процесса, представляет собой внутренне необходимое, последовательно поступательное движение философского мышления, устремленного к познанию абсолютного. Истолковывая историческую преемственность в развитии философии как самодостаточный логический процесс, Гегель утверждал: «Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое, самое конкретное». Гегель идеализировал, гармонизировал историко-философский процесс, лишил его присущей ему драматичности, реальных противоположностей, которые, вопреки логике Гегеля, не образуют единства, не переходят друг в друга, не примиряются в диалектическом тождестве, включающем в себя и различие. Однако Гегель правильно рассматривал философские учения как духовное содержание той или иной исторической эпохи. «Всякая система философии есть философия своей эпохи; она представляет собой звено всей цепи духовного развития; она может, следовательно, удовлетворять лишь те интересы, которые соответствуют ее эпохе». При этом он утверждает: «Ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение». Существование неопределенного множества философских учений, течений, школ, направлений — эмпирически констатируемый факт, который должен стать исходным пунктом в построении теоретической модели историко-философского процесса. Поскольку согласие между выдающимися философами есть скорее исключение, чем правило, нет и не может быть общепринятого определения понятия философии. Но несмотря на разительные разногласия между философами, существует более или менее общее представление о том, что следует считать философией, философским. Несмотря на все разногласия между философами, все они согласны в одном, в том, что такие-то тексты являются философскими, а другие тексты не являются таковыми. Это согласие несогласных друг с другом философов касается в данном случае не содержания философских учений, а их формы, т. е. способа изложения, аргументации, обоснования и систематизации тезисов и т. д. Именно поэтому плюрализм философских учений отнюдь не свидетельствует о том, что эти учения действительно независимы друг от друга, что между ними нет идейного родства, духовной преемственности. Напротив, можно с уверенностью сказать, что нет ни одной философской системы, сколь бы своеобразной, новаторской она ни была, которая не опиралась бы на предшествующие философские идеи, не исходила бы из накопленного, постоянно возрастающего фонда философских идей. Нельзя, конечно, согласиться с теми историками философии, которые видят причину многообразия философских учений в творческой индивидуальности их создателей. Они не учитывают содержания философских учений, которое никак не может быть сведено к отличию одного философствующего интеллекта от другого. Научные споры, как правило, рано или поздно завершаются решением обсуждаемых проблем, установлением общей точки зрения. Этого не может быть в философии, поскольку философские проблемы не могут быть полностью, однозначно, окончательно решены; решение этих проблем является по преимуществу частичным, оставляющим открытое пространство. Ответы на философские вопросы не поддаются эмпирической верификации и должны, следовательно, рассматриваться как гипотезы. Это не значит, конечно, что каждый обсуждающийся в ходе развития философии вопрос оставался нерешенным; речь здесь идет об основных философских проблемах, остающихся открытыми для новых решений. Отдельно взятое философское учение, каким бы выдающимся оно не было, лишь односторонне, фрагментарно и поэтому неадекватным образом выражает природу философии, ее идейное богатство и действительную роль в развитии общества. Адекватным выражением бытия философии является плюрализм философских учений, существующий во все исторические эпохи. Историко-философский процесс представляет собой развитие прогрессирующего множества философских учений, которые, взаимодействуя друг с другом, обогащают проблематику философии и ее методы исследования. История философии как наука есть исследование плюрализма учений, плюралистического развития философии как закономерного процесса. Таким образом, философия, т. е. многообразие философских учений и историко-философский процесс образуют единое, исторически развивающееся целое. Можно выделить как минимум 4 типа философии: · Восточная философия и ее культурно-исторические типы · Западная философия и ее культурно-исторические типы · Философская мысль в России в XI-XIX веках · Современная философия как синтез культурных традиций 1) Западная философская традиция от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени. При этом новоеропейская философия может быть разделена на несколько этапов: Философия XVII века; Философия Просвещения; Немецкая классическая философия; Неклассическая философия XIX века 2) Наряду с западной философией существовала и восточная философия - относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. Выделяются обычно три культурно-исторических типа - индийская, китайская и арабо-мусульманская. 3) Русская философская мысль. Будучи относительно самостоятельным течением мировой философской мысли, философия в России, в силу ее культурно-исторической специфики, связанной в первую очередь с принятием христианства византийского образца, больше тяготела к западной философии, нежели к «восточной». Поэтому ее иногда считают представительницей восточноевропейской философской традиции. 4) Современная философия, будучи принципиально новым образованием, впитала в себя все предшествующие культурные традиции мировой философской мысли, образовав некий синтез, характеризующийся доминированием западного стиля философствования.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |