Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение философии: место, время, причины. Монизм и плюрализм филосифии




Социально-аксиологическая. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности.

Предмет, основные разделы и функции философии.

Можно ли выявить что-то общее, какой-то общий предмет, о котором размышляют все философы, несмотря на столь разительные различия между ними? Этим общим является не столько какой-то конкретный предмет, сколько ракурс рассмотрения любых вопросов и проблем. Философия — это рассмотрение любых вопросов в аспекте конечного смысла мироздания.

В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Таким образом, предмет философии - всеобщие проблемы в системе «мир - человек». Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Многоплановая проблема «мир – человек» по сути выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.

Философское знание представляет собой сложное многогранное учение. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются:

онтология – учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека).

гносеология – учение о познании человеком окружающего мира и самого себя. учение о возможности и действительности человеческого познания себя и мира. Возможно ли такое познание или это только иллюзия? учение о том, чтоَ есть мир, как таковой, чтоَ есть вещи мира, каково их происхождение, связи и отношения.

Первые два блока образуют собой базовое содержание теоретической философии или метафизику (в отличие от практической философии, представленной остальными разделами).

логика – учение об общих законах правильного мышления.

методология – учение о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира. Методы философии – метафизический (неэволюционный), диалектический («развитие»), структурно-функциональный и, наконец, системный метод. По способу получения исходного материала для рассуждений методы делят на эмпирические, теоретические и экспериментальные. Также существуют метод дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему), методы анализа и синтеза.

аксиология – учение о ценностных ориентирах познания и существования человека в мире.

этика – это всеобщие закономерности нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, законов морали, общие проблемы добра и зла в человеке, обществе и мире. Этика – учение о моральных ценностях и нравственных принципах. Следует различать этику и мораль. Если мораль в своем конкретном воплощении и действии (в ту или иную эпоху. В той или иной культуре) многообразна, то этика – это идеальная теория блага. Ее дело – показать, что является «благим» вообще.

эстетика – учение о всеобщих законах красоты, прекрасного и их противоположностей (безобразного), гармонии или хаоса, а также рассмотрение общих законов искусства и его восприятие.

философия общества или социальная философия.

философия человека или философская антропология.

религиозная философия или философская теология.

история философии – философское описание, анализ и синтез наиболее крупных философских систем отдельных личностей, цивилизаций и эпох.

Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют единое образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.

Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, обществу, к науке, искусству и т.д. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Если говорить в общем, то философия необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Она помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Козьма Прутков: «специалист подобен флюсу, полнота его одностороння». Философия также видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия...» (К. Ясперс.)

Философия является системой общих воззрений на мир и одновременно дает в руки ученому эффективный инструмент познания мира. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие функции философии

гуманистическая функция помогает осмыслить жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух, потому что потеря или неправильное понимание высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

культурно-воспитательная функция. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления.

объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции философии

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Что касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений о причинности, пространстве, времени и др.

Интегрирующая функция философии. Термин «интеграция» (от лат. integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Дифференциация наук являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания.

Логико-гносеологическая функция философии заключается в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории, но они нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

В проблеме появления философии необходимо различать два аспекта: появление философии в истории человечества и генезис философии в личной биографии конкретной личности. Философия начинается с такого попадания в измененное состояние сознания, которое можно было бы назвать обостренным чувством сознания, или бодрствованием, или - удивлением.

На определенном этапе развития общества мифологии не хватает, чтобы удовлетворить возросшие мировоззренческие запросы человека. Возникает философия. Это произошло в VII-VI в.в. до н.э. почти одновременно, но независимо друг от друга в нескольких центрах: в Греции, Индии и Китае. Каковы были причины возникновения философского знания?

1) Разделение труда позволяет появитьсяпрослойке людей, занятых сугубо умственным трудом.

2) Торговля и расширение контактов с другими обществами поставили вопрос об адекватности своего мировоззрения.

3) Увеличение частных конкретных эмпирических сведений вызывает потребность в объединяющем их рациональном знании.

Одновременно с философией зарождаются религии личного спасения, которые так же, как мифология и философия, дают целостную картину мира, но с религииозных позиций. Взаимоотношения между религией и философией очень сложные. Если на Западе религия и философия развиваются достаточно независимо друг от друга (исключая период Средних веков), то на Востоке они идут рука об руку и иногда почти неотличимы.

Философия – высший исторический тип мировоззрения. Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - люблю и «sophia» - мудрость, что означает «любовь к мудрости», «любомудрие».

Сохранилось предание о том, что древнегреческий мыслитель Пифагор был первым человеком, который назвал себя «философом»: «Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор <...>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [любомудр] - это просто тот, кто испытывает любовь к мудрости» (Диоген Лаэртский).

Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть мышление человека о существующем. Философы создавали не мифологемы, символы, образы, притчи и заповеди, а главным образом понятия, категории, концепции и системы.

Бертран Рассел: «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения».

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший - философия. Таким образом, философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого существует своего рода облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, достижений науки, искусства, основных принципов религиозных взглядов и опыта, а также нравственности.

Философия и история философии образуют развивающееся единство, в котором философия выступает как единство всего многообразия философских систем, т. е. как история философии.

Обосновывая принцип единства философии и истории философии, Гегель указывал на то, что «во все времена существовала только одна филосо­фия», а «кажущиеся различными философские учения пред­ставляют собой лишь одну философию на различных ступе­нях ее развития..». Вся история философии, согласно такому видению историко-философского процесса, представляет собой внутренне необходимое, последовательно поступательное дви­жение философского мышления, устремленного к познанию абсолютного. Истолковывая историческую преемственность в раз­витии философии как самодостаточный логический процесс, Гегель утверждал: «Последнее по времени философское уче­ние есть результат всех предшествующих философских уче­ний и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учени­ем, есть самое развитое, самое богатое, самое конкретное».

Гегель идеализировал, гармонизировал историко-философский про­цесс, лишил его присущей ему драматичности, реальных про­тивоположностей, которые, вопреки логике Гегеля, не обра­зуют единства, не переходят друг в друга, не примиряются в диалектическом тождестве, включающем в себя и различие.

Однако Гегель правильно рассматривал философские учения как духовное содержание той или иной исторической эпохи. «Всякая сис­тема философии есть философия своей эпохи; она представ­ляет собой звено всей цепи духовного развития; она может, следовательно, удовлетворять лишь те интересы, которые соответствуют ее эпохе». При этом он утверждает: «Ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение».

Существование неопределенного множества фило­софских учений, течений, школ, направлений — эмпиричес­ки констатируемый факт, который должен стать исходным пунктом в построении теоретической модели историко-фило­софского процесса. Поскольку согласие между выдающимися философами есть скорее исключение, чем правило, нет и не может быть общепринятого определения понятия философии. Но несмотря на разительные разногла­сия между философами, существует более или менее общее представление о том, что следует считать философией, философским. Несмотря на все разногласия между философами, все они согласны в одном, в том, что такие-то тексты являются философскими, а другие тексты не являются таковыми. Это согласие несогласных друг с другом философов касается в данном случае не содержания философ­ских учений, а их формы, т. е. способа изложения, аргумен­тации, обоснования и систематизации тезисов и т. д.

Именно поэтому плюрализм философских учений отнюдь не свидетельствует о том, что эти учения действительно не­зависимы друг от друга, что между ними нет идейного род­ства, духовной преемственности. Напротив, можно с уверен­ностью сказать, что нет ни одной философской системы, сколь бы своеобразной, новаторской она ни была, которая не опиралась бы на предшествующие философские идеи, не исхо­дила бы из накопленного, постоянно возрастающего фонда философских идей.

Нельзя, конечно, согласиться с теми историками фило­софии, которые видят причину многообразия философских учений в творческой индивидуальности их создателей. Они не учитывают содержания философских учений, которое никак не может быть сведено к отличию одного философ­ствующего интеллекта от другого.

Науч­ные споры, как правило, рано или поздно завершаются ре­шением обсуждаемых проблем, установлением общей точки зрения. Этого не может быть в философии, поскольку философские проблемы не могут быть полностью, однознач­но, окончательно решены; решение этих проблем является по преимуществу частичным, оставляющим открытое про­странство. Ответы на философские вопросы не поддаются эмпиричес­кой верификации и должны, следовательно, рассматривать­ся как гипотезы. Это не значит, конечно, что каждый об­суждающийся в ходе развития философии вопрос оставался нерешенным; речь здесь идет об основных философских проб­лемах, остающихся открытыми для новых решений.

Отдельно взятое философское учение, каким бы выдаю­щимся оно не было, лишь односторонне, фрагментарно и по­этому неадекватным образом выражает природу философии, ее идейное богатство и действительную роль в развитии обще­ства. Адекватным выражением бытия философии является плюрализм философских учений, существующий во все исто­рические эпохи. Историко-философский процесс представля­ет собой развитие прогрессирующего множества философских учений, которые, взаимодействуя друг с другом, обогащают проблематику философии и ее методы исследования. Исто­рия философии как наука есть исследование плюрализма уче­ний, плюралистического развития философии как закономер­ного процесса. Таким образом, философия, т. е. многообразие философских учений и историко-философский процесс обра­зуют единое, исторически развивающееся целое.

Можно выделить как минимум 4 типа философии:

· Восточная философия и ее культурно-исторические типы

· Западная философия и ее культурно-исторические типы

· Философская мысль в России в XI-XIX веках

· Современная философия как синтез культурных традиций

1) Западная философская традиция от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени. При этом новоеропейская философия может быть разделена на несколько этапов: Философия XVII века; Философия Просвещения; Немецкая классическая философия; Неклассическая философия XIX века

2) Наряду с западной философией существовала и восточная философия - относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. Выделяются обычно три культурно-исторических типа - индийская, китайская и арабо-мусульманская.

3) Русская философская мысль. Будучи относительно самостоятельным течением мировой философской мысли, философия в России, в силу ее культурно-исторической специфики, связанной в первую очередь с принятием христианства византийского образца, больше тяготела к западной философии, нежели к «восточной». Поэтому ее иногда считают представительницей восточноевропейской философской традиции.

4) Современная философия, будучи принципиально новым образованием, впитала в себя все предшествующие культурные традиции мировой философской мысли, образовав некий синтез, характеризующийся доминированием западного стиля философствования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.