КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Возрождения и Нового времени: основная проблематика и главные представители
В эпоху Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI века) Для философии было характерно возрождение интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у тех, кого называют гуманистами (Лосев: икона превращается в картину). Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность. Гуманизм – философский принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Подобное отношение к человеку порождает и иное отношение к искусству, которое и рассматривается как выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека. Несмотря на противопоставление Ренессанса и Средневековья, некоторые черты средневековой философии сохраняются. Прежде всего, это выражается в попытках возрождении «истинного христианства». Это привело к движению за реформацию католической Церкви и появлению протестантизма. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. Дух эпохи – разочарование в средневековых интерпретациях человеческой жизни, когда земное существование считалось временным. Человеческая энергия концентрируется на посюстороннем существовании. Плоскость западной культуры отныне лежит по горизонтали, а не по вертикали. XVI-XVII вв. – развитие капиталистических отношений. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Это толкнуло развитие точных наук. Наибольшее развитие в Новое время получили математика и механика. Специальные знания окончательно отпочковываются от философии и оформляются в виде самостоятельных наук. Впрочем, на протяжении всего этого периода, практически каждый крупный ученый писал и философские трактаты. В науке происходит расцвет энциклопедизма, – он пока еще был возможен. Позже стремительное развитие наук сделает объем каждой из них настолько большим, что даже самые гениальные личности не смогут профессионально заниматься более чем двумя науками. В центре внимания философии нового времени долгое время находилась гносеологическая проблематика, а важнейшим ее достижением стала разработка основных методов научного познания. Во взглядах на проблему идеального метода познания, среди философов Нового времени имели место определенные разногласия, вследствие чего их условно делят на эмпириков (Бэкон, Гоббс, Локк и др.) и рационалистов (Декарт, Спиноза и др.). Родоначальником линии эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». Бэкон считал, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук – не созерцание, а увеличение власти человека над природой. Наука - средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: "Знание - сила" (Scientia est potentia), в котором отразилась практическая направленность новой науки. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Достигнуть истинного, объективного знания человеку не легко. Необходимо найти средство для устранения помех, которые Бэкон называл "идолами" или "призраками". Идолы - это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Идолы Пещеры свойственны отдельным индивидуумам. Они рождаются из индивидуальных особенностей человека. Идолы Площади или Рынка рождаются в речевом общении людей. Люди часто не понимают друг друга из-за того, что вкладывают в слова разный смысл. Идолы Театра или Теорий порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы или религиозные доктрины. Идолы Рода или Племени. Призрак рода присущ самой природе человека. К призракам рода относятся антропоморфизм, оживотворение природы или гилозоизм (мир – живой организм). Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного (в противоположность дедукции). Метод, который предлагал Бэкон – среднее между уже известными. Муравей тащит разрозненное, паук из себя вытаскивает знания, пчела воплощает в себе настоящий метод – обобщение данных опыта. Это как ни странно неочевидное для того времени представление. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Р. Декарт (1596-1650) стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Декарт также убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю, следовательно, существую" ("Cogito ergo sum") - вот самое достоверное из всех суждений. Декарт, в сущности, идет за Августином, в полемике с античным скептицизмом указавшим на невозможность усомниться по крайней мере в существовании самого сомневающегося. Декарт исходит из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически, то есть как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект - вот то принципиальное новое, что в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия. Декарт - философ-дуалист. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения. Что касается материальной субстанции, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Мир лишается сознания и следовательно легко управляется. Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые «врожденные идеи». Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции - Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии - И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла - особенно во Франции - основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Построением цельных систем занялась Немецкая классическая философия. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – каждый из этих философов решил проблему создания единой философской системы по-своему. Некоторые исследователи причисляют к немецкой классической философии также Маркса и Энгельса, учения которых обнаруживают несомненную преемственность с идеями вышеперечисленных философов. Общие идеи немецкой классической философии: Философия – квинтэссенция культуры, средство самопознания человечества. Диалектический метод объявлен единственно верным как в философии, так и в науке. История человечества понимается как путь разума. Родоначальником немецкой классической философии был немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). В центре внимания Канта человек, его нравственность и познавательные возможности. Философское творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический. В первый период – вопросы естествознания. 2-й период (критический). Критическая философия изложена в работах: "Критика чистого разума" - 1781, "Критика практического разума" - 1788 и "Критика способности суждения" - 1790. (теория познания, этика и эстетика соответственно). Кант проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром "вещей в себе" (то есть вещей, как они существуют сами по себе). В силу того что человек обладает конечным сознанием, он не способен увидеть мир в целом. Мир "вещей в себе", или, иначе говоря, умопостигаемый мир, по Канту, открывается практическому разуму, или разумной воле. Практическим разум здесь называется потому, что его функция - руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Нравств. закон Кант понимает как безусловное предписание или «категорический императив». З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок м.б. моральным только если он совершен из уважения к нравственному з-ну. Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо. Последователем И. Канта был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – вершина развития немецкой классической философии, идеалист. По Гегелю нет мира «вещей в себе», недоступного нашему познанию. «Вещь в себе» – это еще не познанная человеком часть предмета. Философия – наука о всеобщих законах духа и того, что он породил: природы, общества, людей. Метод истинной философии – диалектический метод, метод познания в понятиях. Однако все предметы объективного мира непрерывно меняются, поэтому наше знание о них тоже должно меняться. Философия обладает методом, позволяющим учитывать противоречия в процессах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектическая философия Гегеля предусматривает как главный принцип познания тождество мышления и бытия. Бытие подчиняется трем законам диалектики: Закону взаимоперехода количества в качество. Закону отрицания отрицания. Закону единства и борьбы противоположностей.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |