Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика и основные течения современной западной философии




Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии. Общим смысловым полем возникающих направлений становится критика систематического идеализма. Иногда она ведется в мягкой форме и выглядит как своеобразное дополнение классических философских систем, что отражается даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), иногда она принимает жесткий характер, направленный на полное отбрасывание классических традиций в философии (позитивизм, неопозитивизм).

В марбургской школе неокантианства, наиболее крупными представителями которой выступают Г. Коген (1842 — 1918), П. Наторп (1854 — 1924), Е. Кассирер (1874 — 1945), получают дальнейшее развитие антипсихологические установки кантовской философии. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, которая должна ориентироваться на то, чтобы выступать в качестве науки и отвечать соответствующим критериям научности

Феноменология Гуссерля (1859 — 1938). Философия, считает, он, должна быть построена как строгая наука. Соответственно для этого необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания. Способом такого очищения должна стать феноменологическая редукция, которая позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками. В результате можно выделить особое «чистое» образование, которое далее уже неразложимо и представляет собой «интенциональность», «направленность на предмет, которую Гуссерль рассматривал как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик». Последняя выступает как определенный мостик между субъектом и объектом. Она представляет и человеческое сознание, и одновременно мир бытия, предметности. Поэтому феноменология — это наука о чистом сознании.

Более жесткую позицию по отношению к классике занимает позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль). Огюст Конт (1798 — 1857) считает, что человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: 1) стадия религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии; 2) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциями; 3) стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин «позитивизм»). Соответственно философия, если она хочет действительно иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться «от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений и стремиться, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений... Объяснение явлений есть отныне только установление связей между различными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается по мере прогресса науки». Философия в своем традиционном, умозрительном виде, по мнению позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. Но поскольку такая всеобщая методология необходима, то она должна быть выработана на основании синтеза частнонаучных методологий и обобщена в особой «позитивной» науке.

В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, не случайно ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он в ряду других наук, подобных физике или биологии, специально выделял социологию. Правда, сам термин был тогда не столь популярен, и Конт обозначает эту науку как «социальная физика». Это очень характерное обозначение, которое четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная «физика», наука, исследующая закономерности общества.

Прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839 — 1914), Дж. Дьюи (1859 — 1952), У. Джемсом (1842 — 1910), — философское направление, исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее, напротив, заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.

Неопозитивизм. на первый план проблему выработки эффективных методов различения научного знания от ненаучного, а поскольку важнейшим элементом науки выступает теория (язык) — различения научных высказываний от ненаучных выходит на первый план в концепциях неопозитивизма.

Поскольку любая наука — это прежде всего научная теория, а она, в свою очередь, представляет собой некоторую языковую систему, то проблема отличения науки от ненауки, научных высказываний от ненаучных может быть решена на лингвистическом уровне.

Соответственно в качестве эталона науки выступает та языковая система, которая относительно проста, логична и легко проверяема. Кпупнейшим представителем аналитической философии (философии лингвистического анализа) был логик и философ Л. Витгенштейн (1889 — 1951). Он был учеником Б. Рассела (1872 — 1970) — одного из основоположников аналитической философии. С точки зрения Л. Витгенштейна в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности. При этом утверждается, что эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и познание здесь возможно с абсолютной достоверностью. Теоретическое же знание, в свою очередь, сводится к эмпирическому. Таким образом, функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии — к анализу языка научной теории. «Цель философии — логическое прояснение мыслей. Результат философии — не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 50). По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые, в свою очередь, являются лишь описаниями. Понятно, что философские (метафизические) высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, по мнению философа, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, которые, в свою очередь, с позиции научного анализа лишены всякого значения, а значит, бессмысленны.

Поскольку наука — это прежде всего научная теория, эмпирический уровень которой представляет собой систему фактических высказываний о реальном мире, то критерий научности имеет прежде всего эмпирический характер (подтверждаемость). Философия не может быть научной теорией, так как система ее высказываний не несет никакой фактической информации о мире и поэтому ее положения не могут быть подтверждены. Данный подход к демаркации философии и науки постепенно выкристаллизовывается в известный принцип верификации. Предложение считается научным, если оно верифицируемо, т. е. если его следствия не противоречат базисному знанию, которое представляет собой совокупность протокольных предложений, достоверных описаний опытных данных. Если некоторые предложения нельзя верифицировать, то они не являются научными и должны быть изъяты из научной теории.

Однако последовательное проведение данного принципа ставит под сомнение научный статус не только таких дисциплин, как, например, история или психология, но и естественных наук, которые часто базируются на утверждениях, которые не проверяются (например, понятие эфира в ньютоновской физике).

К. Поппер (1902 — 1994). С его именем связывают постпозитивистское направление в современной философии. Поппер подвергает критике неопозитивистский принцип верификации с общих философских позиций, ставя вопрос о природе рациональности в целом и механизмах развития научных знаний. С точки зрения Поппера, принцип верификации необходимо заменить принципом фальсификации.

Сциентистская интерпретация философии присуща структурализму, прежде всего в его французском варианте (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан), хотя предлагаемая им программа в философском смысле шире, чем позитивистская или неопозитивистская. Цель философии, считают его представители, заключается в поисках общего основания для естественных и гуманитарных наук. В наибольшей степени их сближает использование пусть и разных, но языковых структур. Окружающий нас мир с этой точки зрения представляет собой как бы совокупность зашифрованных истин. Это мир символики. Таким образом, задача философии — это нахождение в культуре скрытых базовых структур, которые являются основой тех или иных явлений в мире. Но поскольку эти базовые структуры доходят до нас в виде особых знаковых систем, то их смыслы можно «расчистить» лингвистическими методами, выявив «чистые образы» сквозь многообразие окружающих нас языковых структур.

Антисциентистские направления современной западной философии.

С конца XIX в. в противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности на первый план выходит жизнь и существование человека. Эта философия также иррациональна. Иррационализм (с латыни неразумный, бессознательный) - философское течение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основой познания чувства, интуицию, инстинкт.

В неклассической философии можно выделить:

1. философию жизни – это философское направление, которое пытается объяснить явление жизни, исходя из нее самой с помощью чувств, инстинкта, непосредственного переживания. Ярким представителем этого направления является Ф. Ницше (1844 - 1900). Основные идеи его учения таковы: «воля к власти», учение о сверхчеловеке и о «вечном возвращении». Ницше выступает как критик европейской культуры, искусства, религии.

2. экзистенциализм – философия существования. Человек сначала существует, а потом определяет себя в мире, свою сущность, т.е. стремиться к своей индивидуальной цели творит себя, выбирает свою жизнь, полностью отвечает за свои поступки и их последствия. Она также обращается к проблемам кризисных (пограничных) ситуаций, в которых оказывается человек перед лицом смерти: болезнь, война, природные катаклизмы и т.д. Экзистенциализм рассматривает проблемы: существования индивида, решения и выбора, вины и ответственности, отношения к свободе, страха перед смертью и др.

Внутри экзистенциализма выделяют два направления:

1. атеистическое (Хайдеггер, Сартр, Камю), которое означает, что человек сам осознает себя, осуществляя свою свободу.

2. религиозное (Ясперс, Марсель), утверждающее движение личности к своей свободе через приобщение к Богу.

Философия экзистенциализма гуманистична, по-своему оптимистична. Она призывает каждого человека к активным действиям, мобилизует его на формирование активной жизненной позиции. Смысл этой философии, состоит в том, что человек осознав специфику собственного бытия сможет правильно взаимодействовать с внешним миром, реализовать себя.

Неотомизм – это идеалистическая философия, представители которой высшей реальностью признают «высшее бытие, понимаемое как божественное первоначало; это официальная доктрина современной католической церкви является модеринизированным учением Фомы Аквинского. Наиболее видными ее представителями являются Франц Маритен, Тейяр де Шарден и др. человек независим в своем существовании от природы, но зависим от Бога, т.к. им создан.

Неотомизм – антрополически ориентированная философия, которая отличается гуманистически – христианской направленностью.

Основные проблемы современной философии

Модерн – социокультурный проект западной цивилизации. Социокультурный проект – способ организации общественной и индивидуальной жизни человека. Проект – то, что создается сознательно. Современность с 16 по 20 вв – эпоха модерна.

Эпоха модерна это не эпоха традиции. Эпоха традиции – эпоха премодерна. Традиционное общество, непосредственность. Непосредственность, она интеллектуального рода. Человек эпохи модерн задается вопросами зачем и почему и ищет на них ответы. С модерном идет просвещение. Эпоха традиционной непосредственности характеризуется жесткой соц. структурой (соц.статус не зависит от личных качеств человека, т.е. твое положение в обществе не зависит от твоего происхождения).

Модерн базируется на двух антропологических констатациях, которые безоговорочно принимаются:

· «Из человека высовывается зверь». Естественная конкуренция между людьми

· Зверя невозможно окультурить в человеке. Отрицаются усилия возвысить человеческую природу. Естественная форма – война, конкуренция, борьба, соревнование.

Современная ситуация – цивилизационный кризис, связанный с кругом проекта модерн.

Проект модерн – стремление выжать все возможное позитивное из данной констатации. Это привело к невиданному ранее экономическому росту. Проект модерн имеет экстенсивную природу, т.е. внешнюю динамику. Модерн существует за счет разрушения и втягивания в себя традиционных обществ, что приводит к потере ресурсов. Сейчас у проекта модерн развилка в пути. Продолжать дальше – все внешние ресурсы исчерпаны. Новый проект – это большая проблема.

В 20 веке оказались осуществимыми соц. утопии, поэтому нельзя говорить, что проект модерн не может реализоваться в другой форме. (Фашизм - типичный образец того, как модернизированный человек надевает на себя маску традиционного).

Современная философия – попытки и непосредственная деятельность по прояснению и осмыслению всех процессов, происходящих сейчас и связанных с проектом модерн. Актуальные проблемы современной философии:

· Природа человека (возможность улучшения внутреннего мира)

· Возможность социального механизма, обеспечивающего кооперацию, возможности использования ценности выработанного ранее опыта кооперации

· Современный экологический кризис – как следствие модерна.

· Постмодерн – как попытка продлить модерн, связано с попыткой разрушить основание модерна, уничтожить его центристскую природу.

· Метаисторические ценности человека (фундаментальные)

· Возможность и специфика развития России





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.