Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытие как центральная философская категория




«Бытие» - фундаментальное понятие, которое можно считать основанием философии, а онтологию фундаментом философии. Онтология – раздел философии о всеобщих формах, законах и принципах бытия. Онтологическая проблематика играет огромную роль в философии. Бытие – одна из наиболее древних философских категорий. Хотя проблемы, связанные с существованием (истинным, подлинным, неподлинным, ложным, существованием вообще и т. д.) в той или иной мере затрагивалась каждым мыслителем, использовали категорию бытия далеко не все из них. Слово “бытие” было введено в философию Парменидом.

Бытие. Для понимания философской категории бытия наиболее важно принять в расчет связь с повседневной языковой практикой. Глагол "быть" ("не быть") в прошлом, настоящем, будущем временах, связка "есть" принадлежат к числу наиболее употребительных слов во многих языках. Присмотримся к предложению "Иван есть человек". Приписывание общего свойства "человек" объединяет Ивана с человеческим родом. Благодаря слову "есть" субъект предложения включается в еще более обширную целостность - во все, что существует. Таким образом, предикат в разбираемом предложении приписывает субъекту общие свойства, а связка "есть" - не содержащуюся непосредственно ни в субъекте, ни в предикате специфическую характеристику ("быть"), причем характеристику не частную и конкретную, а всеобщую.

Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия.

Во-первых, под бытием можно понимать всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях – действительно всё, в других – всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: “Всё, что существует – это бытие”, “Всё, что подлинно существует – это бытие”. В материализме подлинно существуют эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу.

Во-вторых, под бытием можно понимать не само то, что существует, а просто указание на его (этого «самого того») существование. В этом случае, правильно говорить: «Всё, что существует, имеет бытие» (что равнозначно «Всё, что существует, – существует»).

Эти два понимания не противоречат друг другу, а образуют одно определение. Бытие – обозначает то, что есть, все существующие вещи, и в то же время то, чему причастно все, что есть, то что мы называем бытием или существованием. Бытие – это самое широкое понятие в философии, охватывающее всё существующее, и выражающее единственное свойство быть, существовать. Поэтому категория бытия самое бедное по содержанию, но самое богатое по объему. Мысль здесь достигает предела обобщенности и абстрагированности от частного, единичного, преходящего.

Истоки возникновения онтологической проблематики можно увидеть в изменчивости окружающего мира. Человеку необходима уверенность, что при всех видимых изменениях в мире, существует некий гарант его стабильности в целом. Найти опору в бесконечной череде мировых изменений и пытается философия с помощью этой категории.

Категория бытия тесно связана с такими категориями, как небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, реальность и т.д.

Небытие. Понимание любой философской категории становится полным, если ясно осознаётся ей противоположная. Для бытия такой противоположной категорией часто считают сознание. Но кажется намного более обоснованным противополагать категории бытия небытие. Небытие в истории философии понималось в двух разных аспектах. В понимании, например, Парменида, это негативное отсутствие бытия, полное отсутствие чего-либо. Чего нет, то и обладает статусом небытия. Но небытие понималось и как источник бытия, как сверхбытие, как божественное Ничто. Такое понимание характерно для неоплатоников и представителей апофатической теологии. «Бытие» противоположно понятию «небытие», которое Демокрит называл «пустотой», а религиозные философы Средневековья тем «ничто», из которого Бог сотворил Землю. В современной философии и естественных науках категория небытия описывается как вакуум или межзвездное пространство. Однако в современной науке небытие представляется не как пустота, а как своего рода инобытие, творческое, активное, порождающее, смыслообразующее начало, или праматерия. В отличии от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру и формы. Небытие – едино, бесструктурно; бытие множество, многообразно. Поэтому бытие в отличии от небытия, характеризуется разнообразными свойствами. Важнейшими из них являются разнообразными свойствами. Важнейшими из них являются связи, отношения, между отдельными частями и объектами бытия, в том числе и причинно-следственные. Свойства небытия значительно более ограничены: они, по сути, сводятся к способности небытия выделять из себя, порождать бытие, творить его.

Сущность и существование. Что же касается существования, то в истории философии эта категория употреблялась в паре с категорией сущности. Сущность (эссенция) – это внутреннее статичное содержание предмета, вещи и постигается разумом. Существование (экзистенция) – выражает его внешнее динамичное бытие и постигается в опыте. Особое место понятие существования занимает у экзистенциалистов. Для них существование предшествует сущности, постигается в личностном человеческом опыте, часто в пограничной со смертью ситуации, и такое постижение является определяющим моментом для человеческой личности.

Действительность и возможность. Категория действительности может пониматься и самостоятельно, вне связи с категорией возможности. Когда мы говорим о чём-то “Этого в действительности не существует”, мы имеем ввиду, что это может быть плодом воображения, фантазии, обмана чувств, т. е. определённым образом может существовать, но это существование свойством объективности, всеобщности не обладает. Чаще категория действительности употребляется как противоположность возможности. В философском словаре сказано: “Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность – объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле, совокупность всех реализованных возможностей”. Так широко понимаемая действительность совпадает с бытием, как совокупностью всех вещей, явлений и процессов. Категории действительности и возможности связаны с категориями акта и потенции. Можно сказать, что действительность – это актуальное бытие, а возможность – это потенциальное бытие. Но тут надо иметь ввиду, что потенциальное бытие бытием в рассматриваемых нами смыслах не является. О том, что существует в проекте, удобнее говорить, что оно в собственном смысле слова еще не существует. Различают абстрактную (формальную) возможность и реальную возможность. Формально возможно всё, что не противоречит самому себе. Формально существует возможность завтра полететь на Марс. Реальная возможность характеризуется всеми необходимыми условиями для своей реализации. Ни у кого нет реальной возможности полететь на Марс ни завтра ни через месяц, ни через год.

Реальность. Категория реальности из всех рассмотренных, если она употребляется без прилагательного, представляется самой нестрогой из всех раннее рассмотренных. Иное дело, когда мы употребляем термин “реальность” с прилагательным. Тогда выявляется некая его специфика и даже замена на “действительность” не всегда будет точной. Субъективная реальность – это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого мозга. К субъективной реальности относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания. Явления и процессы, образующие субъективную реальность существуют, но они существуют совсем не так, как вещи процессы и события, охватываемые категорией “ объективная реальность ”. В последнее время и в научный и в повседневный обиход входит термин “ виртуальная реальность ”.

Субстанция (лат substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) может определяться как объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; как материя в аспекте единства всех форм её движения; как предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчиивому и самостоятельно существующему.

Субстрат (лат. substratum – основа, букв. - подстилка) – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

Е сли через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанция фиксируется всеобщее основание бытия. Греческие натурфилософы считали субстанцией, т. е. основой чувственно воспринимаемого мира, различные физические элементы, обладающие особыми качествами. Движение, соединение и разъединение элементов порождают всё видимое многообразие во Вселенной. Платон и его последователи, полагали, что субстанцию мира образуют идеи.

В истории философии предлагались различные варианты системы онтологических категорий. Одна из первых систем была создана Аристотелем. Онтологические категории Аристотеля: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Кантовская таблица категорий: количество, качество, отношение, модальность.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.