Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия: основная проблематика и главные представители




В X веке зарождается русская философия, так как возникла необходимость осмысления важнейших исторических событий: христианизация Руси (988 г.), становление русской государственности. Один из первых философов средневековья киевский митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси в «Слове о законе и благодати» (XI в.). На этом этапе философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания. Она развилась в рамках византийско-православного богословия и различных сфер культуры: в произведениях литературы («Слово о полку Игореве» (XII в.), «Повесть временных лет» (XI – XII вв.), архитектуры, иконописи.

Широкую известность на Руси получает доктрина монаха Филофея: «Москва – третий Рим» (XVI в.), где он обосновал роль Москвы как нового центра православной культуры. В переписке И. Грозного и А. Курбского отражается столкновение двух точек зрения на развитие государственности: абсолютной монархии и монархии ограниченной.

В XVIII в. в связи с европеизацией России и реформами Перта I появляются новые идеи. Национальная идея «Святой Руси» перевоплощается в идею «Великой России», т.к. реформы Петра I способствовали социально-экономическим, политическим, военным преобразованием в России. Россия превращается в империю.

Большой вклад в решение философских проблем внесли М.В. Ломоносов (1711 – 1765) и А.Н. Радищев (1749 – 1802). Ломоносов заложил основы материализма и натурфилософии. Труды Радищева являются первой в истории русской мысли систематической философской разработкой проблемы человека, (не в духе религиозной философии) а как важнейшего элемента общества.

В конце XVIII – первой половине XIX в. формируются противоположные направления дальнейшего развития России:

1. славянофилы (Хомяков, Аксаков, Киреевский) ратовали за самобытный путь развития России, идеализировали допетровскую Русь и принципом общественного развития считали соборность.

2. западники (Герцен, Огарёв, Чаадаев) выступали за перевод России на путь европейской цивилизации, за распространение европейской культуры и политических свобод.

Наивысшего развития русская философская мысль достигла в период XIX – начала ХХ вв., который получил название «серебряного века» русской культуры. Философская мысль развивалась по трём основным направлениям:

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.). Н. Чернышевский считал, что природа развивается от низшего к высшему, что человек – это часть природы. Познание истины осуществляется в чувственных и логических формах. В основе его этики лежит теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. Социальные взгляды Чернышевского радикальны – панацею от всех бед он видел в крестьянской революции.

Марксизм – (Т.В. Плеханов, В.И. Ленин). Марксизм – это стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов, имевшая целью освобождение пролетариата от капиталистической эксплуатации. Особенностью марксизма в России была его практическая направленность. Т.В. Плеханов становиться первым теоретиком и пропагандистом в России. В своих трудах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам свободы, теории классовой борьбы. В теории познания отстаивает принцип познаваемости мира и существования объективной истины. Дальнейшее развитие марксизм получает в трудах В.И. Ленина, где он анализирует вопросы о роли народных масс, личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата. Ленин развивает учение о диалектике природы: выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует проблему истины, ее критериев и т.д.

Религиозная философия. Представителями религиозной философии являются В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Фёдоров. Ведущими идеями этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Наибольшее развитие эти идеи получили в трудах Соловьева (1853 - 1900). Его философия называется философией положительного Всеединства. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Идея Всеединства – это идея об органической целостности мира как универсального организма, в котором объединены и Бог и человечество, человечество и космос, истина, добро и красота. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мёртвой, слепой природы. Н.А. Бердяев (1874 - 1984) – религиозный экзистенциалист, его философия – это философия свободы и творчества. Человек – есть дитя Божие, но и свободы. Бог не властен над человеком, ведь право свободного выбора остается за ним. Н.Ф. Фёдоров (1829 - 1903) – основатель русского космизма. Суть его философии состоит в распространении деятельности человека на весь космос, овладении им пространством и временем с помощью науки и техники, что позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущия поколения.

Русскую философию отличают: гуманизм, космизм, антропологичность, аксиологичность, творчески-деятельностный и религиозный характер.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.