КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В России в переходный период
Становление кредитно- банковской системы
Ретроспективный анализ процесса становления кредитной и банковской системы России показывает,что в соответствии с историческими и экономическими условиями в стране формирова- лись многообразные по структуре и назначению кредитные учреж- дения,становясь участниками кредитного рынка,занимая свои ниши на финансовом рынке.Активное вмешательство государства (прави- тельства,госаппарата) происходило в разные эпохи реформирова- ния:либо стимулируя ускоренное создание кредитных учреждений на основе широких возможностей учредительства,либо осуществляя торможение организации новых учреждений и активное вмеша- тельство в их деятельность.И положительная и отрицательная ак- тивность государства привносила коррупцию и злоупотребления в кредитные операции. В первые годы реформ процесс формирования коммерческих банков как акционерных финансовых учреждений проходил высокими темпами:за год создавалось до 240 банков,к концу 1993 года их число достигает 2000.В следующем году число кредитных органи- заций создано 540, к середине 1995 года их число становится более2500 (однако в их числе много таких как печально извест- ные АО МММ,Хопёр-инвест и им подобные мошеннические банки,фон- ды,финансовые пирамиды).Значительно растёт филиальная сеть банков(более чем в 2,5 раза).Многие предприятия,желая выйти из под финансового диктата государственного банка,создают в своих отраслях собственные банки,поскольку требования к уставному капиталу банка при регистрации весьма скромные. Реформы в банковсой сфере проходили на фоне крупных поли- тических преобразований,тоже оказывающих негативное влияние на становление кредитно-банковской системы.Хотя роль Центробанка входила в цивилизованные рамки банковского законодательст- ва,приемлемого для цивилизованного общества,кризис в экономике породил гиперинфляцию и распад единой системы безналичных расчётов,переход бывших советских республик на национальные валюты и финансовый неконтролируемый произвол в кредитной по- литике в отношении клиентов. После нескольких кризисов 90-х годов и вынужденного и за- поздалого ужесточения кредитной политики Центробанка к 1999 году резко сокращается число кредитных организаций и бан- ков,сокращая и без того скудные золото-валютные запасы.Насту- пает период концентрации и централизации капиталов у одних банков (примерно у 10 % от общего их числа)и превращения основной массы банков(около 60%) в ординарные расчётно-платёж- ные организации. Таблица 1 Динамика численности кредитных учреждений ¦1991г.¦1992г.¦1993г.¦1994г.¦1995г.¦1996г.¦ Кол-во зарегистри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рованных кред.учрежд ¦1360 ¦1713 ¦ 2019 ¦2517 ¦2598 ¦2603 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Кол-во убыточных ¦ ¦ 82 ¦199 ¦582 ¦525 ¦477 ¦ банков всего,(%) ¦ ¦ (5,3)¦(10,7)¦(26) ¦(22,1)¦(18,3)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Число отозванных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Центробанком лицензий¦ 10 ¦ 10 ¦ 21 ¦ 65 ¦ 225 ¦ 289 ¦
Политика государственных органов управления приводит к формированию промежуточного слоя привилегированных коммер- ческих банков из двух десятков головных банков крупных много- отраслевых промышленно-финансовых групп;эти банки официально включены в число "социально значимых"(Сбербанк,Российский кре- дит,Инкомбанк и др.).При наступлении кризиса ликвидности эти банки могут рассчитывать на поддержку Центробанка.Залоговые аукционы предоставили банкам из этого ряда(Мена- теп,ОНЭКСИМ-банк,ТОКО-банк и др.) крупные и контрольные пакеты акций наиболее рентабельных и перспективных предприятий.Трид- цать крупнейших банков контролируют более половины активов банковской системы,поэтому повышаются входные барьеры для бан- ков на фондовой бирже. Ряд крупнейших универсальных банков сформулировали ин- вестиционное направление как одно из важнейших в своей дея- тельности(Менатеп,ОНЭКСИМ,МФК,Внешторгбанк). Концентрация банковского капитала объективно связана с особенностью экономики России,сложившейся к началу ХХI века: -ориентация экономики на ресурсодобывающие предприятия; -в экспорте товаров преобладают продукты топливно-энер- гетического комплекса; -ориентация крупных банков на предприятия,приносящих экспортную выручку. Подводя итоги анализу кредитно-банковской системы,выделим системообразующие элементы её (см.рис.5): Экономический базис российской экономики составлен из топливно-энергетического комплекса и высокодоходных отраслей с продукцией слабоконкурирующей на мировом рынке.В связи с изно- шенностью основных средств этим отраслям необходимы большие инвестиции. Цены на энергоносители на мировом рынке дают высо- кие доходы от их экспорта, что позволяет небольшому числу ком- мерческих банков, обслуживая счета своих богатых учредите- лей, концентрировать значительные капиталы для кредитных ресурсов. Из этого положительного фактора следует первая проблема с возможными отрицательными последствиями в отношениях между коммерческими банками и Центробанком: финансовая власть будет принадлежать очень узкому кругу отраслевых банков с да- леко идущими политическими последствиями. Следовательно, бан- ковский кодекс России обязан предусмотреть эту объективно складывающуюся однобокую монополизацию экономики страны и не- обходимость баланса между финансовой силой одного уровня и по- литической силой другого уровня банковской системы. Потенциальные возможности этих ресурсов могут быть использованы, как видно из этой простой схемы, либо для креди- тов Центробанку, либо для инвестиций в реальную экономику. По первому пути кредитные потоки уже шли до 1998 года, до момента обвала пирамиды из ГКО. Второй путь - путь финансовой санации топливно-энергетического комплекса и ресурсодобывающих от- раслей. Поэтому следующая проблема состоит в необходимости нап- равить потенциал монополий из спекулятивного сектора финансо- вого рынка в сектор реальной экономики. Отсутствие простых, аналитически и юридически оправданных решений по этим двум проблемам не позволяет пока решить Ми- нистерству Финанасов третью проблему рационального использования кредита МВФ и построения оптимальной стратегии возврата кредитов и процентов по ним. Решение перечисленных трёх проблем становления кредит- но-банковской системы России длительно и методом проб и ошибок может оказаться (как показывает десятилетний отрицательный ре- зультат реформ) всё туже затягивающимся узлом на горле фи- нансовой системы. Альтернативой такому способу решения проблем может быть использование в ускоренном темпе опыта демократических госу- дарств по построению современного эффективного финансового рынка,лишённого негативных национальных особенностей: 1.Создание условий для построения кредитно-банковской системы, основанной двухуровневой организационной системой бан- ков(рис.6) и трёхуровневой ситемой банков по правам собствен- ности и методам государственного антимонопольного регулирова- ния деятельности этих банков. 2.Создание по существу эффективного рынка ценных бумаг для банков-портфельных инвесторов: -рынок с равными правами всех его участников; -всем участникам торгов в равной мере известна обширная и легкодоступная информация о финансовом товаре торгов; -всякая значимая и достоверная информация отражена в це- нах на ценные бумаги.
Выводы к главе 1.
Кредитный процесс как последовательность кредитных опера- ций в кредитной банковской управляемой системе представлен схемой формализованных процедур(рис.1), его формы и организа- ция мало зависят от видов,условий и времени кредитования. Цели и мотивация коммерческих банков содержат задачи,сто- ящие повседневно перед банком и заставляющие в конкурентной борьбе за клиентуру совершенствовать не только кредитный про- цесс,ужесточая критерии выполнения процедур,но и совершенство- вать кредитную стратегию на рынке кредитов,сосредотачивая вни- мание на совершенствовании долгосрочной кредитной политике. Кредитный механизм,сложившийся в современной России переходно- го периода,представляет классический набор элементов(рис.3.): -объекты кредитования; -заёмщики; -коммерческие классические универсальные банки; -инвесторы. В 1996-1998 годах банки переключаются в зарабатывании при- были на спекуляции на валютном и фондовом рынках,доля кредитов предоставленных частному сектору в общей сумме кредитов нацио- нальной экономике сократились в три раза. Функционирование и развитие рынка ценных бумаг и расшире- ние его участников(рис.4) существенно меняет отношения между заёмщиком и инвестором. Отношения между эмитентами и инвесто- рами через торговлю на фондовой бирже и посредников лишаются влияния субъективных факторов,и особое влияние начинают оказы- вать макроэкономические факторы и прежде всего место эмитента и инвестора в экономике своего государства и мировой торговле. Стабильность показателей экономической деятельности ин- весторов и заёмщиков-эмитентов,стабильность соотношений валют- ных курсов,в силу большого числа участников биржевых торгов, делает инвестиционную деятельность стабильной,предсказуемой,и предсказуемой возможность убытка или ущерба,поэтому кредитная система из сферы стратегического кредитования (банк - кли- ент)переходит в сферу портфельного кредитования (эмитент - фондовая биржа - портфельный инвестор)(рис.7). Небольшое число коммерческих банков,обслуживая счета своих богатых учредителей,концентрирует значительные капита- лы для кредитных ресурсов. Следовательно,банковский кодекс России обязан предусмотреть эту объективно складывающуюся од- нобокую монополизацию экономики страны и необходимость баланса между финансовой силой одного уровня и политической силой дру- гого уровня банковской системы. Возникает необходимость напра- вить потенциал монополий и крупных инвестиционных банков из спекулятивного сектора финансового рынка в сектор реальной экономики. Для России путь построения современного эффективно- го финансового рынка,лишённого негативных национальных особен- ностей,лежит через: 1.Создание условий для построения кредитно-банковской системы,основанной двухуровневой организационной системой бан- ков(рис.6) и трёхуровневой ситемой банков по правам собствен- ности, методам государственного антимонопольного регулирова- ния деятельности этих банков,и,главное,по объёмам кредитных ресурсов. 2.Создание по существу эффективного рынка ценных бумаг для банков-портфельных инвесторов: -рынок с равными правами всех его участников; -всем участникам торгов в равной мере известна обширная и легкодоступная информация о финансовом товаре торгов; -всякая значимая и достоверная информация отражена в це- нах на ценные бумаги.
Глава 2.Формирование кредитно-банковской системы
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |