Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория бюрократических организаций М.Вебера




Первым ученым, кто дал систематизированный анализ государственной бюрократии и бюрократов был немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920г.г.), который дал основу для современного изучения админгосударственного управления. Анализ был сделан на бюрократической модели Германии, но он универсален.

1. административное управление организовано иерархично;

2. каждое учреждение имеет свою собственную сферу компетенции

3. гражданских служащих назначают, а не выбирают, на основе профессиональной квалификации

4. служащие получают зарплату в соответствии с рангом;

5. для служащего эта работа является профессией, основным занятием

6. служащий не владеет учреждением, в котором работает;

7. служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;

8. снятие с должности происходит решением высших инстанций.

Сама бюрократия имеет такие характеристики, с учетом властного положения:

1. защищенность административными и уголовными нормами;

2. установление ранговой иерархии на принципах назначения;

3. статус служащего пожизненно (в отличие от выборности)

4. регулярное денежное вознаграждение в соответствии с рангом

5. карьерный принцип перемещения.

Властное положение бюрократии проявляется еще в двух аспектах:

1. знания, которые имеют профессиональные госслужащие с учетом их подготовки;

2. знание самих правил бюрократического процесса в самих ведомствах.

Вебер подчеркивал, что по мере увеличения самостоятельности бюрократия проявляет тенденцию руководствоваться не только своими функциями, но и «интеллектом власти». Другими словами - стремится расширить свое влияние далеко за границей собственной юрисдикции. Необходимо отметить ряд основополагающих моментов из работ Вебера. Он считал:

1. идеальное админгосуправление построенное на твердых бюрократических принципах 1)авторитарная власть руководителя, который принимает решения, 2) отдает распоряжения и 3)контролирует их исполнение:

2. высокопрофессиональный специалист неподкупен, честен, т.к. в противном случае, государство пронизано было бы коррупцией и поставлена под угрозу эффективность аппарата управления:

3. настоящей профессией чиновника не может быть политика; «Sine ira et studio” – «без гнева и пристрастия» он должен вести свои дела.

4. Чиновник не должен делать то, что всегда должен делать политик — бороться; принятие решения и борьба это сфера политика; если высшая власть требует выполнения принципа, который, по мнению чиновника, является ошибочным, дело его чести выполнить его под ответственность того, кто дает это распоряжение. Выполнить точно. Честью политического вождя есть личная ответственность за то, что он делает, ответственность отклонить или снять с себя он не может и не имеет права.

Идеи М Вебера, В Вильсона, Ф. Гуднау имели значительное влияние на развитие теории админгосударственного управления.

В работах этих ученых были разработаны 2-е основные идеи научной теории админгосударственного управления:

1. чтобы реформировать аппарат управления, необходимо хорошо его знать и изучать с научных позиций;

2. аппарат админгосуправления должен быть выделен от сферы политики.

Работы В.Вильсона, Ф.Гуднау, М.Вебера положили начало развитию теории админгосуправления, как самостоятельного научного направления. Это первый этап развития. Условно можно обозначить с 80 г. Х1Х столетия по 1920 г.

Второй этап продолжался до 50г. ХХ столетия. Наиболее в теории админгосуправления являются:

а). школа научного менеджмента

б). классическая школа администрирования

в). школа человеческих отношений.

А). Научный менеджмент разрабатывали Ф.Тейлор, Т. Емерсон и Г.Форд и рассматривали, его как механизм, с помощью которого можно достичь определенных целей с максимальной эффективностью и минимальными затратами ресурсов.

Б) Представителями классической административной школы были А.Фастоль, Л.Уайт, Д.Муни, Т.Вулси. Целью классической школы была разработка принципов админгосуправления. Все представители этой школы выходили с идеей, что следование этим принципам приведет к успеху в админгосударственной деятельности во всех странах.

Но они не всегда учитывали социальные аспекты админгосударственной деятельности.

Они стремились смотреть на организацию управления с точки зрения широкой перспективы, стремились определить общие характеристики и закономерности админгосударственной организации, при этом они использовали как основу научный менеджмент.

Разработанные классической школой принципы управления касаются двух основных аспектов:

1. обоснование рациональной системы управления админгосударственной организации

2. построение структуры организации.

Наиболее важные постулаты классической школы следующие:

1. наука вместо традиционных навыков;

2. гармония вместо противоречий;

3. совместная работа, вместо индивидуальной;

4. максимальная продуктивность на каждом рабочем месте.

В границах административной (классической) школы представлена система административно-государственного управления регламентированная сверху донизу. Иерархическая организация линейно-функционального типа с четким обозначением функции каждой чиновничьей категории. Безусловно, такая модель эффективна в условиях стабильной социальной среды, когда управленческие задания и ситуации однотипны. Это и сейчас находит свое применение на различных уровнях управления.

В рамках классической школы управления наиболее значимой фигурой был Файоль. Его «теория администрации» была изложена в книге «Общее и промышленное управление» опубликованное в 1916 году. Он доказывал, что его принципы управления являются универсальными и применены повсюду в экономике и правительственных службах. Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять, значит —

1) предвидеть; 2) организовывать; 3) распоряжаться; 4) координировать и контролировать»

Предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий.

Организовывать – строить двойной, материальный и социальный, организм учреждения.

Распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать.

Координировать связывать, объединять все действия и усилия.

Контролировать – заботиться о том, чтобы все свершилось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

По Файолю, управление любой организацией (и государственной в т.ч.), учитывает 6 основных функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. И только административной функции принадлежит роль а) выработки общей программы работы учреждений; б) подбора его рабочего состава; в) координирование усилий; г) гармонизация действий. Он сформулировал 14 общих принципов управления, которые входят в золотой фонд нации.

В). Еще одним влиятельным направлением в теории госуправления была школа человеческих отношений. Она возникла в 30 годы, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения — это ответ на неспособность классической школы видеть человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации. Наиболее влиятельны здесь были М. Фолнет, А.Маслоу, У.Мэрфи. Они делали ударение на психологические факторы, вызывающие удовлетворенность работников своим трудом, улучшение психологического климата в коллективе. Но их дальнейшие исследования показали, что хорошие отношения между служащими не ведут автоматически к увеличению производительности труда админорганизаций и, что мотивизация, ориентирующая сотрудников на достижение высоких результатов имеет более важное значение, чем простая удовлетворенность работой. В рамках движения за человеческие отношения (классическая школа) были разработаны различные мотивизационные модели, которые используются в теории госуправления.

Особое значение имеют исследования описывающие поведение отдельных лиц и групп, в процессе выработки и принятия государственных решений. Методы, разработанные школой человеческих отношений эффективны лишь в достаточно узкой среде госадминистрирования - управления персоналом, когда особенно важно личное и конкретное воздействие на сотрудников для принятия решений и реализации намеченных планов.

В этот период наиболее популярными были идеи английского экономиста Дж.М. Кейнса в книге «Общая теория занятости, процента и денег». (1936 г.). Основу государственной политики согласно этой теории должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. Это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.

Кейнсианская модель основана на следующих принципах:

1. государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;

2. предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной сети образования и здравоохранения.

3. антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на защиту товаров и услуг в целях нарастающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой;

4. возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции за счет выпуска в обращение дополнительных денег.

Третий этап в развитии теории госуправления начался в 1950 году и продолжался до конца ХХ века. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуативный подходы. Наиболее крупные исследователи в 50-60г.г. - Г.Саймон, Д.Смитсберг, В.Томпсон, Д.Истон. Именно они начали разрабатывать новый подход к управлению поведенческой, бихевидальной (англ.- поведение).

В качестве фундамента науки управления были положены достижения современной психологии, социологии. Реальное функционирование админслужб объяснялось через анализ поведения работающих в них индивидов и групп.

Основная цель этой школы в общих чертах - было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Наиболее интересными концепциями госуправления в рамках поведенческого подхода являются теории Х и У Д. Макгрегера и теория мотивационной гигиены Ф. Херцберга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.