Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная концепция государственного администрирования




ТЕМА №3

1. Характеристика государственно-административного управления в ХХ1 веке

2. Концепция нового государственно-административного управления.

3. Взаимодействие административной и политической власти.

 

1. Характеристика госуправления в ХХ1 веке.

 

В отличие от «идеальной модели» госуправления по М.Веберу современная модель государственного администрирования включает очень сложные характеристики. Это обусловлено тем, что на административный процесс значительное влияние оказывают новые информационные технологии. Они используются как оперативное средство рационализации управленческой деятельности, без чего уже невозможно представить систему госуправления. Проекты – «электронное правительство», «дистанционное образование», «телемедицина» и др. рассматриваются и практически действуют. Постепенно складывается современная информсистема госуправления, которую используют информтехнологи для публичного властвования.

Основные характеристики госадминистрирования в ХХ1 веке.

1. Разработка государственной политики с использованием коммуникационной технологии, политической аналитики и прогностики.

2. Разработка, осуществление и оценка госпрограмм с использованием современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, компьютерная обработка информации (с помощью методов математического модулирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях.)

3. Прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций, разработка мероприятий по локализации и устранению недостатков.

4. Анализ, обобщение и интерпретирование социальных, экономических, политических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны.

5. Организация и проведение исследований по изучению социально-экономических процессов в стране, области, регионе для поиска и принятия оптимальных решений.

6. Применение рациональных приемов поиска, обработке, хранения и использования необходимой социальной, экономической, политической и научной информации.

Важным моментом в современной концепции госуправления стала ее политизация.

Произошло сближение политиков и администраторов в госуправлении. Если классическая модель госуправления подразумевает четкое разделение политических и административных функций госуправления - политики принимали решения, а чиновники должны оставаться политически нейтральными и эти решения выполнять, не вмешиваясь в политический процесс. Современные чиновники на высоких политических постах вынуждены прислушиваться к настроениям общественности и считаться с мнением парламента.

Эксперты ООН считают, что сегодня к госуправлению необходим новый подход. Принципиальное значение приобретает более широкое участие общественности в определении целей развития, разработке планов и принятию решений по программам и проектам региона, области, государства.

Для того, чтобы государственное администрирование было успешным, оно должно приводить к изменениям в общих настроениях, буднях и образе жизни граждан. Если в середине ХХ века основной упор делается на деловые качества профессиональных госслужащих, их политическую нейтральность и гарантийный срок пребывания в должности, то сегодня, важное значение отводится политической лояльности, а в ряде случаев и активной политической роли госслужащих.

В США, Франции, Германии и др. сотрудники гражданских служб становятся членами партий и партийными функционерами. Немецкие ученые Г.Шмидт и Х. Трайбер разработали идеальный тип «политической бюрократии» и сопоставили с деятельностью «классической бюрократии».

 

Табл.1.

Деятельность «классической бюрократии» Деятельность «политической бюрократии»
1.ориентация на общее благо, общественные интересы 1.ориентация на различные политические интересы и цели
2.убеждение, что проблемы должны решаться на деловой основе, политически нейтрально 2.убеждение, что проблемы должны решаться в процессе политических переговоров путем достижения компромиссов
3.отвергается активное участие в политике 3.в принципе одобряется политическая активность
4.слабое взаимодействие между бюрократами и политиками 4.интенсивное взаимодействие между политиками и чиновниками
5.ориентация на процедурные способы деятельности 5.ориентация на программные и проблемные методы деятельности (участие в разработке госпрограмм и принятие решений)
6.плюралистическая политическая полоса обеспечения (парламент партии, группы интересов) в принципе рассматривается, как излишняя и даже опасная. 6.плюралистическая политическая полоса обеспечения (парламент партии, группы интересов и т.д.) признается необходимой для проведения в жизнь государственных решений.

 

Если чиновники в начале века избегали рискованных действий, не могли изменить, боялись допустить ошибки т.к. были админнаказуемы, то в начале ХХ1 века стиль госадминистрирования принципиально изменился. Таблица 2 позволяет сравнить стиль идеального бюрократа по М.Веберу со стилем идеального современного чиновника.

Табл.2.

Идеальный бюрократ Современный чиновник
1. избегает риска 1.идет на риск в необходимых си-туациях
2.занимается рутинной деятельностью, исполняя только то, что задано 2.постоянно принимает инновации
3.концентирует внимание на самой деятельности 3.концентируется на результатах деятельности
4.не любит изменений 4.стремится к изменениям
5.выдвигает на первый план безопасность 5.выдвигает на первый план необ-ходимость достижений

 

Админреформы и новации стали обычным явлением и потребовало от госчиновников приспособиться к новым условиям и выработать новый управленческий стиль динамичный, инновационный.

 

2. Концепция нового государственного управления.

В 80 г. ХХ века смена парадигмы (греческий - пример, образец управления) госуправления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». Новая модель показательна для Великобритании (времен Маргарет Тетчер), Новой Зеландии, частично США, Скандинавских стран, Германии на уровне земель.

В чем суть новой парадигмы, как нового способа мышления и действия в госадминистрировании?

1. Власть стала трактоваться не как право и возможность, органы и должностные лица, правомочные воздействовать на общественные процессы, отношения, а как механизм, фирма по обслуживанию; государство - как рынок по предоставлению услуг; действия правительства - как конкуренция на рынке предоставления услуг; гражданин - как клиент.

2. Путем приватизации госпредприятий, Тетчер установила новую модель разделения труда между государственным и частным сектором экономики. Приватизации подверглась и сфера жилищного строительства, и коммунальных услуг, и сфера медицинского обслуживания, образования, транспорта и др.

3. Были лишены привилегий госслужащие

4. Сократились масштабы госаппарата

5. Проведена реорганизация высшего руководства, заменены те, кто традиционно управлял — на жестких управленцев, т.е. на беспрекословных исполнителей в рамках законов, инструкций, не зависящих от политиков.

6. «Новое госуправление» означает также рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым администрация предоставляет общественные услуги. Созданы новые органы исполнительной службы власти — публичные, службы не зависящие от министерств. Вся эта модель называется госменеджмент.

Таким образом, если госуправление – это деятельность государственных (муниципальных) органов власти в политико-административной системе по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан. Государственный менеджмент – деятельность государственных (муниципальных) органов власти в экономической сфере по предоставлению общественных услуг гражданам по принципу рыночных отношений, оплаченных гражданином исходя из его финансового состояния.

Оправдала ли себя эта модель? Существуют различные точки зрения, на Западе считают, что она достигла своего пика, другие считают, что она не оправдала себя так как:

1. Принципы рынка и конкуренции не всегда соответствуют запросам потребителей (граждан) на предложение товаров (услуг) в госсекторе. Экономически рыночные механизмы управления должны совмещаться с госперераспределением общественных доходов и услуг, оказанием господдержки малоимущим, инвалидам, выравнивать стартовые возможности развития людей.

2. Госменеджеризм не стал идеальной моделью потому, что не дал должной экономической эффективности. Не помогает преодолевать кризисы. Спектр деятельности муниципального образования огромный и невозможно все его подразделения измерить с помощью единых экономических стандартов и норм. Муниципалитет города может владеть жилым фондом, транспортом, парками, музеями и т. д., но в тоже время он будет иметь в своем составе налоговую службу, службу соцобеспечения, школьную администрацию и т.д. с широким спектром соответствующих общественных функций. И для этой сферы муниципалитета невозможно будет измерять все его подразделения с помощью единых экономических стандартов и норм. Следовательно, политика управления должна оставаться открытой по отношению к многообразным общественным функциям и другим видам административной деятельности.

Эффективность деятельности администрации территории измеряется социальными (не всегда количественными) показателями, степенью соответствия предоставляемых услуг и товаров в госсекторе, повышением качества жизни населения данной территории. Порядок начинают ценить тогда, когда он исчезает.

Маргарет Тетчер своими реформами отклонилась от привычной системы управления. Хорошо или плохо покажет время.

Но из чего она, по-видимому, исходила. До промышленной революции основной ячейкой производства и потребления была семья. Именно семья производила продукты питания, одежду, брала на себя заботы о престарелых, детях.

Однако, в процессе индустриализации, разделения общественного труда, урбанизации, жители городов все активнее требовали, чтобы решение этих вопросов взяло на себя государство. С конца Х1Х века происходило расширение функции государства, круг решаемых задач увеличился. Однако, с 80 годов ХХ века на Западе идет активная дискуссия относительно роли госсферы, объема решаемых государством задач. Дискуссию вызвала идея Тетчер и правильность ее реформ. К примеру, правительство неоконсерваторов, пришедшее к власти в 1979г. Предложило новую экономическую программу развития — вошла в историю как неоконсерватизм и отвергла жесткое регулирование экономикой.

Мировой кризис, который произошел, заставил рассмотреть вопрос о возрастании роли государства его активного участия в общественных процессах. Эти причины и факторы суть общемировых тенденций и к ним следует отнести:

1. Развитие конкуренции. При отсутствии государственного регулирования неизбежно возникает монополия и нарушается принцип равных экономических возможностей, что ведет к застою в экономике.

2. Изменения в социальной структуре, что выражается в демографических сдвигах - рост численности пожилых людей, углубление социального неравенства. Государство вынуждено распределять или перераспределять общественные ценности.

3. Возрастание поддержки в господдержке науке, культуре, образованию. Переход к информационному обществу может быть только на базе высоких технологий, создание которых требует больших затрат и не приносит сиюминутной выгоды, поэтому не вызывает интереса у частных инвесторов.

4. Сокращение природных ресурсов диктует задачу госрегулирования их использования и направление на решение общенациональных проблем.

5. Ухудшение экономической ситуации требует больших затрат и принятие решений общенационального характера.

6. Возрастание числа различных видов и форм антисоциальной криминальной деятельности вынуждает государство содержать репрессивный аппарат для борьбы с преступностью.

Гражданское общество, регуляторы рыночной экономики не обеспечивают решение возникающих проблем, поэтому необходимо вмешательство государства, особенно если речь идет о национальной обороне, общественной безопасности, всеобщем благосостоянии. В настоящее время доля совокупных расходов государства в ВВП развитых стран колеблется от 30-35 %— Японии, Испании, США, до 60% в Нидерландах, Норвегии, Швеции. В основном это на образование, здравоохранение, науку, оборону, соцобеспечение. Госсектор — это объекты инфраструктуры (дороги, аэропорты и т.д.) все сферы социальных услуг (служба занятости, органы управления всех уровней, учреждения образования, здравоохранения, армия, включая предприятия по обслуживанию военной техники, службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством).

Так все-таки, какой вариант реорганизации госуправления наиболее приемлем - расширение или сужение границ госадминуправления или сужение границ государственного регулирования Перевод на рельсы госменеджмента привел к противоречивым результатам. Но одни авторы отстаивают неприменимость методов частного сектора для госсферы, другие высказывают мнение, что грани частного сектора и госсферы стираются при либеризации экономики и управления.

Есть несколько вариантов (моделей) реализации административно-

государственного управления.

1.Вовлечение частного сектора в предоставление услуг потребителю. Это курс на либерализацию и сокращение сферы и объема госадминуправления.

2. Здесь заложен принцип субсидиарности. Он означает

предоставление вышестоящей организационной управляющей ячейке простора действий для нижестоящей, принятие на себя всех тех дел, которые нижестоящие не в состоянии осуществить. Эта модель получила распространение в ФРГ. В этой модели управление функции делегируется снизу — вверх: граждане с его частной инициативой — орган самоуправления - территориальные органы. Такая модель может приниматься в стабильном обществе с определенными устойчивыми традициями, уважение к праву, законопослушанию.

3. Акцент делается не на разгосударствление, а на повышение эффективности госуправления путем углубления взаимодействия государства с обществом, вовлечения участия населения на правах партнерства в разработке, подготовке программ развития территорий, отраслей, конкретных сфер деятельности общества.

Во всех этих моделях особенно, связанных с усилением роли государства, должно быть непременным условием повышение профессионализма чиновников, знание и понимание целей и задач, стоящих перед ним. За политическими решениями должна идти грамотная, продуманная работа исполнительных служб.

 

Взаимодействие административной и политической власти.

 

Политическая власть, как субъект публичного управления принимает общеобязательные политические решения и обеспечивает.

Административная власть, как субъект публичного управления, оказывается «связанной» политрешениями и ответственностью за их реализацию. Распределение ролей представляется следующим образом — избранный народом парламент формирует законы, которые реализует исполнительная власть (администрация). Однако, в нашей стране в силу исторических традиций государственная администрация в глазах общества была и остается равнозначным понятию «государство». Связанность админуправления с политикой проявляется не только на уровне входа в систему, но и на уровне выхода, результата деятельности администрации (всех уровней). Признавать сегодня политическую нейтральность аппарата — значит говорить то, чего нет. Потому, что:

1. бюрократическая элита активно участвует в выработке политического курса

2. она сама нередко принимает политические решения — реализуя законы, указы, осуществляет управление развития страны;

3. обладает ресурсами и рычагами, чтобы воздействовать на выбор того или иного курса;

4. в предоставлении многих услуг населению госаппарат был и остается монополистом, чем и объясняется его воздействие на общественную и личную жизнь граждан.

5.Администрация направляет и регулирует деятельность

нижестоящих эшелонов.

Подчинение управления политической власти не должно означать политизацию администрации (КУ ст.21,24). Такая политизация является характерным признаком авторитарных режимов. Когда считают, что власть над управлением обеспечена только в том случае, если работники или главные из них, связаны с политической властью более прозрачными узами, чем иерархическая связь, узами личной или политической преданности. Это принадлежность к партии и их назначение на руководящие должности. В демократическом режиме политизация отвергается, а правилом является служение не политикам или политическим назначенцам, не лицам вообще, а закону. Выполнение служащими не личных предписаний министра, политического чиновника из администрации президента, а правоприменительных актов, должностных обязанностей в рамках предоставленных им полномочий. Перестановки в политической элите, которые случаются весьма часто, не должны задавать реформе перестановок в админкорпусе. Замена 19 тыс. служащих после 2004 года не дало и не может дать хороших результатов. В силу технической профессиональной компетенции и нейтралитета служащий нужен любому режиму, т.к. в глазах этого решения он является только элементом, обеспечивающим функционирования управления. На практике можно проследить 3 аспекта проявления такой независимости администрации от политических институтов публичной власти.

1. Она предоставляет гарантию служащим от вмешательства политической власти;

2. Позволяет служащим высказывать свободные и здравые суждения, то это не приводит к ухудшению отношений.

3. Устанавливает преемственность администрации, на которой политические бури не отражаются.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.