Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики




Функции педагогики

Предмет педагогики

Рассматривая предмет педагогики, можно определить, что важной его составляющей является управление процессом развития личности и индивидуальности.

Целесообразно, определяя предмет педагогики, говорить о целенаправленном воздействии на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности.

Функция - это постоянно решаемая (типичная) задача (Р.Х, Шакуров) функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· Изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;

· Выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;

· Прогностическое исследование педагогической деятельности.

 

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

· Разработка методических материалов;

· Внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику;

· Оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в единое целое.

К основным категориям педагогики обычно относят: воспитание, развитие, образование, обучение.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к жизни в данном обществе.

Категория воспитание - одна из основных в педагогике. Характеризую объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него все воздействия на личность (и целенаправленные и стихийные) – синоним социализация. И воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную развить и сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Таким образом, воспитание это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1. Определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2. Мировоззрения;

3. Поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Следует отметить, что воспитание тесно связано с социально-политическим, экономическим, культурными аспектами жизнедеятельности государства. (привести пример)

 

Развитие – это изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

В педагогике и психологии постоянно сталкиваются два подхода к пониманию сущности развития личности – биологический и социологический. Представители первого утверждают, что ведущее влияние на развитие ребенка оказывают природные «генетические» факторы, прежде всего то, что дано человеку от рождения, а представители социологического подхода утверждают, что преобладающее влияние оказывают социальные факторы (окружение и среда в которой растет ребенок). Скоре всего в развитии ребенка отражается влияние и социальных и природных факторов. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, определенных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:

· Противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· Противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;

· Противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

· Уровень актуального развития - отражает возможности, которые имеет ребенок на сегодняшний день;

· Зону ближайшего развития – то, что ребенок пока не умеет, не может сделать самостоятельно, но чему он может научиться при поддержке и помощи взрослого.

Педагоги должны видеть завтрашний день ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать самостоятельно. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывают влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

 

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.

Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения. Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием и формированием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования – обучение.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.