Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура воспитательного процесса




Сущность воспитания

Основные характеристики процесса воспитания.

Вопрос №12

  1. Сущность воспитания
  2. Структура воспитательного процесса.
  3. Особенности воспитательного процесса.
  4. Движущие силы и логика воспитательного процесса
  5. Механизмы воспитания.

 

 

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к жизни в данном обществе.

Категория воспитание - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него все воздействия на личность (и целенаправленные и стихийные) – синоним социализация.

И воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную развить и сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Таким образом, воспитание это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

4. Определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

5. Мировоззрения;

6. Поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

 

В настоящее время выделяют четыре основных признака воспитания:

  1. целенаправленность воздействий на воспитанника;
  2. социальная направленность этих воздействий;
  3. создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  4. освоение человеком комплекса социальных ролей.

Воспитание в педагогике рассматривается как процесс, сущность которого заключается в том, что внешнее (объективное) становиться внутренним (субъективным) достоянием человека, т.е. переводится в сферу его сознания с тем, чтобы проявиться в его поведении и деятельности (В.А. Сластенин).

На полях записать определение понятия процесс – это развивающаяся во времени и пространстве последовательность состояний событий явлений. Он представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

 

Процесс воспитания входит в структуру двух наиболее общих процессов: процесса формирования личности и педагогического процесса. (рассказать и показать воспитание в структуре этих процессов).

В состав системы воспитательного процесса входят субъекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между нами, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Исходя из сказанного выше воспитательный процесс можно представить следующей схемой:

Схема 1


деятельность воспитателя
Схема воспитательного процесса.

 
 

 

 


Рассмотрим структуру воспитательного процесса. В качестве основных компонентов которой М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой– с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляют общество к образовательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а так же достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.

Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, который характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся – это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Этот компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности.

Для разработки стратегических линий управления воспитательным процессом многое дает анализ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании воспитания, которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой - использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях. Схематически это может быть представлено следующим образом. Особенности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс имеет несколько особенностей:

  1. Целенаправленность и доступность целей – воспитание наиболее эффективно тогда, когда его цель, сформулированная педагогом становиться близкой и понятной воспитаннику, подразумевает сотрудничество и совместную деятельность в ее достижении.
  2. Многофакторность – на процесс и результат воспитания ребенка оказывают влияние многочисленные факторы, помимо прямого воздействия педагога. Исходя из этого, выявлена закономерность, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности, объективных условий и субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности ребенка, тем успешнее осуществляется формирование личности.
  3. Длительность – процесс воспитания длится всю жизнь человека, его особенность в том, что его результаты отдалены от непосредственного момента воздействия, они не так быстро обнаруживаются и не всегда так явно ощутимы как, например, в процессе обучения.
  4. Непрерывность – успешность воспитательного процесса напрямую зависит от систематичности воспитательного воздействия. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, то воспитателю каждый раз приходится начинать все сначала, вместо того, чтобы закреплять и углублять выработанное.
  5. Комплексность – воспитание возможно только тогда, когда цель, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса имеют единую направленность и ориентированы на развитие и формирование личности ребенка.
  6. Вариативность результатов – в одних и тех одинаковые е условиях воспитательные воздействия могут иметь разный эффект. (личностные и профессиональные особенности педагога и индивидуальные особенности и различный социальный опыт ребенка)
  7. Двусторонний характер – воспитание идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.