Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеальные цели




Вопрос №5

Одной из фундаментальных проблем педагогики является определение целей педагогической деятельности. Спор имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество всегда рассматривали главную задачу педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Каждый ученый и педагог-практик стремились уточнить цели современной школы. Можно обнаружить два основных направления, по которым шла их разработка. Первое предусматривало, прежде всего, потребность общества, поэтому ученые разрабатывали требования к воспитанию ребенка, исходя из задач государства, общества, сословия.

Второе направление предполагало, прежде всего, учет потребностей человека. При этом целью была помощь ему в социальном становлении, приспособлении к существующим общественным условиям и одновременно сохранении своего «Я», развитии индивидуальности. В учебнике К. Смирнова, опубликованном в России в 1913 году, выдвигалась цель: «Воспитать питомца — значит помочь ему достичь собственными силами возможного для него совершенства, т. е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью».

В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировало первое или второе направление.

В педагогике постоянно существовало смешение идеальных и реальных целей. Часто в качестве единственных выдвигались идеальные цели, которые не могли быть представлены в виде реального результата, достигнутого педагогами.

Долгое время цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Мыслители античности представляли граждан греческих городов - государств гармонически развитыми и в физическом, и в умственном отношении. Мы встречаемся с идеалом духовно и физически совершенного человека эпохи Возрождения. Прогрессивные мыслители всегда были полны веры в человека, в возможности его развития, в его разум. Эти идеи пронизывали работы Мора, Кам-панеллы, Сен-Симона, Фурье.

Что такое гармоническое развитие человека в современном понимании? Это идеал, к которому должен стремиться, прежде всего, сам человек. Кроме того, это ориентир для педагога, на основе которого он определяет содержание своей деятельности.

Школа должна научить ученика быть человеком, для чего необходимо стремиться к гармоничному развитию всех его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Гармоничного человека отличают гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность.

При этом надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек лишь идеал, ориентир для определения реальных делен, которые не противоречат этому идеалу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.