Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие японской, европейской, американской систем всеобщего управления качеством




Лекция 3

Система тотального (всеобщего) менеджмента качества

Победное шествие по всему миру японского опыта управления качеством привело к массовому обогащению этой системы разработками ученых и опы­том практиков других передовых в экономическом отношении стран Европы и Северной Америки. Появилось много работ, обосновывающих экономическую выгоду перехода от тотального контроля качества к мероприятиям по преду­преждению дефектов и отказов. Началась разработка стандартов ИСО серии 9000, которые базировались на наиболее ярких результатах мирового опыта в менеджменте качества. Особое внимание при разработке программ предпри­ятий по повышению качества продукции стали уделять вопросам планирования качества. В своей книге «Джуран о планировании качества» (1983 г.) известный американский ученый Д. Джуран изложил следующие этапы планирования ка­чества:

- идентифицировать, кто является потребителем,

- определить запросы этих потребителей,

- интерпретировать эти запросы в возможности компании,

- разработать продукт, который может отвечать этим запросам,

- оптимизировать характеристики продукта так, чтобы он отвечал как запросам потребителя, так и интересам компании,

- разработать процесс производства продукта,

- оптимизировать процесс,

- проверить, может ли процесс обеспечить производство продукта при существующих условиях,

- запустить процесс производства.

Свою концепцию планирования качества изложил и Г. Тагути (Япония):

- более качественно отрабатывать конструкторскую документацию, так как большая часть дефектов изделий закладывается именно на этой стадии,

- центр тяжести работ по доведению изделий перенести с натурных ис­пытаний на методы математического моделирования свойств и процессов,

- принять приоритетным принцип «высокое качество за приемлемую цену».

Э. Деминг раньше других почувствовал недостатки тотального контроля и необходимость изменения западного менеджмента. В своей работе, написан­ной в 1982 году, «Выход из кризиса» (имея в виду все увеличивающееся отста­вание США в качестве продукции от Японии) он отмечает: «Неспособность менеджмента планировать на будущее и предвидеть проблемы породила рост трудоемкости, потери материалов и машинного времени, все это увеличило за­траты производства и цену, которую должен платить покупатель ». Какой же выход из кризиса преложил Э. Деминг: «Требуются резкие перемены. Первый шаг в преобразованиях - это научиться, как изменять. Долгосрочная привер­женность познанию нового и новой философии требуется от любого менедже­ра, стремящегося к преобразованиям. Только преобразование менеджмента и взаимодействие правительства с промышленностью могут остановить спад».

Одновременно в США Ф. Кросби была разработана программа «Ноль дефектов», которая получила широкое распространение не только на американ­ских предприятиях. Так, массовое движение в СССР по разработке программ бездефектного изготовления продукции явилось реакцией на концепцию «ноль дефектов». Отметим ряд положительных моментов программы Ф. Кросби, ко­торые нашли отражение в основных положениях ТОМ:

- упор на предупреждение дефектов, а не на их обнаружение,

- направленность усилий на сокращение уровня дефектности в произ­водстве,

- осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции,

- понимание факта, что качество работы фирмы определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроиз­водственных подразделений и др.

Таким образом, с начала 80-х годов сущность и понятие управления ка­чеством в виде «тотального контроля качества (ТQС)» стали постепенно изме­няться к сущности и понятию «тотального менеджмента качества (ТQМ)». С включением международных стандартов ИСО серии 9000 в систему ТОМ по­следняя в отдельной литературе по качеству стала называться системой «Все­общего управления качеством (ВУК)». Несмотря на очередной терминологиче­ский разброд в литературе, следует однозначно сказать, что удачное или не­удачное обогащение ТQМ новыми идеями и положениями (в том числе и ИСО серии 9000) на сегодняшний день не меняет принципиально ее сущности: и то, и другое названия адекватно выражают принципы и положения ТQМ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.