Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития ТОМ




Никакая система управления качеством, в том числе и TQM, не может быть окончательной, пока развивается общество, цивилизация. Чтобы более точно спрогнозировать будущее систем управления качеством, необходимо оценить сегодняшние тенденции совершенствования действующей системы. Опыт TQM уже достаточно велик, чтобы не найти закономерности развития как системы в целом, так и отдельных ее компонент. Учитывая, что основная направленность TQM заключается в удовлетворении потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, следует, прежде всего, отметить характер изме­нения их социальных, психологических, экономических, духовных потребностей, динамики уровня качества жизни. В первую очередь речь идет о передовых странах, которые идут в авангарде развития цивилизации.

Рассмотрим отдельные тенденции TQM, отмеченные в литературе [4,22,34,76].

1. Переход к новому типу производства. Общество стоит перед лицом отказа от массового производства, которое сформировалось еще в конце 19 ве­ка. На смену массовому производству идет «щадящее производство» (lеаn production), которое также называют «рачительным». Этот тип производства ха­рактеризуется изготовлением определенного типа продукции по заказу потре­бителя с учетом его вкусов и наклонностей. Так, например, многие немецкие и американские фирмы перешли на индивидуальный заказ на автомобили опре­деленных моделей. Что-то подобное предпринимает и АО «ВАЗ», который в заявке на покупку автомобиля учитывает цвет окраски кузова, тип коробки пе­редач и еще ряд незначительных отличий.

В табл. 1.6 приведено сопоставление основных факторов ремесленного, массового и щадящего производства. Даже поверхностный анализ таблицы свидетельствует в пользу нового типа производства, которое характеризуется командной (коллективной) работой персонала, постоянным обменом информа­ции, эффективным использованием ресурсов, непрерывным совершенствова­нием. При этом, по сравнению с массовым производством, примерно вдвое со­кращаются затраты человеческого труда, производственные площади, инвести­ции, время на разработку продукции. Новый тип производства открывает ши­рокие перспективы для проведения мероприятий по улучшению качества про­дукции и процессов.

2. Постепенный переход от командно-административной структуры взаимоотношений руководства и работников предприятий к коллектив­ной под лозунгом «Мы вместе делаем одно дело». «И дело не в каком-то но­вом всплеске человеколюбия. - пишет Ю. Адлер. - Все гораздо прозаичнее. Давление жесткого конкурентного рынка на производителя так быстро усили­вается, что в этих условиях предприятия не могут себе позволить неэффектив­ного использования («разбазаривания») человеческого потенциала»[1]. Эконо­мическая мотивация труда, как важнейший стимулятор к высокому качеству работы, еще действует, но уже многие зарубежные (в основном) фирмы отдают приоритет неэкономическим стимуляторам, из которых на первое место выхо­дит доверие к подчиненному. Доверие проявляется, прежде всего, в глубоком делегировании полномочий и наделении соответствующей ответственностью.

Делегирование полномочий подчиненному предполагает командный (бригадный) подход в работе. Но одновременно это обязывает подчиненных к непрерывному росту профессиональных знаний, к их стремлению стать на уро­вень руководителя команды. С другой стороны, отношение руководителя к че­ловеку, занимающемуся творческой работой, самостоятельно определяющему задачи и методы их решения, не может оставаться прежним. Появляется новая система отношений - сотрудничество («мы все одна команда»). Руководитель выступает как лидер, а подчиненный как равный член команды. Хорошо, если начальник способен стать еще и лидером.

Таблица 3.4

Сравнение типов производств [1]

Факторы Типы производств
ремесленное массовое «щадящее»
Степень разделения труда Собственник, менеджер, рабочий – одно лицо Собственник, менеджер, рабочий – разные лица Собственник, менеджер, рабочий – разные лица Менеджер и рабочий – члены команды
Классификация рабочей силы Высокая Низкая Высокая
Организационная структура Плоскостная, гибкая, децентрализованная Вертикальная, жесткая, централизованная Горизонтальная. Гибкая, командная
Адаптационная способность Высокая Низкая Высокая
Использование ресурсов Рациональное Нерациональное Рациональное
Оборудование Низкопроизводительное Высокопроизводительное, узкоспециализированное, труднопереналаживаемое Высокопроизводительное, широкоспециализированное, переналаживаемое
Отношение к потребителю Изготовление по заказу потребителя Изготовление той продукции, что может изготовить Изготовление продукции, которая требуется потребителю

3. Переход на проектный стиль управления. Общеизвестно, что расширение номенклатуры продукции усложняет организационную структур предприятия, увеличивает штатную численность всех подразделений и особенно управленческих. В то же время известно, что малые формы бизнеса на практике оказываются гораздо более гибкими и менее затратными. В них гораздо меньше бюрократических проволочек и процедур при принятии решений.

Комбинируя преимущества крупного предприятия (развитая инфраструктура производственных и вспомогательных услуг) с достоинствами малых форм бизнеса, в последние годы многие предприятия применяют «проектный» стиль управления, встраивая в структуру управления предприятием по горизонтали всю структуру нового проекта (бизнеса). При этом руководитель проекта - ли­цо, подотчетное только высшему руководству, что приводит к ликвидации це­лой иерархии соподчинения, создающей бюрократические преграды. Таким образом, проект встраивается в предприятие как матричная структура. В такой структуре несложно обеспечить систему коллективного управления. Обеспече­ние качества выпускаемой продукции (интеллектуальной или материальной) производится только в объеме заданий данного проекта. Очевидны экономиче­ские преимущества такого стиля, приводящие к повышению конкурентоспо­собности выпускаемой продукции.

4. Переход в системе взаимоотношений на уровне предприятий от со­трудничества к партнерству. Постепенно меняются отношения между пред­приятиями и их поставщиками. И если выбор постоянного поставщика вместо временного становится нормой, то партнерство поставщика и потребителя комплектующих изделий с целью снижения суммарных затрат от деятельности обоих партнеров - это новая тенденция. Традиционное представление, что по­ставщик и потребитель имеют противоречивые интересы, начинает меняться. А суть выигрыша достаточно проста [1]. Чем дешевле поставки сырья, материа­лов, комплектующих, тем дешевле конечная продукция. Чем ниже цена про­дукции (при сохранении требуемого качества), тем большую нишу может за­нять на рынке предприятие, что, в конечном счете, увеличивает объем продаж и рост объемов производства продукции, как у предприятия, так и у его по­ставщиков. И снова цепочка: чем выше объемы производства, тем меньше се­бестоимость единицы продукции. Вместо лозунга «Ты проигрываешь, я выиг­рываю» начинает работать лозунг «Вместе сделаем, вместе выиграем». Соци­альные преимущества партнерства налицо: повышается занятость, снижаются цены, пропадают моральные и экономические издержки банкротства. И еще один выигрыш: с повышением качества процессов и продукции у партнеров растет и качество самого партнерства.

5. Все растущее проникновение науки в менеджмент качества. За по­следние несколько десятилетий менеджмент качества стал «онаучиваться», то есть появились новые методы повышения качества как за счет внедрения новых технологических подходов, так и за счет новых приемов менеджмента. Если первый подход решается в основном усилиями участников самого процесса, то второй целиком зависит от степени профессиональной готовности менеджеров. Новые организационные подходы к менеджменту зиждутся не на интуиции, или гениальном озарении, а на результатах анализа информации по управле­нию производственными процессами, глубоком изучении социологических проблем и анализе действий психофизиологических факторов. В Приложении 1 приведен перечень рассмотренных в настоящей работе методов современного менеджмента. Из приложения видно, что практически на каждом этапе жиз­ненного цикла изделия используются новые методы или, как их называют японские специалисты, «современные инструменты менеджмента».

6. Внедрение CALS - технологий. Бурное развитие информационных технологий в последние годы во всех сферах деятельности коснулось и ме­неджмента качества. Практика показала, что важным условием эффективного функционирования все более усложняющегося менеджмента качества является внедрение интегрированной системы сбора и анализа информации [21,75]. CALS - это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создание единой информационной среды для процессов, протекающих на практически всех этапах жизненного цикла изделия. Применение CALS - технологий позво­ляет повысить эффективность менеджмента качества за счет:

  • моделирования материальных, информационных и финансовых пото­ков, характеризующих процессы производства,
  • интегрированной информационной системы сопровождения продук­ции на всех этапах ее жизненного цикла,
  • системы информационного взаимодействия с субподрядчиками,
  • интегрированной информационной системы управления качеством продукции,
  • информационной системы взаимодействия с потребителями продук­ции.

Корреляция взаимодействия идеологии CALS - системы с идеологией TQM обеспечивается тем, что в CALS-технологии закладываются принципы

Внедрение CALS - технологий на российских предприятиях показало, что примерно на 30% снижаются издержки при производстве продукции и значи­тельно сокращаются сроки разработки новых изделий.

7. Улучшение качества деятельности становится осознанной необхо­димостью персонала предприятия. Использование методов менеджмента ка­чества является для многих работников частью их повседневной деятельности. Концепции качества, новые методы и подходы напрямую вплетаются в норма­тивные документы предприятий. Становится нормой непрерывное, профессио­нальное обучение работников, в том числе и в области качества. Более того, повседневные процедуры документируются, сводятся в блок-схемы и исполь­зуются для обучения новых работников. На многих российских предприятиях возрождаются кружки качества и создаются межфункциональные творческие группы.

8. Глобальное распространение качества. В 1980 году Международная хартия Американского общества качества объединяла 1100 членов из 50 стран. В 1998 году в хартии состояло уже 6400 членов из 80 стран. Интерес к качеству растет повсеместно. Этому способствуют такие факторы, как:

  • глобализация рынков,
  • растущая конкуренция,
  • осознание многими странами и предприятиями необходимости в улучшении качества,
  • непрерывный рост объемов знаний в области качества.

Интегральные процессы в мировом сообществе имеют тенденцию к рос­ту, что позволяет предположить, что качество будет распространяться еще большими темпами.

Приведенные тенденции развития ТQМ, а также только нарождающиеся, которые пока невозможно заметить на основании имеющегося опыта, со вре­менем приведут к новой идеологии менеджмента качества, которой будет тесно в рамках ТQМ, и появится новая система управления качеством. Такова диа­лектика. Чем быстрее специалисты в области менеджмента качества и практики подметят новые существенные перемены в идеологии ТQМ, тем раньше будут скорректированы структуры, системы и методы качества, позволяющие быст­рее и лучше удовлетворить потребности общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.