КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие принципы TQM
В понятие «всеобщее управление качеством» вкладывается не только руководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и т.д. Всеобщее управление качеством – это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Эффективность всеобщего управления качества зависит от трех ключевых условий: - руководитель предприятия возглавляет работу по непрерывному совершенствованию качества; - инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей; - организационные структуры создаются специально под систему всеобщего управления качества. Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессами повышения качества. Она состоит из трех частей: - коренная система – это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и могут использоваться повсеместно; - система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальными традициями и культурой. ЕЕ надо создавать самим; - система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство. С учетом изложенного выше выделим основные черты тотального (всеобщего) менеджмента качества [54]: - интеграция усилий и участие работников всех иерархических уровней предприятия в задачах обеспечения качества продукции, - планирование и обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия, - постоянное повышение квалификации и переподготовка всех работников, - понимание того, что основой качества является качество труда, - структурирование деятельности, то есть разбивка ее на взаимосвязанные процессы, - рассмотрение каждого последующего звена в технологической цепочке как потребителя, - осознание всеми работниками того, что целью процессов является выполнение требований потребителя, - закрепление пожеланий потребителя как меры качества, - постоянное улучшение всех без исключения процессов, - стремление к постоянному применению всеми работниками новых технологий и методов обеспечения качества, - инжиниринг качества, то есть организация разработки продукции на основе учета требований потребителей, - тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию, - основной упор в работе - на предотвращение дефектов, - внедрение работы командой, - лидерство первых лиц в области качества, - сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на создание стратегии предпринимательства и корпоративной культуры. Следует отметить, если все предыдущие системы управления качества могли быть представлены как типовые для внедрения их на предприятиях, то особенности системы ТQМ, учитывающие специфику предприятия, особенности национального законодательства и национальной экономики, профессиональный уровень персонала и другие, не позволяют простого копирования системы менеджмента качества одного предприятия у другого. Рассмотрим на примере контроля и оценки качества производственного процесса национальные особенности обеспечения качества предприятиями разных стран. Основной принцип контроля - регулирование производственного процесса по результатам измерения показателей качества изделия. Там, где по технологическим условиям не возможен сплошной контроль, проводится выборочный. При этом к контрольным операциям максимально привлекаются основные рабочие. Важным фактором в процессе контроля является наглядность измерения показателей качества. В Японии в цехах на рабочих местах развешиваются стенды, на которых наглядно демонстрируются результаты контроля, мероприятия по предупреждению дефектов, имена премируемых за качество работников и т.д. В последнее время в качества стендов выступают светящиеся табло, часто с «бегущей информацией». На них периодически появляются обращения администрации к персоналу помочь разобраться с проблемами качества на той или иной контрольной операции. Контрольные приборы хранятся в специальных стеклянных шкафах, давая возможность персоналу убедиться в полной наглядности всего процесса измерения и подготовки к нему. Это весьма действенные психологические приемы приобщения работников к ответственности за обеспечение качества продукции и процессов. На сборке изделий на автоматизированных сборочных линиях заводов фирмы «Кавасаки» рабочий включает желтый сигнал в случае затруднения с выполнением работы или красный - в случае длительной задержки. Интересно, что на американских аналогичных линиях такие остановки не предусмотрены. В Японии исправление брака, допущенного по вине рабочего, производится работником во внерабочее время на своем рабочем месте, без излишней драматизации события. На американских предприятиях исправление брака производится на специальном участке. Таких отличий очень много. Они и придают национальный колорит системе управления качеством [36]. Учитывая массовый характер одинаковых проблем с качеством на российских предприятиях в различных отраслях экономики, вероятно, целесообразно вынести решение этих проблемы на государственный уровень. Во многих странах (особенно в Западной Европе и Юго-Восточной Азии) концепция ТQM поднята на национальный уровень. Вероятно, пришла пора и России объявить о национальной политике в области качества. Можно назвать несколько причин, требующих вынести идеи тотального менеджмента качества на уровень страны [50]: - системный характер обеспечения качества. Качество продукции - системное понятие, так как проблемы качества решаются по всей цепочке - от материалов до готовой продукции. В свое время Г. Форд говорил: «Что хорошо Форду, то хорошо Америке». И он был в принципе прав, так как автомобилестроение уже в первой половине 20 века была ведущей отраслью промышленности, тянущей за собой всю американскую экономику. Аналогичное положение сегодня и в России: производство автомобилей дает работу многим тысячам предприятий-поставщиков комплектующих, на которых, в свою очередь, работают другие тысячи поставщиков; - авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели, выбирая продукцию, чаще всего ориентируются на название страны-производителя. Хотелось бы, чтобы к российским товарам относились так же. как к японским, швейцарским, финским и т.д. Переломить ситуацию можно, лишь взяв за основу экономической политики в России концепцию TQM; - высокий социальный аспект тотального качества. Концепции TQM гуманны, они привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь предприятий, страны, общества и в этом они должны быть востребованы на национальном уровне; - использование научно-технического потенциала России. Решение проблем качества требует интеллектуального напряжения. В зарубежной практике вовлечение ученых в программы управления и улучшения качества во всех секторах экономики проводится масштабно и считается престижным. Тотальный менеджмент качества - динамично развивающаяся система, вобравшая в себя наиболее эффективные методы предшествующих систем управления качеством и обогащенная новыми наработками, в будущем, по мнению отдельных американских ученых [30], будет определяться тремя ключевыми факторами: стратегическое планирование качества, управление процессами, непрерывное улучшение качества с акцентированным вниманием в каждом факторе на потребителя. Рассмотрим эти факторы. а) Стратегическое планирование качества. Исследования Американской ассоциации фирм по консалтингу показывают, что стратегическое планирование качества является неотъемлемой частью стратегии деятельности фирмы и должно включать в себя три основных аспекта: - ясное понимание направления развития фирмы, что должно быть доведено до каждого работника фирмы, - четкое определение ограниченного количества ключевых целей, которые должны быть достигнуты, если фирма хочет реализовать свою стратегию, - информирование о ключевых целях всего персонала фирмы. При этом каждый работник должен представлять, как его деятельность будет способствовать достижению фирмой поставленных целей. Новым подходом к методам стратегического планирования является привлечение к этому процессу не только поставщиков и потребителей (заказчиков), но и оценка перспективного развития конкурентов. В планировании должны использоваться новые перспективные методы, связанные с такими понятиями как стратегические намерения, экосистемы бизнеса, возможности «белого пространства», теория игр и т.д. Важный аспект стратегического планирования - включение в процесс планирования всех работников предприятия. Этот процесс преследует две цели: расширение объема работ, повышение ответственности работников за процесс и результаты планирования. Чтобы быть эффективным, стратегическое планирование качества должно рассматриваться как средство, а не как цель. Оно должно объединить усилия работников и руководителей, охватывать существующие службы (а не создавать для этого новые подразделения без особой необходимости). И не менее важный аспект - ориентация в планировании на потребителя. Лучше сказать, что стратегическое планирование начинается с потребителя. б) Управление процессами. Развитие концепции реинжиниринга, как «радикальной перестройки процессов бизнеса для их коренного усовершенствования» [88], и ее все большее смыкание с концепцией TQM на ключевом элементе «процесс» привело к повышенным требованиям к эффективности управления процессами. Последовательность шагов предприятия по непрерывному совершенствованию ключевых процессов состоит из их идентификации, организации проведения измерений необходимых параметров процесса, организации управления процессами. Важный критерий эффективности управления процесса - удовлетворение потребителя, которому не важно, каким методами организован процесс, он хочет получить товар во время, чтобы был надлежащий сервис, чтобы не нарушались условия договора или контракта и т.д. Если процесс в любом из звеньев не удовлетворяет потребителя, то допущен брак, и искать его чаще всего надо не в технологических процессах. Многие процессы пересекают разные области деятельности предприятия. Чтобы успешно управлять этими процессами, требуется командный (коллективный) подход, вовлекающий работников, прошедших разные школы, имеющих новое понимание стратегии предприятия, располагающих новыми инструментами выполнения быстро расширяющихся работ. Творческая работа в командах стимулирует повышение мастерства, знаний, творческое осмысление технологии процессов. Западные фирмы в большей степени, чем российские предприятия, уделяют внимание качеству измерений параметров процессов. Особенно на критичных процессах, от которых зависит конечный результат работы. Следует отметить, что в российской практике на этапах продажи и послепродажного обслуживания измерениям, по результатам которых можно принять корректирующие воздействия, не уделяется должного внимания. в) Непрерывное совершенствование качества. Целью TQM является непрерывное достижение более высокого качества продукции. Что же понимать под более высоким качеством? Обыватель часто понимает под качеством отсутствие дефектов продукции во время ее эксплуатации. Многие японские фирмы уже более 30 лет производят продукцию, практически не имеющую дефектов или отклонений от технической документации, но. тем не менее, требуют от своих работников непрерывного улучшения качества продукции. В чем же дело? Проанализируем развитие понятия «улучшение качества» на японском опыте, В 50-х годах уровень необходимого качества продукции достигайся, если он соответствовал стандарту или нормативу. В 60-х годах уровень качества уже должен был соответствовать использованию, то есть продукция должна удовлетворять еще и эксплуатационным требованиям, В 70-х годах уровень необходимого качества еще вырос и должен был соответствовать фактическим требованиям рынка. А это значит, что потребитель не только должен быть доволен продукцией, но и иметь возможность ее купить. Фирма в целях сохранения спроса на изготовленную продукцию при увеличении ее качества не должна повышать цену выше возможностей потребителя. Единственный путь достижения низкой стоимости при высоком качестве продукции - ее бездефектное изготовление. Но и этого оказалось мало. В 80-х годах уровень качества должен был соответствовать скрытым потребностям. В странах с высоким уровнем доходов населения, где рынок наводнен качественной продукцией разных фирм, мало отличающейся по стоимости, потребитель часто не знает, что купить, так как у него вроде бы все есть. Его уже не может привлечь ни низкая цена товара (деньги у него есть), ни высокое качество (его уже этим не удивишь), ему надо что-то нестандартное, какая-то «изюминка», отличающая этот товар от других аналогичных по назначению. Из этого легко сделать выводы, что наступает время, когда изготовитель должен задуматься над тем, какие требования у потребителя будут завтра, и частично взять на себя функции формирования потребностей рынка. Нет конца улучшению качества, так как нет предела повышению требований покупателя. Последнему легче, так как он отталкивается от качества выпускаемой продукции.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |