Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы TQM




В понятие «всеобщее управление качеством» вкладывается не только руководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и т.д.

Всеобщее управление качеством – это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

Эффективность всеобщего управления качества зависит от трех ключевых условий:

- руководитель предприятия возглавляет работу по непрерывному совершенствованию качества;

- инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;

- организационные структуры создаются специально под систему всеобщего управления качества.

Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессами повышения качества. Она состоит из трех частей:

- коренная система – это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и могут использоваться повсеместно;

- система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальными традициями и культурой. ЕЕ надо создавать самим;

- система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство.

С учетом изложенного выше выделим основные черты тотального (всеобщего) менеджмента качества [54]:

- интеграция усилий и участие работников всех иерархических уровней предприятия в задачах обеспечения качества продукции,

- планирование и обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия,

- постоянное повышение квалификации и переподготовка всех работников,

- понимание того, что основой качества является качество труда,

- структурирование деятельности, то есть разбивка ее на взаимосвязанные процессы,

- рассмотрение каждого последующего звена в технологической цепочке как потребителя,

- осознание всеми работниками того, что целью процессов является выполнение требований потребителя,

- закрепление пожеланий потребителя как меры качества,

- постоянное улучшение всех без исключения процессов,

- стремление к постоянному применению всеми работниками новых технологий и методов обеспечения качества,

- инжиниринг качества, то есть организация разработки продукции на основе учета требований потребителей,

- тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию,

- основной упор в работе - на предотвращение дефектов,

- внедрение работы командой,

- лидерство первых лиц в области качества,

- сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на созда­ние стратегии предпринимательства и корпоративной культуры.

Следует отметить, если все предыдущие системы управления качества могли быть представлены как типовые для внедрения их на предприятиях, то особенности системы ТQМ, учитывающие специфику предприятия, особенно­сти национального законодательства и национальной экономики, профессио­нальный уровень персонала и другие, не позволяют простого копирования сис­темы менеджмента качества одного предприятия у другого.

Рассмотрим на примере контроля и оценки качества производственного процесса национальные особенности обеспечения качества предприятиями разных стран. Основной принцип контроля - регулирование производственного процесса по результатам измерения показателей качества изделия. Там, где по технологическим условиям не возможен сплошной контроль, проводится вы­борочный. При этом к контрольным операциям максимально привлекаются ос­новные рабочие.

Важным фактором в процессе контроля является наглядность измерения показателей качества. В Японии в цехах на рабочих местах разве­шиваются стенды, на которых наглядно демонстрируются результаты контро­ля, мероприятия по предупреждению дефектов, имена премируемых за качест­во работников и т.д. В последнее время в качества стендов выступают светя­щиеся табло, часто с «бегущей информацией». На них периодически появляют­ся обращения администрации к персоналу помочь разобраться с проблемами качества на той или иной контрольной операции. Контрольные приборы хра­нятся в специальных стеклянных шкафах, давая возможность персоналу убе­диться в полной наглядности всего процесса измерения и подготовки к нему.

Это весьма действенные психологические приемы приобщения работников к ответственности за обеспечение качества продукции и процессов. На сборке изделий на автоматизированных сборочных линиях заводов фирмы «Кавасаки» рабочий включает желтый сигнал в случае затруднения с выполнением работы или красный - в случае длительной задержки. Интересно, что на американских аналогичных линиях такие остановки не предусмотрены. В Японии исправле­ние брака, допущенного по вине рабочего, производится работником во внера­бочее время на своем рабочем месте, без излишней драматизации события. На американских предприятиях исправление брака производится на специальном участке. Таких отличий очень много. Они и придают национальный колорит системе управления качеством [36].

Учитывая массовый характер одинаковых проблем с качеством на рос­сийских предприятиях в различных отраслях экономики, вероятно, целесооб­разно вынести решение этих проблемы на государственный уровень. Во многих странах (особенно в Западной Европе и Юго-Восточной Азии) концепция ТQM поднята на национальный уровень. Вероятно, пришла пора и России объявить о национальной политике в области качества. Можно назвать несколько причин, требующих вынести идеи тотального менеджмента качества на уровень страны [50]:

- системный характер обеспечения качества. Качество продукции - сис­темное понятие, так как проблемы качества решаются по всей цепочке - от ма­териалов до готовой продукции. В свое время Г. Форд говорил: «Что хорошо Форду, то хорошо Америке». И он был в принципе прав, так как автомобиле­строение уже в первой половине 20 века была ведущей отраслью промышлен­ности, тянущей за собой всю американскую экономику. Аналогичное положе­ние сегодня и в России: производство автомобилей дает работу многим тыся­чам предприятий-поставщиков комплектующих, на которых, в свою очередь, работают другие тысячи поставщиков;

- авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели, выбирая продукцию, чаще всего ориентируются на название стра­ны-производителя. Хотелось бы, чтобы к российским товарам относились так же. как к японским, швейцарским, финским и т.д. Переломить ситуацию мож­но, лишь взяв за основу экономической политики в России концепцию TQM;

- высокий социальный аспект тотального качества. Концепции TQM гуманны, они привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь предприятий, страны, общества и в этом они должны быть востребованы на на­циональном уровне;

- использование научно-технического потенциала России. Решение проблем качества требует интеллектуального напряжения. В зарубежной прак­тике вовлечение ученых в программы управления и улучшения качества во всех секторах экономики проводится масштабно и считается престижным.

Тотальный менеджмент качества - динамично развивающаяся система, вобравшая в себя наиболее эффективные методы предшествующих систем управления качеством и обогащенная новыми наработками, в будущем, по мнению отдельных американских ученых [30], будет определяться тремя клю­чевыми факторами: стратегическое планирование качества, управление про­цессами, непрерывное улучшение качества с акцентированным вниманием в каждом факторе на потребителя. Рассмотрим эти факторы.

а) Стратегическое планирование качества. Исследования Американской ассоциации фирм по консалтингу показывают, что стратегическое планирова­ние качества является неотъемлемой частью стратегии деятельности фирмы и должно включать в себя три основных аспекта:

- ясное понимание направления развития фирмы, что должно быть до­ведено до каждого работника фирмы,

- четкое определение ограниченного количества ключевых целей, кото­рые должны быть достигнуты, если фирма хочет реализовать свою стратегию,

- информирование о ключевых целях всего персонала фирмы. При этом каждый работник должен представлять, как его деятельность будет способст­вовать достижению фирмой поставленных целей.

Новым подходом к методам стратегического планирования является при­влечение к этому процессу не только поставщиков и потребителей (заказчи­ков), но и оценка перспективного развития конкурентов. В планировании должны использоваться новые перспективные методы, связанные с такими по­нятиями как стратегические намерения, экосистемы бизнеса, возможности «бе­лого пространства», теория игр и т.д.

Важный аспект стратегического планирования - включение в процесс планирования всех работников предприятия. Этот процесс преследует две це­ли: расширение объема работ, повышение ответственности работников за про­цесс и результаты планирования. Чтобы быть эффективным, стратегическое планирование качества должно рассматриваться как средство, а не как цель. Оно должно объединить усилия работников и руководителей, охватывать су­ществующие службы (а не создавать для этого новые подразделения без особой необходимости). И не менее важный аспект - ориентация в планировании на потребителя. Лучше сказать, что стратегическое планирование начинается с потребителя.

б) Управление процессами. Развитие концепции реинжиниринга, как «радикальной перестройки процессов бизнеса для их коренного усовершенст­вования» [88], и ее все большее смыкание с концепцией TQM на ключевом элементе «процесс» привело к повышенным требованиям к эффективности управления процессами. Последовательность шагов предприятия по непрерыв­ному совершенствованию ключевых процессов состоит из их идентификации, организации проведения измерений необходимых параметров процесса, орга­низации управления процессами. Важный критерий эффективности управления процесса - удовлетворение потребителя, которому не важно, каким методами организован процесс, он хочет получить товар во время, чтобы был надлежа­щий сервис, чтобы не нарушались условия договора или контракта и т.д. Если процесс в любом из звеньев не удовлетворяет потребителя, то допущен брак, и искать его чаще всего надо не в технологических процессах.

Многие процессы пересекают разные области деятельности предприятия. Чтобы успешно управлять этими процессами, требуется командный (коллек­тивный) подход, вовлекающий работников, прошедших разные школы, имею­щих новое понимание стратегии предприятия, располагающих новыми инстру­ментами выполнения быстро расширяющихся работ. Творческая работа в ко­мандах стимулирует повышение мастерства, знаний, творческое осмысление технологии процессов.

Западные фирмы в большей степени, чем российские предприятия, уде­ляют внимание качеству измерений параметров процессов. Особенно на кри­тичных процессах, от которых зависит конечный результат работы. Следует отметить, что в российской практике на этапах продажи и послепродажного обслуживания измерениям, по результатам которых можно принять корректи­рующие воздействия, не уделяется должного внимания.

в) Непрерывное совершенствование качества. Целью TQM является не­прерывное достижение более высокого качества продукции. Что же понимать под более высоким качеством? Обыватель часто понимает под качеством от­сутствие дефектов продукции во время ее эксплуатации. Многие японские фирмы уже более 30 лет производят продукцию, практически не имеющую де­фектов или отклонений от технической документации, но. тем не менее, тре­буют от своих работников непрерывного улучшения качества продукции. В чем же дело?

Проанализируем развитие понятия «улучшение качества» на японском опыте, В 50-х годах уровень необходимого качества продукции достигайся, ес­ли он соответствовал стандарту или нормативу.

В 60-х годах уровень качества уже должен был соответствовать использованию, то есть продукция должна удовлетворять еще и эксплуатационным требованиям, В 70-х годах уровень не­обходимого качества еще вырос и должен был соответствовать фактическим требованиям рынка. А это значит, что потребитель не только должен быть доволен продукцией, но и иметь возможность ее купить. Фирма в целях сохра­нения спроса на изготовленную продукцию при увеличении ее качества не должна повышать цену выше возможностей потребителя. Единственный путь достижения низкой стоимости при высоком качестве продукции - ее безде­фектное изготовление. Но и этого оказалось мало.

В 80-х годах уровень качест­ва должен был соответствовать скрытым потребностям. В странах с высоким уровнем доходов населения, где рынок наводнен качественной продукцией разных фирм, мало отличающейся по стоимости, потребитель часто не знает, что купить, так как у него вроде бы все есть. Его уже не может привлечь ни низкая цена товара (деньги у него есть), ни высокое качество (его уже этим не удивишь), ему надо что-то нестандартное, какая-то «изюминка», отличающая этот товар от других аналогичных по назначению. Из этого легко сделать вы­воды, что наступает время, когда изготовитель должен задуматься над тем, какие требования у потребителя будут завтра, и частично взять на себя функции формирования потребностей рынка. Нет конца улучшению качества, так как нет предела повышению требований покупателя. Последнему легче, так как он отталкивается от качества выпускаемой продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.