Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2. Зачетные требования и обязанности студентов




Зачетные требования и обязанности студентов

Распределение студентов по учебным отделениям

Формы физического воспитания студентов

Физическая культура как учебная дисциплина в высших учебных заведениях

Физическая культура как учебная дисциплина в вузе определяется такими направлениями, как:

· поддержание социально-обоснованного уровня физической подготовленности студентов;

· противодействие средствами физической культуры и спорта негативным факторам, влияющим на здоровье и учебу в вузе;

· умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и отдыхе;

· формирование общей и профессиональной культуры, здорового образа жизни и т. д.

Все эти направления едины общностью возникновения содержания используемых методов и средств.

Предметом этой учебной дисциплины является обобщенная теория и практическая методика, овладение которыми дает возможность успешно использовать их самостоятельно в целях гармоничного физического и духовного развития человека.

Формирование теории физического воспитания имеет многолетнюю историю. Она отражает систему знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, систему знаний гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, связанных с познанием и научным обеспечением спортивной практики. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований, обеспечивающих создание научных методов познания теории физического воспитания.

Теоретический раздел курса «Физическая культура» требует постоянного внимания, ибо направлен на развитие интеллекта студента.

Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе практического обучения на учебных занятиях. Значение активных практических знаний физической культурой и спортом для молодого организма студента трудно переоценить.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Физическое воспитание студентов рекомендовано осуществлять в следующих формах:

1. Учебные занятия:

· обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме 4 часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного недельного объема учебной нагрузки;

· консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

· индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебных материалов, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникулярного времени, в период производственной практики.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

2. Внеучебные занятия:

· физические упражнения в режиме учебного дня;

занятия в спортивных секциях, неформальных группах и в клубах по физкультурным интересам;

· самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия;

· участие в спортивных соревнованиях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

 

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения – основное, специальное (медицинская группа) и спортивное. Распределение в учебные отделения проводятся в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовки. Постоянно освобожденных от занятий по физической культуре студентов нет.

Основное учебное отделение формируется из студентов, отнесенных по результатам врачебно-медицинского освидетельствования к основной или подготовительной группам. В каждую группу зачисляются не менее 15 человек. Занятия этих групп, т. н. групп общефизической подготовки (ОФП), рекомендуется проводить на открытом воздухе на спортивных площадках или стадионах.

В специальное медицинское учебное отделение зачисляются студенты, имеющие постоянные или временные патологические отклонения в состоянии здоровья, согласно данным медицинского обследования. Учебные группы этого отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 12 человек на одного преподавателя.

В спортивное учебное отделение (до 15 человек) зачисляются студенты, выполнившие требования единой спортивной квалификации (не ниже 1 разряда), обладающие хорошим физическим развитием и физической подготовкой, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в университете, для которых в вузе имеются материальная спортивная база и квалифицированный тренерский состав.

Занятия для студентов проводятся в объеме 4 часов в неделю на 1-2 курсах, 2 часов – на 3-4 курсах. Из одного учебного отделения в другое студент может переводиться после окончания учебного семестра (или года) согласно врачебно-медицинским рекомендациям, либо по согласованности с преподавателями, проводящими практические занятия.

 

Программой предусмотрена сдача студентами зачетов по физической культуре. Зачет проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т. е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов. К выполнению зачетных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачета по физической культуре вносится в зачетную книжку студентов в конце каждого семестра.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

· систематически посещать академические занятия по физической культуре (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

· повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы, совершенствовать свое спортивное мастерство;

· выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по физической культуре в установленные сроки;

· соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания;

· регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

· активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

· проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

· иметь аккуратную спортивную одежду и обувь, соответствующую виду занятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.