КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура в стране, в обществе, в вузе
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов «Физическая культура». Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Учебная программа содержит три раздела: теоретический, практический и контрольный. Для успешной сдачи дифференцированного зачета по физической культуре каждый студент должен выполнить требования данных разделов: 1. Практический раздел: посещение академических занятий, либо отработка их в спортивной секции; сдача государственных тестов. 2. Теоретический раздел: сдача теоретического материала. 3. Контрольный раздел, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Содержание теоретического раздела программы предполагает усвоение студентами упорядоченной системы социальных, естественнонаучных, психологических и специальных знаний по физическому воспитанию и спорту, формирование профессионального мышления будущих специалистов, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. В данном пособии Вы имеете возможность ознакомиться с теоретическим разделом учебно-методической программы дисциплины «Физическая культура» для студентов первого курса. 1.1. Содержание «культуры» На современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности. Перестройка народного образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов. В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием. Сейчас это слово в общечеловеческом понимании – это и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т. п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т. п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т. п.). В научном смысле слово «культура» – это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны – это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны – это результат этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят и философия, наука, идеология, право, и всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т. д. Таким образом «культура» – это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет 4 основные формы: 1. Физическое воспитание и физическая подготовка к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка). 2. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация. 3. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т. н. – рекреация. 4. Высшее достижение в области спорта. Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как: · народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания; · научность системы физического воспитания, которая заключается в использовании всех общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физического воспитания. Термин «физическая культура» впервые появился в Англии в конце прошлого века. Физическая культура – это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы, и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т. д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки. Показателями состояния физической культуры в обществе являются: · массовость ее развития; · степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; · уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; · уровень спортивных достижений; · наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; · пропаганда физической культуры и спорта; · степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой; · состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |