Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные школы менеджмента




Этапы развития менеджмента

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ ФАЗ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

Фаза массового производства (начало XX века, до 30-х годов): Фаза массового сбыта (30 – 60-е годы ХХ в.): Постиндустриальная фаза (с середины 60-х годов ХХ в.):
- выпуск стандартной продукции; - рынок неограничен; - критерий эффективности -низкая себестоимость; - все внимание внутрь фирмы - выпуск дифференцированной продукции; - всплеск конкуренции; - развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт; - внимание на имидж фирмы. - жесткая конкуренция; - быстрое устаревание основного капитала; - интернационализация предпринимательства; - курс фирмы – решение стратегических задач, стратегический маркетинг.
Генри Форд: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были черные», т.е. дешевые. Состояние общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле». П. Друкер: «Наступившие времена - "эпоха без закономерностей"».

 

Методы и формы менеджмента становятся все более связанными с проблемой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. Перед фирмой встает задача не только предвидеть новые рынки для своих уже существующих товаров, но и создавать новые или принципиально новые товары, проектируемые на основе прогноза будущих потребностей покупателей. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

 

 

 

 

1-й этап. Деловое администрирование:

- научный менеджмент Ф. Тейлора;

- бюрократическое администрирование М. Вебера;

- функциональный менеджмент А. Файоля.

2-й этап. Менеджмент человеческих отношений Э. Мэйо, Д. Мак-Грегора

 

3-й этап. Менеджмент бизнеса П. Дюпона – ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

4-й этап. Социальный менеджмент П. Друкера – определение каждым предприятием меры социальной ответственности перед обществом.

 

5-й этап. «Тихая управленческая революция» Т. Питерса,

П. Уотермена, И. Ансоффа – переход к маркетинговой и информационной неформальной парадигме, стратегическому управлению.

 

С точки зрения методологии менеджмента выделяют два основных подхода в развитии теории и практики управления:

- научные школы;

- научные подходы.

В теории менеджмента принято выделять следующие научные школы (табл. 2.3)

 

 

Таблица 2.3

ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ И НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
В СОВРЕМЕННУЮ НАУКУ УПРАВЛЕНИЯ

 

Вклад направлений Представители
Школа научного управления (1885 – 1920 гг.) 1. Использование научного анализа для определения лучших способов решения задач. 2. Обеспечение работников ресурсами. 3. Систематическое использование материального стимулирования. 4. Отбор работников и их обучение.   Промышленная инженерия – составная часть научного менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии.   Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Эмерсон, Г. Форд     Ф. Гилберт
Классическая (административная) школа управления. (1920 – 1950 гг.) 1. Развитие принципов управления. 2. Классификация и описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.   Рациональная бюрократия (бюрократическое администрирование) – составная часть классического менеджмента. Главная идея – четкое разделение труда, задач, обязанностей, функций, строгая иерархия, единоначалие, порядок и правила.     А. Файоль   М. Вебер
Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.) и поведенческих наук (1950 –1990 гг.) 1. Коллектив как особая социальная группа. 2. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. 3. Применение наук о человеческом поведении к управлению. М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор
Количественная школа (1950 – 1980 гг.) 1. Применение методов количественных исследований и вычислительной техники. 2. Разработка и применение математических моделей в управлении. 3. Использование количественных методов в принятии решений.   С. Форрестр, М. Бир, Э. Райф
Эмпирическая школа (1970 г. по настоящее время) Разработка и принятие решений на основе сбора, обобщения, анализа материалов практики, практических данных.   П. Друкер, Р. Дэвис, Д. Миллер
Школа социальных систем (1970 г. по настоящее время) Центром школы является институт Карнеги. Главная идея – природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Чтобы найти выход, надо изучать природные потребности человека.   Г. Саймон, А. Этциони

 

 

В теории и практике менеджмента выделяют следующие научные подходы (табл. 2.4).

Таблица 2.4

ВКЛАД НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ
В СОВРЕМЕННУЮ НАУКУ УПРАВЛЕНИЯ

 

Вклад подхода Представители
Процессный подход (1920 г. по настоящее время) 1. Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функции управления).   Ф. Тейлор, А. Файоль, В. Вудфорт
Количественный подход (1950 г. по настоящее время). 1. Использование количественных измерений, математических моделей, вычислительной техники при принятии управленческих решений.   С. Форрестр М. Бир
Системный подход (1950 г. по настоящее время). 1. Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит вклад в развитие целого. 2. Учет влияния окружающей среды.   П. Дюпон, А. Слоан, Р. Скотт, Берталанфи
Ситуационный подход (1960 г. по настоящее время). 1. Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами. 2. Принятие управленческих решений с учетом совокупности ситуационных факторов.   П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон
Консистентный подход (1975 г. по настоящее время). 1. Включает элементы всех научных подходов. 2. Предполагает целостное восприятие организации.  
Инновационный подход (1980 г. по настоящее время). 1. Основными проблемами менеджмента на современном этапе являются нововведения по всем направлениям деятельности организации.   П. Сенге
Интуитивный подход (1990 г. по настоящее время).   М. Диксон
Организационный инжиниринг (1990 г. по настоящее время). Хаммер, Чампи

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.