Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением




Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

Система мер ответственности за нарушение законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Понятие и состав экологического правонарушения.

Введение

Одна из актуальных проблем в стране – ухудшение экологического положения населения и, как следствие этого, его здоровья. Средний возраст мужчин за последние годы составил 58 лет и продолжает сокращаться. Каждый десятый ребёнок рождается умственно или физически неполноценным из-за нарушений на генном уровне. Одной из причин ухудшения качества окружающей среды являются экологические правонарушения. Количество совершаемых правонарушений за последнее время возросло на столько, что они приобрели социально опасный характер и угрожают национальной безопасности страны. Ежегодно в России возникает до 30 тысяч лесных пожаров, уничтожающих миллионы гектаров леса, 80% из них происходит по вине людей. Но к ответственности привлекаются единицы. Браконьерство на Камчатке, Нижней Волге, в Приморском, Хабаровском краях и ряде других регионов приобретает промышленный размах. Преступное занятие водными добывающими промыслами, хищнические и нелегальные разработки минеральных ресурсов континентального шельфа, ввоз из-за границы и захоронение на территории России особо опасных токсичных отходов, размещение в стране «грязных» зарубежных производств и т.д. Уровень латентности экологических правонарушений весьма высок.

Среди многочисленных причин совершения экологических правонарушений выделяются две:

1. потребительская психология по отношению к природе;

2. несовершенство законодательства.

На преодоление первой причины направлена вся система экологического воспитания и образования. Её положительных результатов в ближайшее время ожидать не приходится.

На современном этапе одним из самых действенных и эффективных направлений по разрешению экологического кризиса в стране является развитие и совершенствование экологического законодательства в целом и правового института ответственности за экологические правонарушения в частности.

Ответственность проявляется как обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушения. Институт ответственности пронизывает (и должен пронизывать) все сферы нашей общественной жизни.

В области экологии это ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем.

Экологическая ответственность – многоплановый социально-экономический и юридический институт. В данной лекции рассматривается общая концепция экологической ответственности, где исследуются понятие, сущность и формы проявления этой категории экологических отношений. Также рассматриваются особенности уголовной ответственности за совершение экологических преступлений, административная ответственность за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде, здоровью человека.

§ 1. Система мер ответственности за нарушение законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения в механизме экологического права. Такую роль также играют государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

1. Стимулирующую. Заключается в наличии экономических и правовых стимулов, призванных заинтересовать природопользователя выполнять требования природоохранного законодательства. Например, государство обязуется покупать экологически чистую продукцию по боле высокой цене, чем заинтересовывает производителя применять безвредные технологии производства.

2. Превентивную. Призвана действовать предупредительно на дальнейшее поведение как самого нарушителя, так и других участников экологических отношений путём применения мер наказания.

3. Компенсационную. Направлена на возмещение вреда, причинённого природной среде, здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц. Эта компенсация может быть произведена в натуральной или денежной форме.

4. Карательную. Заключается в наказании лица виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения экологической ответственности служит экологическое правонарушение. Под экологическим правонарушением понимается, противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу такого вреда, либо нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права.

Для наступления юридической ответственности требуется наличие определённых условий позволяющих привлечь нарушителя к юридической ответственности. Это – противоправное деяние; вина; вред, либо его реальная угроза; причинная связь между противоправным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, либо их реальной угрозой. Для привлечения к уголовной и административной ответственности обязательна совокупность всех условий, а при других видах возможно отсутствие некоторых из них. Так, дисциплинарная ответственность может наступать и при отсутствии причинения вреда. Например, за невыполнение приказа или распоряжения руководителя, отданного подчинённому ему работнику. Гражданско-правовая ответственность возможна и при отсутствии вины нарушителя – по самому факту причинение вреда юридическим лицом или гражданином, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом правонарушения называют то, на что направлено противоправное виновное деяние нарушителя. Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и её отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

С объектом связано понятие предмета правонарушения, кото¬рым считается то, по поводу чего и в связи с чем возникает и существует общественное отношение. В качестве предмета рассматриваемых правонарушений выступают окружающая природ¬ная среда в целом или ее взаимосвязанные составные компоненты, взятые государством под правовую защиту (земля, недра, воды и другие природные объекты; их ресурсы; особо охраняемые природные территории и объекты и т.п.). Предмет является основным критерием отграничения этих составов правонарушений от иных (неэкологических), сходных с ними. Он должен обладать, как правило, совокупностью трех признаков природного объекта: иметь естественное происхожде¬ние, быть экологически взаимосвязанным с окружающей природ¬ной средой и представлять социально-экологическую ценность для общества. Исключением из общего правила является отсутствие признака естественного происхождения у рыб, зверей, птиц, выра¬щенных человеком и выпущенных в природу. Нет его и у деревьев, посаженных людьми. Делается это в целях восстановления или улучшения природных ресурсов. Такие элементы среды выполняют природные функции и экологически с ней взаимосвязаны, поэтому их также относят к предметам экологических правонарушений. Анализ предмета необходимо проводить в неразрывной связи с объектом рассматриваемых правонарушений, чтобы определить, в какие общественные отношения этот предмет вовлечен и каким конкретно отношениям причинен или реально может быть причи¬нен вред. Можно сделать вывод, что отграничение экологических правонарушений от других, связанных с компонентами природной среды, происходит прежде всего по предмету посягательства и его социальной роли в различных общественных отношениях, в кото¬рые могут быть вовлечены одни и те же элементы природы. Поэтому добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства,— хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является при¬родным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, и представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загряз¬нение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций. А вот противоправное загрязнение атмосферного воздуха вне ограниченного пространства квалифицирует¬ся как экологическое правонарушение.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под её юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятия, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане. В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел может быть прямой и косвенный. При совершении экологического правонарушения с прямым умыслом физическое лицо осознавало, что своим деянием нарушает природоохранитель¬ное законодательство, что эти действия (бездействие) общественно опасны для окружающей природной среды, предвидело возмож¬ность или неизбежность наступления общественно опасных по¬следствий в виде причинения вреда природной среде или реальной угрозы этого вреда и желало их наступления. Правонарушение совершается с косвенным умыслом, если лицо осознавало общест¬венную опасность своего деяния, предвидело возможность причи¬нения вреда или создания реальной угрозы вреда, не желало, но сознательно допускало это либо относилось к этому безразлично.

Вторая форма вины — неосторожность, которая проявляется в виде совершения экологического правонарушения по легкомыс¬лию или небрежности. В первом случае физическое лицо предви¬дело возможность причинения вреда природной среде своими противоправными действиями или бездействием, но без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывало на его предот¬вращение. Во втором случае физическое лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий сво¬их действий или бездействия, хотя при необходимой внимательно¬сти и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

При определении степени вины и выборе вида ответственности важное значение приобретает выяснение мотива, цели и интересов нарушителя. Они разнообразны:

а) обогащение и иные формы корыстной заинтересованности (при незаконной порубке деревьев, незаконной охоте, незаконном сбросе, выбросе вредных веществ, сверх установленных нормативов с целью получения прогрессивной или премиальной оплаты и т.п.);

б) хулиганские побуждения (умышленное уничтожение или повреждение зеленых насаждений, памятников природы и т.п.);

в) пренебрежение к требованиям экологического законода¬тельства при реализации хозяйственных решений (порча или унич¬тожение плодородного слоя почвы при строительстве и других работах, связанных с нарушением поверхностного слоя земли; несоблюдение порядка рекультивации земель после завершения этих работ, уничтожение деревьев, животного мира при выполне¬нии различных строительных и хозяйственных работ и т.д.).

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (небрежное обращение с огнём в лесу и нарушение правил безопасности в лесах).

Объективная сторона экологического правонарушения – то, в чём правонарушение получает своё внешнее выражение. Она включает в себя три основных признака: 1. противоправность поведения; 2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права; 3. причинная связь между противоправным поведением и нанесённым экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушение иных прав и интересов субъектов экологического права.

Противоправным деянием (действием или бездействием) является такое, которое противоречит требованиям охраны окружающей среды. Противо-правность означает, что деяние нарушителя противоречит нормам права, правовым приоритетам и принципам охраны окружающей среды, закрепленным в действующем законодательстве. Спецификой эколого-правовых отношений является то, что тут не может применяться правило, по которому разрешено вес, что не запрещено законом, так как в нормах гражданского права, полно¬стью распространяющихся на институт возмещения вреда, причи¬ненного природной среде и здоровью человека, закреплено общее правило о противоправности всякого вреда (кроме случаев, когда он разрешен законом, например, при крайней необходимости, необходимой обороне и т.д.). Кроме того, для экологического права характерна так называемая лицензионная разрешительная система, согласно которой любое вмешательство физического или юридиче¬ского лица в природную среду (охота, рыбная ловля, изъятие земель, мелиорация, разведка и добыча природных ресурсов и т.д.) должно быть санкционировано компетентными органами государ¬ства. Другими словами, без получения соответствующего разреше¬ния, оформления лицензии любая самовольная деятельность ука¬занных лиц в сфере природопользования, да еще и связанная с причинением вреда природной среде, будет противоправной, даже если она еще не нашла прямого отражения в природоохранительном законодательстве.

Следующим признаком объективной стороны экологических правонарушений является вред, причиненный природной среде или здоровью человека (либо реальная угроза вреда). В области экологии вред может быть правомерным и неправомерным. Рабо¬тающее предприятие так или иначе загрязняет природную среду сбросами, выбросами, отходами и другими вредными воздействи¬ями. Это рассматривается как причинение вреда природной среде, за что наступает эколого-экономическая ответственность в виде платежей, определяемых на основе базовых нормативов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды. Эти платежи не связываются с экологическими правонарушениями, поскольку подобное загрязнение является "разрешенным" соответствующи¬ми лицензиями, а вред признается правомерным. Такие платежи за причиненный вред природе взыскиваются в бесспорном, безак¬цептном порядке, без решения суда, арбитражного суда.

Вместе с тем данные платежи не освобождают природополъзователей от возмещения вреда неправомерного, возникшего в ре¬зультате противоправного виновного деяния, т.е. правонарушения. Такой вред влечет гражданско-правовую ответственность по его возмещению, причем независимо от привлечения нарушителя к другим видам юридической ответственности.

Вред — обязательный признак объективной стороны материа¬льных составов экологических правонарушений. Однако большин¬ство экологических правонарушений относится к формальным составам, когда ответственность наступает за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опас¬ных последствий. Выделяются также и составы, предусматриваю¬щие ответственность, как при наступлении последствий, так и в случае, когда они отсутствуют, но противоправным виновным деянием создана реальная угроза их наступления (например, п. 1 ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»).

От характера и степени общественной опасности вреда в результате противоправного виновного поведения нарушителя зависит привлечение его к уголовной или административной от¬ветственности, (другими словами классификация правонарушений на экологические преступления и экологические проступки). Вели¬чина вреда, причиненного правонарушением, влияет на вид и сроки наказания.

Условием наступления ответственности и обязательным при¬знаком объективной стороны любого правонарушения является наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (вредом или его реальной угрозой). В одних случаях связь очевидна, и достаточно самого факта причинения вреда, чтобы ее доказать. Например, для привлечения к дисциплинарной ответственности бывает достаточно объяснения нарушителя и приказа руководителя. Для привлечения к админи¬стративной ответственности за "явные" экологические проступки, когда виновный не отрицает содеянного, работники милиции могут ограничиться составлением протокола о совершении правонару¬шения, документами, подтверждающими размер вреда, объяснени¬ями нарушителя и очевидцев, рапортом о выявленном и пресечен¬ном правонарушении. В дальнейшем это служит основанием для вынесения постановления о наложении административного взыс¬кания на нарушителя соответствующими компетентными органа¬ми или должностными липами, а также, в случае необходимости, постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, и других юридически значимых документов.

Привлечение к уголовной ответственности часто сопровожда¬ется отрицанием вины и самого факта противоправного поведения подозреваемым, особенно если он не был застигнут непосредствен¬но на месте совершения деяния или сразу после него. В таких и других сложных случаях, в том числе и при привлечении к гражданско-правовой ответственности, требуется проведение су¬дебных экспертиз в целях закрепления и оценки собранных дока¬зательств, доказывания причинной связи. В этом случае лицо, производящие дознание, следователем, прокурором или судом могут назначаться судебно-экологическая, ботаническая, зоологическая, почвоведческая, минералогическая, техническая, технологическая, ихтиологическая, химическая, медико-санитар¬ная и другие виды экспертиз. Они носят комплексный характер, проводятся комиссионно с привлечением различных специалистов (экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов, химиков, физиков, специалистов вузов соответствующего профиля и т.д.).

Сложность в выявлении и доказывании причинной связи возникает, если вред природной среде наносится несколькими субъектами (например, при загрязнении атмосферного воздуха разными предприятиями) или когда одно нарушение экологичес¬кого законодательства связано с другим, третьим, т.е. по " цепочке", приведшей к общественно опасным последствиям (например, про¬ектное бюро допустило ошибку в проекте; предприятие изготовило очистное сооружение с браком; строители некачественно выполни¬ли работу по его установке; предприятие эксплуатировало сооруже¬ние с грубыми нарушениями. Все это привело к серьезной аварии и загрязнению природной среды, другим тяжким последствиям). Здесь требуется комплексная экспертиза с привлечением раз¬личных специалистов для выявления роли каждого нарушителя в случившемся. В соответствии со ст.1080 ГК России лица, совме¬стно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ч.1). По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях.

 

§ 2. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая

Уголовная ответственность.

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью. Между тем деградация природы служит одним из существенных факторов сокращения продолжительности жизни в России.

Уголовный кодекс содержит общие принципы уголовной ответственности. Раскроем кратко содержание этих принципов применительно к экологическим преступлениям.

Принцип законности в сфере охраны окружающей среды заключается в том, что криминализация противоправных деяний определяется исключительно Уголовным кодексом. Никакой иной закон не может объявить подобные деяния преступными. Например, ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств запрещён (ч. 3 ст. 48 Закона «Об охране окружающей среды»). Однако это, безусловно, общественно опасное, деяние не было законодательно объявлено криминальным. Подобный пробел в уголовном законодательстве способствует неоднократным попыткам превратить Россию в международную свалку радиоактивных отходов. Кроме этого, принцип законности заключается в том, что Кодекс содержит исчерпывающий перечень видов наказаний и иных уголовно-правовых последствий криминальных деяний.

Принцип вины означает, что лицо подлежит привлечению к ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с Конституцией РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в законном порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. То есть, если вина не установлена либо утрачены её доказательства, ответственность исключается.

Принцип справедливости раскрывается в УК РФ через соответствие наказания и иных уголовно-правовых мер характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998г. № 14 говорится, что экологические правонарушения носят высокую степень общественной опасности. Высокая степень общественной опасности обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду. Однако соблюдение этого принципа на практике оставляет желать лучшего. Так, каждое пятое преступление необоснованно прекращается. Количество осужденных за эти деяния почти в два раза меньше количества привлекаемых к уголовной ответственности. Практически все экологические преступления относятся к категории небольшой тяжести.

Из многочисленных проблем, связанных с уголовной ответственностью, большое практическое значение имеет проблема отграничения экологического преступления от административных проступков. Отграничение преступления от проступка осуществляется, прежде всего, по характеру и степени общественной опасности противоправного виновного деяния.

Пленум Верховного суда РФ в своём Постановлении от 5 ноября 1998г. разъясняет, «В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно – наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствия противоправного деяния, размера нанесённого вреда и причинённого ущерба».

Уголовная ответственность наступает за деяния, повлекшие существенный экологический вред, иные тяжкие последствия, причинение вреда здоровью человека, а также создание угрозы причинения существенного вреда его здоровью или окружающей среде. Разъяснение этих понятий также дано в названном Постановлении.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определённой территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью повреждённой территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния её объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие её сохранению и правомерному использованию.

Причинение вреда здоровью человека (ст.ст.246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или лёгкого вреда одному или нескольким лицам.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Наличие крупного ущерба при незаконных добыче водных животных, растений, а также охоте должно подтверждаться коли¬чеством добытого, поврежденного или уничтоженного, отнесением их к специальным категориям (например, к редким и исчезающим видам), экологической ценностью, распространенностью и значи¬мостью для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и иных обстоятельств содеянного. При этом суды в каждом конк-ретном случае должны исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный эколо¬гический вред, нанесенный животному и растительному миру в целом. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отло¬вом или уничтожением животных и растений, занесенных в Крас¬ную книгу РФ (п.15). Рекомендуется при этом привлекать соответ¬ствующих специалистов для правильной оценки причиненного экологического вреда.

Немаловажно при разграничении преступления и проступка также и то, что "преступления, предусмотренные ст.ст.256 (Незаконная добыча водных животных и растений), 258 (Незаконная охота) УК, считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли, независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные" (п. 17). Но при этом учитывается, что "преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба" (п.17).

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст.84 УК). Теория уголовного права указывает на наличие «фактического основания» такой ответственности — само деяние (конкретный акт человеческой деятельности) и «юридического основания» — соста¬ва преступления, представляющего описание в Общей и Особенной частях УК всех признаков совершенного деяния, позволяющих определять его как преступное. Только совокупность этих двух оснований влечет за собой уголовную ответственность. Другими словами, под основанием уголовной ответственности понимаются фактические данные, которые законодатель связывает с возможно¬стью привлечения лица, совершившего преступление, к ответст-венности. При квалификации правонарушения мы сопоставляем обстоятельства совершенного деяния с имеющимися признаками соответствующего состава экологического преступления, предус¬мотренного УК. Если они не совпадают или нет хотя бы одного из указанных признаков, то отсутствует и основание привлечения к ответственности за экологическое преступление.

Необходимо также отметить, что в указанном постановлении был конкретизирован предмет преступле¬ния, предусмотренного ст.260 УК «Незаконная порубка деревьев и кустарников»: деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд (расположенных на землях обороны, землях населенных пунктов (поселений); на землях транспорта, водного фонда и землях иных категорий); лесозащитные насаждения на землях сельскохозяйст¬венного назначения. Не относятся к предмету данного преступле¬ния деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохо¬зяйственного назначения, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными актами (п.11). Незаконное завладе¬ние деревьями, срубленными и приготовленными к складирова¬нию, сбыту и вывозу другими лицами (п. 11); действия лиц, винов¬ных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выра¬щиваемых различными предприятиями и организациями в специ¬ально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладе¬ние рыбой, водными животными, отловленными этими организа¬циями, или находящимися в питомниках дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества (п.1).

При определенных обстоятельствах уголовная ответственность вообще исключается, поскольку исключается преступность самого деяния. Применительно к экологически опасным посягательствам наиболее характерны следующие обстоятельства: малозначитель¬ность (ст.14 УК), необходимая оборона (ст.37), крайняя необходи¬мость (ст.39), обоснованный риск (ст.41), исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Кроме исключающих преступность деяния, существуют обстоя¬тельства, освобождающие от уголовной ответственности. Приме¬нительно к экологическим преступлениям к ним относят деятель¬ное раскаяние (ст.75 УК), изменение обстановки (ст.77), истечение сроков давности (ст. 7 8) и амнистию (ст.84 УК).

Освобождение от уголовной ответственности означает выра¬женное в акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия. Такое решение могут принять, в пределах своей компетенции, органы дознания, следствия, прокуратуры и суд. В одних случаях это является их обязанностью (при истечении сроков давности, амнистии), в других — правом (т.е. решение применяется по усмотрению этих органов с учетом общественной опасности дея¬ния, личности нарушителя, его раскаяния и других обстоятельств).

В Уголовном кодексе значительно расширен перечень обстоя¬тельств, смягчающих или отягчающих наказание. Для экологичес¬ких преступлений среди общих обстоятельств, смягчающих наказа¬ние (ч. 1 ст. 61), выделим такие, как совершение впервые преступ¬ления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоя¬тельств; совершение преступления в силу материальной, служеб¬ной или иной зависимости; совершение преступления при наруше¬нии условий правомерности необходимой обороны, крайней необ¬ходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распо¬ряжения; явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; добро-вольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления, иные действия, направленные на загла¬живание вреда, причиненного потерпевшему. В качестве смягчаю¬щих обстоятельств могут учитываться и другие (ч. 2 ст. 61).

Среди обстоятельств, отягчающих наказание (ч. 1 ст. 63), применительно к экологическим преступлениям выделяются неоднократность и рецидив преступлений; наступление тяжких послед¬ствий; совершение преступления в составе группы лип, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или пре¬ступного сообщества (преступной организации); совершение пре¬ступления с использованием оружии, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ; совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия.

 

Административная ответственность.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягаю¬щее на экологический правопорядок, экологические права и сво-боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по¬рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож¬ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при¬чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях; Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природо¬пользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелио¬рации земель (гл. 10).

К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также неко¬торые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и за¬конами субъектов РФ.

За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказа¬нием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объек¬тов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст. 8.35; судна и других орудий лова — ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как допол¬нительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответствен¬ности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер адми¬нистративного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на долж-ностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров опла¬ты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минималь¬ных размеров оплаты труда.

По своим объективным признакам административное право¬нарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административ¬ной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные призна-ки, которые дают возможность разграничить экологическое пре¬ступление и административный проступок, приводятся, как пра¬вило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. К ним относятся:

1. суды;

2. органы внутренних дел;

3. органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

4. органы, осуществляющие государственный экологический контроль;

5. специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и т.д.

Привлечение к административной ответственности за эколо¬гические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

 

Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации про¬мышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизирован¬ный перечень экологических дисциплинарных проступков отсут¬ствует.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от ра¬ботника объяснение в письменной форме. В случае отказа работ¬ника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнару¬жения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мне¬ния представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в те¬чение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное изыскание может быть обжаловано работником в государствен¬ные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуаль¬ных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинар¬ное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыс¬кания. Работодатель до истечения года со дня применения дис¬циплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по хода¬тайству его непосредственного руководителя или представитель¬ного органа работников.

По требованию представительного органа работников к дис¬циплинарной ответственности может быть привлечен руководитель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности — административной, уголовной, гражданской.

 

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействий общества и природы заключается главным образом в возложений на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положении содержится также в экологическом законодательстве хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательств.

 

§ 3. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

 

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных, форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридически лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан, юридических лиц неблагоприятным воздействием окружающей среды не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Он может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зелёных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще¬ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз¬мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда выгоднее компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесённого экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путём принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения.

По решению суда, арбитражного суда вред может быть возме¬щен и в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств (например, по воспроизводству диких животных и рыб в специальных питомниках, посадке деревьев и в других ограничен¬ных случаях). Но для этого требуется согласие обеих сторон. Вынося такое решение, суд указывает конкретные мероприятия по восстановлению природной среды и сроки их исполнения. При уклонении нарушителя от исполнения этих обязанностей суд вправе изменить способ и порядок исполнения решения. Возможно возмещение вреда природной среде и в смешанном варианте: часть — в денежных средствах и часть — в натуре.

Рассмотренные положения по возмещению вреда природной среде относятся, в основном, к экономическому вреду, причиняе¬мому экономическим интересам природопользователя (собствен¬ника, владельца, пользователя, арендатора). И его можно просчи¬тать. По иному обстоит дело с другой разновидностью вреда природной среде — экологическим вредом, посягающим на инте¬ресы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Экологический вред природной среде специфичен: он растянут во времени и пространстве, а также часто бывает невосстановимым или трудно восстановимым. Например, лесной пожар может вызвать необратимые процессы в природе (разрушение оврагов, берегов водоемов, которые укреп¬лялись до этого корнями деревьев и т.д.). Экологический вред пока просчитать сложно. Современная методика подсчета опирается только на факт причинения, а не на последствия его проявлений в будущем. Поэтому сейчас размер экологического вреда исчисляют по фактическим затратам на восстановление нарушенного состоя¬ния природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (т.е. как при подсчете экономического вреда).

Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причинённого неблагоприятным воздействием окружающей среды

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями, конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 - 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведённые данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда, самой природе, можно говорить лишь условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть только компенсирован.

В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагопри¬ятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот

риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Согласно Закону об охране окружающей среды вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме, определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется соответствии с законодательством.

Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды является получение пособия по временной нетрудоспособности. Соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

При наличии признаков инвалидности, т.е. нарушении здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы Министерства социальной защиты населения РФ по письменному заявлению лица, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, либо его законного представителя.

Наряду с материальным обеспечением инвалидов, включающим денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает льготы по медицинской помощи, получении жилья, льготы на условия труда, социально-бытовое и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение.

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятной воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсации получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности. Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными законами.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном в законодательстве порядке заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение), представляющие интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причинённым вредом и загрязнением окружающей природа среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей — предприятии, учреждений, организаций и граждан.

В случае признания лица инвалидом по причине экологически обусловленного заболевания источник заболевания, а также причинно-следственные связи могут быть установлены посредством проведения медико-социальной экспертизы. В других случаях все это должен документально подтвердить сам потерпевший представив в суд справку о состоянии здоровья, акт (справку) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определённой территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающие, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Практически доказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере — дело чрезвычайно сложное.

При подготовке материалов для предъявления иска о возме¬щении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.

Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в ре¬зультате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муни¬ципального образования (ст. 1069).

Важно также знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда.

Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды, характеризуется существенной спецификой. Она проявляется в том, что ответственность за экологический вред, причиненный такими источниками, наступает без вины. В мировой практике эта ответственность называется строгой, или абсолютной. Специфическими являются также объекты причинения экологического вреда. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, регулируется 1079 ГК РФ. К объектам повышенной опасности ГК РФ относит средства, механизмы, электрическую энергию высокого напряжения, атомную энергию, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и т.п., а также осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

Обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.