КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформы системы образования и цензуры
Развитие индустриального общества требовало отмены сословных ограничений. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый Университетский устав, который предоставил университетам довольно широкую автономию, включая выборность ректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Школьная реформа (1864 г.) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы. В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах». Следствием данных преобразований стала демократизация системы образования, появление возможности у представителей низших сословий на получение образования. Либерализация нашла свое проявление в цензурной политике. Правда, действия носили неоднозначный характер. В 1863 г. цензура была передана в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати, что несколько ужесточало цензурный надзор. При этом, спустя два года, 6 апреля 1865 г., были утверждены новые Временные правила о цензуре, которые отменяли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы (все, что по объему менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел тоже освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного, с точки зрения правительства, авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении «вредного направления» –– подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). А в 1873 г. министр внутренних дел получил право своим распоряжением приостанавливать выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственной важности, оглашение которых противоречит интересам государства. Церковь в системе государственного управления. Либеральные реформы середины XIX в. не изменили значения Церкви, которая оставалась средством воспитания населения и идеологического контроля. Обеспечение этой функции требовали разветвленного аппарата церковного управления. Непосредственно церковными делами управлял Синод. Его членов –– церковных иерархов и обер-прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод сохранил свой статус органа отраслевого государственного управления. Вся территория империи делилась на церковные округа –– епархии, как правило, совпадавшие с губерниями, которыми управляли архиереи (епископы). Низшей административно-церковной единицей был церковный приход с приходским священником и штатом его помощников (дьяконов и церковных служителей). Приходской священник являлся нравственным наставником и воспитателем прихожан, моральным арбитром в их взаимоотношениях, а также семейных делах. Делами других христианских конфессий –– христианских, но не православных (католической, протестантской и т.д.), а также других религий (также мусульманской, иудейской, буддийской и др.) занимался департамент духовных дел Министерства внутренних дел. Положение государственной религии предопределяло и возложение на Церковь ряда государственных функций, а также финансирование ее из государственного бюджета. При поступлении на государственную службу обязательна была религиозная присяга. На Церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был церковным (заключался и регистрировался в церкви). Конфликты между супругами, родителями и детьми, дела о расторжении брака рассматривались в церковных судах по церковному (каноническому) праву. Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления. Церковное наказание (эпитимия) могло быть наложено за проступки против веры и нравственности не только на духовных лиц, но и на мирян. Для чиновников и офицеров оно влекло за собой, как правило, увольнение с должности. Во всех учебных заведениях от начальных народных училищ до университетов обязательным было преподавание Закона Божия. Архиереи председательствовали в губернских училищных советах и входили в состав попечительских советов учебных округов, осуществлявших надзор за университетским образованием. Церковь содержала свои начальные церковно-приходские школы для низших слоев народанаселения. Помимо общей цензуры существовала и духовная цензура.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |