Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена крепостного права. Реформы были начаты с отмены крепостного права




Реформы были начаты с отмены крепостного права. В 1856 г. Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права, а в 1857 г. был создан очередной Секретный комитет по крестьянским делам. Главным результатом его деятельности стало окончательное решение об отмене крепостного права.

Для придания большей гласности Секретный комитет в 1858 г. был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. В его задачу которого входило определение принципов освобождения, в частности, решение вопроса о земле. Он опирался в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858-––1859 гг. было создано около пятидесяти губернских комитетов. Это были выборные дворянские органы, деятельность которых контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете).

После того, как пришли к согласию о целесообразности передачи земли крестьянам за выкуп, потребовалось адаптировать эти общие принципы к конкретным регионам страны. В Главный комитет поступали проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы рРедакционные комиссии. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. К началу 1861 г. проект отмены крепостного права был полностью подготовлен. 19 февраля 1861 г. император утвердил «Общее положение о крестьян, вышедших из крепостной зависимости» и местные акты о крестьянской реформе.

В соответствии с этими законами крестьяне сразу получали свободу. Они наделялись всеми личными и имущественными правами, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак; заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение собственности; наследование имущества и т.д.

Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли. Но они были обязаны при освобождении крестьян наделить их землей –– приусадебным участком и полевым наделом. Крестьяне не могли отказаться от земли в течение девяти лет. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах крестьян, лишенных земли, работы и средств к существованию, и способных на массовые беспорядки.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Закон установил двухлетний срок для их составления. Эти грамоты составлялись при участии мировых посредников. В течение этого времени крестьяне обязаны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве.

Для каждого района были установлены низшая и высшая нормы душевого надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума («прирезки»), или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина –– 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю («отрезки»). Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и назывались «временнообязанными».Их правовое положение характеризовалось тем, что они по-прежнему оставались зависимыми от помещика, который рассматривался как «попечитель» сельского общества, наделенный правами вотчинной полиции. Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землей платить оброк и трудиться на барщине. За полный надел крестьянину полагалось выплачивать 8–12 рублей в год и отработать на барщине не более 40 мужских и30 женских дней. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядочена.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска Манифеста, когдаесли крестьянин отказывался от надела. Либо оно прекращалось, когдаесли крестьяне выкупали находившуюся в их пользовании землю и таким образом становились «крестьянами-собственниками». Для основнойтальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-––1913 гг.

Для помощи крестьянам в выкупе надела правительство проводило выкупную операцию. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать ее в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платеж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 г. Крестьяне фактически уплатили тройную стоимость земли.

Согласно Положению в селениях бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Низовым звеном являлось сельское общество, состоявшее из крестьян, «водворенных на земле одного помещика». Несколько сельских обществ образовывали волость, создававшуюся по территориальному принципу с количеством от 300 до 2 тыс. ревизских душ. Сельский уровень составляли сельский сход, избиравший сельского старосту и ряд должностных лиц (сборщики податей, смотрители хлебных магазинов и т.д.). Староста являлся фактически представителем полицейской власти, его функции сводились к поддержанию порядка и обеспечению уплаты различных налогов.

Волостное управление составлялось из волостного схода, волостного старшины с волостным правлением и волостных должностных лиц и представителей от каждых десяти дворов крестьян. Для крестьян создавался специальный волостной суд. Волостной сход избирал волостных должностных лиц и судей, а так же разрешал различные вопросы, касавшиеся всей волости.

Надзор за крестьянским самоуправлением осуществляли мировые посредники, их съезды и губернские присутствия. Предполагалось, что эти органы будут временными. Но в 1874 г. вместо мировых посредников были учреждены уездные по крестьянским делам присутствия. Они состояли из предводителя дворянства, уездного исправника, председателя уездной земской управы, почетного мирового судьи и непременного члена.

Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностей и, выкупных платежей были связаны круговой порукой и за неплательщиков платили исправные плательщики. Община могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки по решению сельского схода или принудительно отдать на заработки. Сохранение общинной собственности на землю, связывая инициативу предприимчивости крестьян, серьезно тормозило экономическое развитие деревни. Но вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т.д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

Проведение крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян. В результате реформы 1861 г. были освобождены от крепостной зависимости свыше 20 млн. крестьян и тем самым созданы условия для формирования огромной армии наемных рабочих, которая уже в начале 90-х гг. XIX в. составила 10 млн. человек. Реформа носила неоднозначный, паллиативный характер, т.к.так как не разрешала основного противоречия, существовавшего в аграрной сфере –– вопроса о земле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.