Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ прибыли от продаж




Прибыль от продаж является основным слагаемым прибыли до налогообложения. Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка как наибольший положительный показатель. Анализ проводится аналогично анализу прибыли до налогообложения, для чего удобно построить следующую таблицу (Приложение 3).

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.

Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж, а именно сравниваются темп роста выручки (ТР В) с темп роста полной себестоимости (ТР с/с):

ТР В > ТР с/с

Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины его невыполнения.

При внешнем экономическом анализе, когда в качестве источника информации используется бухгалтерская отчетность, а именно Отчет о финансовых результатах», возможности аналитика ограничиваются вышерассмотренной методикой.

При внутреннем анализе на следующем этапе проводится факторный анализ прибыли от продаж. Такой анализ позволяет:

· оценить резервы повышения эффективности производства;

· сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Для факторного анализа прибыли от продаж используется следующая формула: Прп = В – с/с.

Но в свою очередь и выручка, и себестоимость зависят от ряда факторов. Поэтому факторная модель выглядит следующим образом:

n n

Прп = ∑ qi * pi – ∑ qi * ЗЕi,

i=1 i=1

где qi – натуральный объем продаж конкретного вида продукции; pi – продажная цена конкретного вида продукции; ЗЕi – затратоемкость конкретного вида продукции; n – количество видов продукции.

Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях (q), структуры продукции (стр), затратоемкости отдельных видов продукции (ЗЕ) и уровня цен (p). Влияние фактора затратоемкости можно детализировать по видам расходов: изменение затратоемкости отдельных видов продукции в части себестоимости продаж, в части коммерческих расходов, в части управленческих расходов.

Методика факторного анализа основана на способе цепных подстановок. Поэтому сначала необходимо дополнительно рассчитать показатели выручки, себестоимости и прибыли по базовым нормам и ценам, пересчитанным на фактический объем:

· выручка по базовым ценам, пересчитанным на фактический объем. Для этого по каждому виду продукции фактический натуральный объем (qi1) умножается на базисную цену (pi0) а затем полученные данные суммируются по всем видам продукции:

n

В’ = ∑ qi1 * pi0

i=1

· себестоимость по базовым нормам, пересчитанным на фактический объем. Для этого по каждому виду продукции фактический натуральный объем (qi1) умножается на базисную затратоемкость (ЗЕi0) а затем полученные данные суммируются по всем видам продукции:

n

с/с’ = ∑ qi1 * ЗЕi0

i=1

Рассмотренные факторные модели, лежащие в основе анализа прибыли от продаж, не учитывают различий в характере зависимости расходов от объема выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано с ростом расходов и себестоимость продукции изменяется пропорционально росту или снижению объема выпущенной продукции. Но рост объема продукции приводит к изменению только переменных расходов, поэтому увеличение объемов приводит к снижению расходов на рубль или единицу продукции (эффект масштаба). Поэтому более объективно на фактический объем пересчитывать только переменные затраты (ЗЕперЗi0), а постоянные затраты берутся на уровне базисного периода (ПЗ0):

n

с/с’ = ∑ qi1 * ЗЕперЗi0 + ПЗ0

i=1

По данной методике производится перерасчет себестоимости продаж и коммерческих расходов. Управленческие расходы берутся на уровне базисного периода, так как они относятся к условно-постоянных расходам.

· прибыль по базовым нормам и ценам, пересчитанным на фактический объем. Для этого необходимо из выручки по базовым ценам, пересчитанным на фактический объем, вычесть себестоимость по базовым нормам, пересчитанным на фактический объем:

Пр’ = В’ – с/с’

Методика факторного анализа прибыли от продаж включает в себя следующие этапы:

1) Определяется общее изменение прибыли от продаж.

1.1. определяется абсолютное отклонение: ΔПрп = Прп1 – Прп0

1.2. определяется относительное отклонение: ΔПрп% = ΔПрп * 100

Прп0

2) Определяется влияние объемов продаж. При этом необходимо учесть эффект операционного рычага. Поэтому определение влияния объемов продаж на изменение прибыли рассчитывается следующим образом:

1.3. определяется сила операционного рычага.

Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение объемов продаж приводит к более сильному изменению прибыли от продаж.

Операционный рычаг (операционный леверидж) — количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации. Операционный рычаг отражает степень чувствительности прибыли к приросту выручки от продаж. Он показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Операционный рычаг (ОР) показывает, показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Он может быть рассчитан как отношение маржинального дохода (МД) к прибыли: ОР = МД / Прп

Более подробно методика операционного анализа затрат и прибыли будет рассмотрена в следующей главе.

1.4. рассчитывается темп прироста выручки за счет изменения объемов продаж:

∆В% = ((В1 / В’) – 1) * 100

1.5. рассчитывается темп прироста прибыли за счет изменения объемов продаж:

ΔПрп (q)% = ОР * ΔВ%

1.6.рассчитывается размер прироста прибыли за счет изменения объемов продаж:

ΔПрп (q) = Прп0 * ΔПрп(q)

3) определяется совместное влияние объемов продаж и структуры продаж. Размер влияния рассчитывается как разница между прибылью от продаж, пересчитанной на фактический объем продукции, и прибылью базисного периода:

ΔПрп (q, стр) = Прп’ – Прп0

4) Определяется влияние структуры продаж. Размер влияния рассчитывается как разница между совместным влиянием двух факторов и влиянием фактора объема:

ΔПрп (стр) = ΔПрп (q, стр) – ΔПрп (q)

5) Определяется влияние затратоемкости отдельных видов продукции. Размер влияния определяется разница между фактической себестоимостью и себестоимостью, пересчитанной на фактический объем. При этом необходимо учесть, что увеличение себестоимости ведет к снижению прибыли: ΔПрп (ЗЕ) = – (с/с1 – с/с’)

Если имеются данные о составных частях себестоимости, то расчеты производятся по каждой части отдельно:

· определяется влияние затратоемкости в части себестоимости продаж:

ΔПрп (с/сп) = – (с/сп1 – с/с п’)

· определяется влияние затратоемкости в части коммерческих расходов:

ΔПрп (КР) = – (КР1 – КР’)

· влияние затратоемкости в части управленческих расходов:

ΔПрп (УР) = – (УР1 – УР0)

6) Определяется влияние цен на продукцию. Размер влияния определяется разница между фактической выручкой и выручкой, пересчитанной на фактический объем:

ΔПрп (p) = В1 – В’

7) Баланс факторов проверяется в абсолютном и относительном выражении. Для этого можно построить следующую таблицу (таблица 19).

Таблица 19

Свод влияния факторов

Наименование факторов Влияние на прибыль от продаж
в тыс. руб. в %
     
Объем продаж Этап 2.4 Этап 2.3
Структура продаж Этап 4 (графа 2 / Прп0) * 100
Затратоемкость отдельных видов продукции[80] Этап 5 (графа 2 / Прп0) * 100
Цены на продукцию Этап 6 (графа 2 / Прп0) * 100
Прибыль от продаж Этап 1.1[81] Этап 1.2[82]

Каждый фактор в дальнейшем можно детализировать в зависимости от целей проводимого анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.