Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки договора безвозмездного пользования (ссуды). 5 страница




1 См., например: Положение о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденное приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 ноября 1999 г. № 339, с изм. и доп. от 28 февраля 2003 г. № 3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4. 8/1472; 2003. № 97. 8/9935.


Заказчиками могут быть любые лица, нуждающиеся в тако­го рода работах (инвестор или уполномоченное для привлечения подрядчика лицо на выполнение изысканий, разработки проек­та). В свою очередь, необходимость в проведении изыскательских работ и подготовке проектно-сметной документации обусловлена потребностями строительства соответствующих объектов.

Подрядчиками являются лица, занимающиеся предприни­мательской деятельностью, коммерческие организации или ин­дивидуальные предприниматели. При этом лица, выполняю­щие такого рода работы, должны иметь лицензию, которая, бу­дучи формой контроля за условиями конкуренции на рынке проектной и изыскательской продукции, способствует защите прав заказчика.

Предмет рассматриваемого договора - выполнение подряд­чиком проектных и изыскательских работ. Подрядчиком яв­ляется проектная (изыскательская) организация в лице конк­ретных исполнителей (проектировщиков, изыскателей), выпол­няющих обозначенные работы на основании заданий и иных исходных данных заказчика.

Выполнение изыскательских и проектных работ напрямую связано со сложностями строительства объекта, длительностью его использования и другими факторами.

Все работы — изыскательские, составление проектно-смет­ной документации, строительство объекта — тесно взаимосвяза­ны и предшествуют одна другой.

Изыскательские работы проводятся, как известно, начиная с технико-экономического обоснования выбора района и конк­ретного места строительства, возможностей использования мес­тных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки подземных коммуника­ций, обеспечения энергоносителями и т.д.

На базе подготовленных технико-экономических обоснова­ний проектировщиком (изыскателем) составляется проектно-сметная документация, которая включает в себя расчеты по объему, содержанию работ, а соответственно и определение сто­имости проведения работ. Все это должно быть отражено в смете, определяющей цену работы и передаваемой заказчиком подрядчику для осуществления строительных работ.


Работы по проведению проектных и изыскательских работ должны быть выполнены в установленный срок, который зако­ном не обозначен. Вероятно, это связано со спецификой прове­дения такого рода работ. Следовательно, стороны должны пре­дусмотреть срок, в течение которого должны быть выполнены проектные и изыскательские работы, с учетом конкретных об­стоятельств при заключении договора. При этом общий поря­док в договоре в зависимости от необходимости проведения конкретных работ может быть разделен на ряд промежуточ­ных сроков, во время которых будут проводиться эти работы.

Цена договора подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ оговаривается в смете, причем это мо­жет быть цена как отдельных этапов проводимых работ, так и всего результата выполненной работы. Могут быть в договоре оговорены также выплаты за досрочное проведение работ.

Форма договора подряда на выполнение проектных и изыс­кательских работ законом конкретно не определена. Однако с учетом необходимости и сложности выполняемых работ, а также их конечной цели этот договор должен заключаться в письмен­ной форме путем составления требуемого по форме документа.

2. Права и обязанности сторон по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

По договору подряда на выполнение проектных и изыска­тельских работ подрядчик обязан (ст. 715 ГК):

1) выполнить работы в соответствии с исходными данными на про­ектирование и договором. При этом закон запрещает подрядчи­ку отступать от требований, изложенных в задании, и других ис­ходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ без согласия заказчика (ч. 2 ст. 714 ГК);

2) согласовать готовую проектно-сметную документацию с заказчи­ком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентны­ми государственными органами и органами местного управления и самоуправления. Суть данной обязанности заключается в том, что при проведении проектных и изыскательских работ готовятся технико-экономические обоснования выбора района, конкретного места строительства и ряд других моментов, в том числе включа­ющих возможность использования местных строительных матери-


алов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций, что требует согласования не только с заказчиком, но и с органами местного управления и самоуправления. Для заказчика важным является обоснование целесообразности предлагаемых проектных решений, перечень сопровождающих и подтверждающих документов и предложенной проектно-сметной документации.

Наряду с согласованием с заказчиком подготовленного им ком­плекта проектно-сметной документации требуется получить раз­решение у местных органов власти и управления, в частности, на использование местных строительных материалов, транспортных магистралей и т.д.;

3) передать заказчику готовую проектно-сметную документацию и
результаты изыскательских работ. Речь идет о том, что получен­
ная заказчиком проектно-сметная документация должна быть
готовой к использованию и соответствовать всему тому, что было
оговорено в договоре, включая указанные согласования с местны­
ми органами власти и управления, а при необходимости и с дру­
гими организациями.

Закон запрещает передавать проектно-сметную документацию тре­тьим лицам. В случае возникновения необходимости такой пе­редачи подрядчик в обязательном порядке должен согласовать это с заказчиком, потому что проектно-сметная документация го­товилась по заданию заказчика и им оплачена, к тому же вместе с заданием на проектирование подрядчику передавались исход­ные данные, необходимые для проектно-сметной документации, передача которых другим лицам может быть небезразличной для заказчика. Не исключено также, что заказчик посчитает не­обходимым рассматривать технико-экономические обоснования в проектно-сметной документации как сведения, составляющие его служебную и коммерческую тайну;

4) гарантировать заказчику отсутствие у третьих лиц права воспре­
пятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение
на основе подготовленной подрядчиком проектно-сметной доку­
ментации (п. 2 ст. 715 ГК).

Указанное требование объясняется тем, что переданная заказчи­ку документация может быть им использована в полном объеме в тех целях, для которых велась ее подготовка, и никто не должен этому препятствовать. В частности, проектно-сметная документа­ция должна быть в установленном порядке согласована, должны быть исключены возможные требования организаций, обладаю­щих исключительными правами на решения, включенные в про­ектно-сметную документацию. Эти и другие вопросы необходи­мо согласовать с соответствующими органами и организациями, а при надобности и с физическими лицами (авторами проекта),


т.е. с так называемыми третьими лицами (например, использова­ние местных строительных материалов должно быть согласовано с местными органами управления и самоуправления). Иными словами, переданная заказчику проектно-сметная докумен­тация должна гарантировать отсутствие у третьих лиц возможно­сти воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе переданной подрядчиком документации; 5) обеспечить надлежащее выполнение проектно-сметной докумен­тации и изыскательских работ (ст. 716 ГК). Такого рода требова­ния вытекают из заданий заказчика, а также из соответствующей нормативно-технической документации. Невыполнение этих тре­бований обязывает подрядчика безвозмездно передать проектно-сметную документацию, произвести дополнительные изыскатель­ские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законодательством или договором не установлено иное.

Регламентируя обязанности подрядчика, законодатель од­новременно предусмотрел и обязанности заказчика. Так, заказ­чик обязан:

1) передать подрядчику задание на проектирование, а также иные
исходные данные, необходимые для составления проектно-смет­
ной документации (п. 1 ст. 714 ГК). Такая обязанность вытекает
из необходимости подготовки проектно-сметной документации
для строительства соответствующего объекта. В этом задании
указывается цель работы и требования, предъявляемые к резуль-

' тату выполненных работ.

Задание на выполнение проектных работ, помимо других лиц, может быть поручено непосредственно подрядчику в том случае, если он обладает специальными знаниями, связанными со спе­цификой работы. Задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком;

2) уплатить подрядчику установленную цену полностью после за­
вершения всех работ или платить ее частями после завершения
отдельных этапов работ.

Оплата выполненных работ осуществляется в соответствии с дос­тигнутым сторонами соглашением и суммой, оговоренной в дого­воре подряда на проведение проектных и изыскательских работ;

3) использовать проектно-сметную документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не пере­давать техническую документацию третьим лицам и не разгла­шать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика. Эта обязанность является идентичной обязанности подрядчика со всеми вытекающими последствиями;

4) оказать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыс­кательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в


договоре. Речь идет о сотрудничестве сторон, которое может вы­ражаться в оказании помощи подрядчику в предоставлении до­полнительных материалов, исходных данных, а при необходимос­ти и привлечении соответствующих специалистов;

5) участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой проек-тно-сметной документации с соответствующими государственны­ми органами и органами местного управления и самоуправления;

6) возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные из­менением исходных данных для выполнения проектных и изыс­кательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от под­рядчика. Дополнительные расходы могут возникнуть по различ­ным обстоятельствам: с внесением изменений в задание, невер­но представленными данными и другими факторами, включаю­щими технико-экономические обоснования, в частности, по выбо­ру района, конкретного места строительства и т.д.;

7) привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной проектно-сметной документации или выполненных изыскательс­ких работ (ст. 717 ГК), что может способствовать уменьшению убыт­ков со стороны заказчика. И наоборот, непривлечение заказчиком подрядчика к участию в деле освобождает последнего от ответ­ственности, если подрядчик докажет, что он мог бы предотвратить требования третьих лиц в связи с недостатками проектно-сметной документации или выполненных изыскательских работ.

3. Ответственность сторон по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Прекращение договора

Невыполнение или ненадлежащее выполнение сторонами своих обязанностей является основанием для наступления от­ветственности.

В соответствии со ст. 716 ГК подрядчик по договору под­ряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее выполнение проектно-смет­ной документации и изыскательских работ, включая недостат­ки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе выпол­ненной проектно-сметной документации и данных изыскатель­ских работ.

При обнаружении недостатков в проектно-сметной доку­ментации и в изыскательских работах подрядчик обязан по требованию заказчика безвозмездно переделать проектно-смет-


ную документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки в полном объеме, если законо­дательством или договором не установлено иное.

На заказчика может быть возложена ответственность, в том числе и за действия подрядчика. В частности, заказчик несет ответственность по иску, предъявляемому к нему треть­им лицом в связи с недостатками составленной проектно-смет-ной документации или выполненных изыскательских работ, если он не привлек лицо (подрядчика), ответственное за выполнение этих работ.

Законодатель наряду с определением виновных действий, влекущих привлечение к ответственности, установил и распре­деление риска случайной невозможности исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответ­ствии с п. 2 ст. 713 ГК такой риск возлагается на заказчика при условии, что иное не предусмотрено законодательством или договором (например, не возложен договором на подрядчика).

В нормах, характеризующих подряд на выполнение проек­тных и изыскательских работ, не определены конкретные осно­вания его прекращения. Следовательно, прекращение договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ осуществляется в соответствии с общими положениями о дого­ворах подряда.

Литература

Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М., 1978.

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему догово­ры. М., 1999.

Брагинский М.И. Подряд, выполнение научно-исследова­тельских, опытно-конструкторских и изыскательских работ, возмездное оказание услуг // Хозяйство и право. 1996. № 4, 5.

Протасовицкий СП. Договор подряда. Общие положения // Промышленно-торговое право. 2001. № 3.

Рассудовский ВЛ. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ в капитальном строительстве. М., 1963.

Сидорчук В.К. Договор строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Договор возмездного оказания услуг // Промышленно-торго­вое право. 2001. № 3.


Глава 19. ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Выполнение подрядных работ для государственных нужд -одна из разновидностей подрядных работ вообще. Объединяю­щим строительные, проектные, изыскательские и иные связан­ные со строительством работы является то, что все они в на­стоящее время выполняются на основании договоров, заклю­чаемых на основе свободного усмотрения сторон. Нельзя, к при­меру, подрядчику навязать выполнение каких-то работ, тем более если они для него экономически невыгодны.

Подрядные работы для государственных нужд выполняют­ся на договорной основе. Государственный заказ на подрядные работы делается в том случае, если его выполнение обеспечено финансовыми ресурсами. Обычно государство направляет свои ресурсы на выполнение целевых программ по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения и некоторых других категорий граждан, созданию объектов жизнеобеспече­ния, бытового и социального обслуживания и т.д. Гарантом осуществления финансирования таких работ выступает Совет Министров Республики Беларусь или соответствующий орган местного управления и самоуправления. Следовательно, такого рода подрядные работы имеют свои особенности, а следователь­но, требуют специального регулирования.

Порядок формирования, размещения и выполнения госу­дарственных заказов в целом регламентирован ст. 718-722 ГК, а также Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-ХП «О поставках товаров для государственных нужд»1. В качестве регулятора выполнения подрядных строительных,

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33. Ст. 432. См. также: О поставках продукции (работах) для государственных нужд и порядке организации материально-технического обеспечения в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1992 г. № 687, с изм. и доп. от 22 февраля 1993 г. № 91, 31 августа 1993 г. № 590 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. № 32. Ст. 586; 1993. № 6. Ст. 81, № 25. Ст. 487; О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437, с изм. и доп. от 28 марта 1995 г. № 156, 16 февраля 1999 г. № 247 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 17-18. Ст. 334, Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 9. Ст. 202; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 5. Ст. 141.


проектных и изыскательских работ, предназначенных для удов­летворения потребностей страны или административно-терри­ториальных единиц и финансируемых за счет средств соогвет-ствующих бюджетов и внебюджетных источников, выступает государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подряд­ных работ для государственных нужд (далее - государствен­ный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять вы­полненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 718 ГК).

Из изложенного следует, что сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик.

Согласно ст. 719 ГК заказчиком выступает государствен­ный орган, орган местного управления и самоуправления, обла­дающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или орга­низация, наделенная соответствующим государственным орга­ном правом распоряжаться такими ресурсами.

Перечень государственных заказчиков на выполнение ра­бот для государственных нужд определяется ежегодно Сове­том Министров Республики Беларусь на основании предложе­ний Министерства экономики Республики Беларусь. В числе государственных заказчиков могут быть министерства, ведом­ства, предприятия, которым выделены для этого средства из бюджета, и др.

Подрядчиком является юридическое лицо или гражданин (предприниматель). Лица, выполняющие работы по государствен­ному контракту, должны иметь разрешение (лицензию) на вы­полнение соответствующего вида работ.

Выполнение подрядных работ по государственному контрак­ту может осуществляться не только белорусскими подрядчика­ми, но и иностранными организациями. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подряд­ных торгов согласно предусмотренным правилам1. Заключение

1 Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденное поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437.


государственного контракта с подрядчиком, объявленным по­бедителем конкурса, для заказчика обязательно.

Формирование заказов на выполнение работ для государ­ственных нужд осуществляется ежегодно Министерством эко­номики совместно с Министерством финансов при участии дру­гих министерств и ведомств Республики Беларусь, государствен­ных объединений, облисполкомов и Минского горисполкома.

Для заключения государственного контракта его проект разрабатывается заказчиком и направляется подрядчику (раз­работка проекта государственного контракта может быть воз­ложена и на подрядчика). Полученный проект сторона должна рассмотреть не позднее 30-дневного срока, подписать его и воз­вратить один экземпляр другой стороне. При наличии разно­гласий по условиям государственного контракта в этот же срок сторона составляет протокол разногласий и направляет вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с прото­колом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть его, согласовать разногласия с другой стороной и известить ее о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

В случаях, когда государственный контракт заключается на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов, го­сударственный контракт должен быть заключен со стороной, выигравшей торги, в срок не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключе­ния, другая сторона может обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт (ст. 498 ГК).

Предмет государственного контракта - строительные, про­ектные и другие работы. Выполнение их, сроки начала и окон­чания определены в государственном контракте.

Цена государственного контракта определяется по догово­ренности сторон: государственный контракт должен содержать условия об объеме, стоимости подлежащей выполнению работы, размере, условиях финансирования и оплаты работы (ст. 721 ГК).


В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные ра­боты для государственных нужд, цена, как и другие условия государственного контракта, определяется в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на кон­курсе предложением подрядчика, признанного победителем конкурса (ст. 721 ГК).

Срок - существенное условие государственного контракта. Об этом сказано в п. 1 ст. 721 ГК: государственный контракт должен содержать сроки начала и окончания работы.

При уменьшении соответствующими государственными орга­нами в установленном порядке средств соответствующего бюд­жета, выделенных для финансирования подрядных работ, сто­роны должны согласовать новые сроки, а если необходимо -другие условия выполнения работы. Если изменением сроков выполнения работ причиняются убытки, подрядчик вправе тре­бовать от государственного заказчика их возмещения.

Форма заключения государственного контракта письмен­ная: составляется документ и подписывается сторонами.

На надлежащее выполнение работ по государственному контракту направлены способы обеспечения обязательств сто­рон. Они должны быть указаны в государственном контракте (например, неустойка, штраф, в том числе и взыскание убытков в полном объеме сверх неустойки (штрафная неустойка)).

Литература

Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему догово­ры. М. 1999.

Годунов В.Н. Правовое регулирование поставок, работ и услуг для государственных нужд // Право и демократия. Мн., 1995. Вып. 7.

Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. Протасовицкий СИ. Договор подряда. Общие положения // Промышленно-торговое право. 2001. № 3.

Сиротина ИЛ. Подряд. М., 1997.


Глава 20. ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

/. Понятие, отличительные особенности

и признаки договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обуслов­ленные техническим заданием заказчика научные исследова­ния, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую техноло­гию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 723 ГК).

В ГК этим договорам посвящена гл. 38 (ст. 723-732), а также ст. 662, 663, 693 и 718-722.

Законодательством научно-исследовательские работы от­несены к творческой деятельности, направленной на получение новых знаний и способов их применения1.

Названные договоры тесно связаны между собой, и резуль­татом их деятельности является создание научно-технической продукции.

Однако, помимо общих черт, каждый из рассматриваемых договоров имеет свои особенности. На это однозначно указывает ст. 724 ГК: исполнитель обязан провести научные исследования лично. Привлекать к проведению такого рода исследований тре­тьих лиц он может только с согласия заказчика. Это объясняет-

1 Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. 2105-ХП, в ред. от 12 ноября 1997 г. 83-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 7. Ст. 43; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 33. Ст. 657; О научной деятельности: Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-ХП, с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г. № 118-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 34. Ст. 608; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 4.


ся спецификой выполняемой работы (предметом исполнения) и знанием деловых качеств исполняющей заказ стороны.

Что же касается выполнения опытно-конструкторских и технологических работ, то в данном случае исполнитель имеет большие права, т.е. он вправе привлекать к исполнению дого­воров третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При­влекая к участию в выполнении опытно-конструкторских ра­бот третьих лиц, исполнитель выступает в качестве генераль­ного подрядчика, а привлекаемые - в качестве субподрядчиков.

Имеющиеся различия этих договоров вытекают из ст. 729 и 730 ГК, регламентирующих последствия невозможности дос­тижения результатов научно-исследовательских работ (НИР) и продолжения опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР).

Законодатель, предвидя возможные случаи недостижения предусмотренных договорами результатов, регламентировал их последствия. Так, согласно ст. 729 ГК, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность дос­тижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, про­веденных до выявления невозможности получить предусмот­ренные договором на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.

Если же в ходе выполнения опытно-констукторских и тех­нологических работ обнаруживается возникшая не по вине ис­полнителя невозможность или нецелесообразность продолже­ния работы, заказчик обязан оплатить понесенные исполните­лем затраты (ст. 730 ГК).

Обозначенные законодателем различия обусловлены пред­метом исполнения. В частности, договор на выполнение науч­но-исследовательских работ - это результат творческого вы­полнения заказа, т.е. то, что может в дальнейшем воплотиться в реальность (например, результатом выполненного проекти­ровщиком плана дома может быть построенный дом). Когда же заключается договор на выполнение опытно-конструкторс­ких и технологических работ, то вопрос ставится об изготовле­нии какого-то конкретного образца нового изделия, о подготов­ке новых технологий.


Помимо особенностей, рассматриваемым договорам прису­щи характерные признаки. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ направлены на исполнение творческих заданий (подго­товку образцов нового изделия), т.е., как правило, эти задания предстоит еще выполнить, а по их выполнении должна следо­вать оплата стоимости обусловленных договором работ. Сле­довательно, указанные договоры являются консенсуалъными и возмездными.

Сторонами этих договоров являются заказчик и исполни­тель работ.

Заказчиками могут быть организации и граждане, органы государственной власти и управления, т.е. все те лица, которые нуждаются в проведении научных исследований, выполнении опытно-конструкторских и технологических работ.

Исполнителями выступают научно-исследовательские, кон­структорские и технологические организации, учебные заведе­ния и т.д., т.е. кто проводит научные исследования и выполня­ет эти работы, причем в качестве исполнителей могут быть как белорусские, так и иностранные организации и физические лица.

Предмет рассматриваемых договоров - результат работы, оговоренный сторонами и полученный исполнителями. Он мо­жет охватывать как весь цикл проведения исследования, раз­работки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы) (п. 2 ст. 723 ГК). Иными словами, это могут быть конструкторские разработки, новые технологические решения, новые образцы каких-то изделий, этапы каких-то исследова­ний (например, перед подготовкой создания новой технологии ведется анализ наработок в этой области). При этом, если иное не предусмотрено договорами, стороны обязаны обеспечить кон­фиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем,сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Публикация полученных при выполнении работы сведений, признанных конфиденциальными, возможна только с согласия другой стороны (ст. 725 ГК).

Цена устанавливается соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Если договором цена не предусмотре­на и не может быть определена исходя из условий договора, расчеты за результаты труда должны производиться по цене,


которая при обычных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы.

Цена в договоре включает компенсацию издержек испол­нителя и причитающееся ему вознаграждение. Она в указан­ных договорах может быть определена также путем составле­ния сметы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.