КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки договора безвозмездного пользования (ссуды). 7 страница
2. Понятие, виды договора перевозки и их признаки Транспорт - это самостоятельная отрасль производства со своей спецификой, следовательно, в ней возникают и развиваются только ей присущие отношения. Перевозка грузов, пассажиров, багажа производится по договору перевозки. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательными актами, транспортными уставами и кодексами, а также актами республиканских органов государственного управления, издаваемыми в соответствии с предъявляемыми требованиями, не установлено иное (ст. 738 ГК). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК). Это определение уточняется применительно к каждому виду транспорта. Если, к примеру, это железнодорожный транспорт, то Уставом железнодорожного транспорта общего пользова- 1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. 2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. ния, воздушный — Воздушным кодексом, автомобильный — Уставом автомобильного транспорта и т.д. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 740 ГК). По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа (ст. 741 ГК). Он широко применяется при осуществлении морских и воздушных перевозок. Вопросы, связанные с такими перевозками, регулируются Кодексом торгового мореплавания, в котором выделены рейсовый чартер (договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений), тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем на время за плату на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей), димайз-чартер (договор фрахтования судна на время без экипажа). При заключении договоров перевозки возникают имущественные отношения между транспортной организацией и владельцем по доставке грузов, между транспортной организацией и пассажирами по их перевозке, которые облекаются в правовую оболочку. Роль такого рода отношений зависит от экономического значения перевозки грузов и пассажиров. Договор фрахтования является взаимным, возмездным и консенсуальным. Сторонами договора фрахтования выступают фрахтовщик и фрахтователь. Порядок заключения договора фрахтования, его форма устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (ст. 741 ГК). Правовой формой более широкого развития хозяйственных связей, значительного улучшения удовлетворения потреб- ностей всего хозяйственного механизма и населения во всех видах перевозок и регулирования возникающих на их основе отношений является договор перевозки. Договор перевозки груза является двусторонним, реальным, возмездным. Сторонами в договоре выступают перевозчик и отправитель груза. Ими могут быть как организации, так и граждане. Если отправителем груза могут быть любые субъекты гражданского права, то перевозчиком предполагается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании разрешения (лицензии), которое способствует регулированию осуществления перевозок и является основанием для защиты интересов лиц, пользующихся транспортными услугами. Перевозчик, доставивший груз, передает его грузополучателю, которым может быть и отправитель груза. Что касается договорных отношений между грузоотправителем и перевозчиком по внутренним водным путям, на морском и воздушном транспорте, то они в значительной мере предопределяются навигационным (или годовым) договором. Такого рода договоры заключают стороны, которые, как правило, связаны постоянными взаимоотношениями. Следует иметь в виду, что в качестве перевозчика могут выступать специально созданные предприятия, обладающие правами юридического лица, и физические лица, имеющие на это разрешение. При необходимости осуществления систематических перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок (п. 1 ст. 752 ГК). Договор перевозки грузов считается заключенным с момента передачи груза перевозчику с необходимыми транспортными документами. В удостоверение приема груза к перевозке отправителю выдается специальный документ: на железнодорожном и внутреннем водном транспорте — накладная (в ней указываются сведения о грузоотправителе, получателе, грузе, пункте отправления и назначения), на морском (исключая суда речного флота) - коносамент, который может быть именным, предъявительским и ордерным. Накладная (соответственно коносамент, квитанция) служит распиской перевозчика в полу- чении груза и обязательством выдать этот груз лицу, указанному в основном транспортном документе. Транспортные документы составляются на имя определенного лица. Наличие этих документов дает право получателю в случае неполучения им груза предъявить претензию к перевозчику. Договор перевозки пассажира является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Сторонами выступают перевозчик и пассажир. В том случае, если с пассажиром следует багаж, то данный договор дополняется договором перевозки багажа, который порождает права и обязанности между сторонами в момент его заключения. В отличие от договора перевозки пассажира договор перевозки багажа является реальным. В соответствии со ст. 752 ГК перевозчик при необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров может заключать с гражданами или юридическими лицами долгосрочные договоры об организации перевозок пассажиров. Договор об организации перевозок пассажиров заключается в письменной форме. В нем определяются маршрут перевозок пассажиров, расписание движения, количество рейсов, сроки и другие условия предоставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. Предметом договора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза или перевозке пассажира и доставке его багажа в пункт назначения. При этом на перевозчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а нередко погрузка и выгрузка. Сроки доставки грузов, пассажира и багажа определяются транспортными уставами (кодексами) или изданными в установленном порядке правилами. В соответствии со ст. 746 ГК перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Исполнение срока доставки груза, например, по железной дороге начинается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, и груз считается доставленным, если вагоны поданы под выгрузку до истечения срока доставки. В том случае, если срок доставки груза не установлен, стороны вправе предусмотреть этот срок в договоре. Цена (провозная плата, фрахт) за перевозку грузов, пассажиров и багажа, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством (п. 1 ст. 744 ГК). Если речь идет о плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, то она определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. Определение платы соглашением сторон здесь не допускается. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Предвидя возможные ситуации при расчетах по перевозке, законодатель предоставил перевозчику право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законодательством установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (ст. 744 ГК). Законодательством договор перевозки транспортом общего пользования отнесен к числу публичных, что дает право любому субъекту гражданского права (физическому или юридическому лицу) обратиться к перевозчику за оказанием услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а последний обязан выполнить данное требование, если этому не противодействуют какие-то не дающие возможность выполнения препятствия (ст. 743 ГК). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 740 ГК). Договор перевозки заключается, как правило, в письменной форме. Следует иметь в виду, что договоры перевозки заключаются и в устной форме (например, оплата поездки на такси производится по счетчику). 3. Обязанности и ответственность сторон по договору перевозки. Прекращение договора перевозки В обязанности перевозчика входит своевременная подача транспортных средств, доставка груза к месту назначения в целости и сохранности в установленный срок и сдаче его грузополучателю, обозначенному в транспортном документе. Обязанность перевозчика доставить груз в целости и сохранности реализуется в его действиях по правильному размещению груза, принятию специальных мер по его сохранности (например, помещение скоропортящейся продукции в холодильные установки и т.п.). Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 745 ГК). Применительно к срокам доставки законодательство обязывает перевозчика доставлять груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми актами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 746 ГК). В случае прибытия груза в неисправном вагоне, с поврежденными пломбами и в других установленных законом или соглашением случаях перевозчик обязан при выдаче груза проверить вес, количество мест и состояние груза. Что касается перевозки пассажира, то перевозчик обязан перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи багажа доставить его в пункт назначения и выдать его пассажиру или другому управомоченному лицу. Отнесение договора перевозки транспортом общего пользования к числу публичных означает, что транспортные организации общего пользования при осуществлении перевозок не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора перевозки и его условий (провозной платы, очередности отправки и др.), кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. Обязанности грузоотправителя по договору перевозки заключаются в сдаче груза к перевозке и уплате за перевозку установленной платы. Платежи по договору перевозки вносятся чеками, платежными поручениями, акцептованными банками, или наличными деньгами. Из договора перевозки груза вытекают и соответствующие обязанности грузополучателя. Он, в частности, должен принять груз, т.е. выгрузить его из вагона, контейнера, а если, к примеру, задействованы нефтеналивные емкости, то выкачать и очистить освобожденные от груза предметы как с внутренней, так и наружной стороны. Согласно действующему законодательству погрузка (выгрузка) груза может осуществляться силами и средствами как перевозчика, так и отправителя (получателя) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением установленных правил (п. 2 ст. 745 ГК). В том случае, если погрузка (выгрузка) груза осуществляется силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны соблюдаться сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены законодательством (транспортными уставами, кодексами) и издаваемыми в соответствии с ним актами республиканских органов государственного управления (п. 3 ст. 745 ГК). В обязанности пассажира по договору перевозки входит оплата проезда, провоз багажа и выполнение правил пользования услугами соответствующего вида транспорта. Согласно п. 3 ст. 740 ГК пассажир имеет право: 1) перевозить с собой детей бесплатно1 или на иных льготных условиях; 2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; 3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Поскольку пассажир выступает потребителем транспортных услуг, оказываемых транспортными организациями, защита его прав и законных интересов подпадает под действие Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей». Ответственность сторон по договору перевозки. Невыполнение обязанностей по договору перевозки влечет за собой имущественную ответственность. ' На городском транспорте пассажир может бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 7 лет (п. 219 Правил автомобильных перевозок пассажиров, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте -до 5 лет (ч. 3 ст. 94 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, п. «б» ст. 110 Устава внутреннего водного транспорта), на воздушном транспорте — до 2 лет (ч. 5 ст. 107 Воздушного кодекса). Согласно ст.' 747 ГК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность в случаях и порядке, установленных законодательством или договором. Законом введено единое основание ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа для всех видов транспорта: перевозчик несет ответственность за виновное причинение ущерба грузу. При этом действует презумпция вины перевозчика. В частности, перевозчик должен доказать, что утрата, порча или повреждение груза произошли не по его вине, а по вине отправителя или получателя (например, вследствие особых естественных свойств перевозимого груза, вследствие недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке). При недостаче веса груза, следовавшего в опломбированном вагоне (судне), прибывшем без повреждения, перевозчик предполагается невиновным, если получателем не будет доказано обратное. Неисполнение перевозчиком своей обязанности по обеспечению целости и сохранности перевозимого груза может быть связано с виновными действиями грузовладельца. Если вина грузовладельца полностью не освобождает перевозчика от ответственности, то она может дать основание для уменьшения размера ответственности перевозчика (так называемая «смешанная ответственность»). На всех видах транспорта размер ответственности перевозчика за утрату, порчу или повреждение перевозимого груза ограничен действительной стоимостью этого груза. В соответствии со ст. 750 ГК за ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, перевозчик отвечает в случае: 1) утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; 2) повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; 3) утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Помимо возмещения установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза или багажа, перевозчик также возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающе- го, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 748 ГК). Документами, подтверждающими причины несохранности груза или багажа, являются, в частности, составленный коммерческий акт, акт общей формы. Акт может быть составлен перевозчиком в одностороннем порядке, а при несогласии другой стороны он подлежит оценке судьи с установлением конкретного виновника. Наряду с возложением на стороны ответственности законом предусмотрены и возможные случаи освобождения от нее. В частности, перевозчик и отправитель грузов освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: 1) непреодолимой силы, а также явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; 2) прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 748 ГК). Законодатель также предусмотрел ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения. Возникновение такого рода обстоятельств обязывает перевозчика уплатить пассажиру неустойку в размере, установленном законодательством, если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправностей транспортного средства, угрожающей жизни, здоровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 749 ГК). Так, Уставом железнодорожного транспорта общего пользования установлено, что за задержку в отправлении или за опоздание прибытия местного поезда в пункт назначения предприятие Белорусской железной дороги уплачивает пассажиру неустойку в размере 3 % от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда (п. 131). Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда, если законодательными актами не предусмотрена его повышенная ответственность (ст. 754 ГК). Действующим законодательством установлена ответственность за причинение вреда транспортному средству, в частности Декретом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»1, с изм. и доп. от 30 августа 2002 г. № 22, 16 февраля 2004 г. № 1. Не допускается соглашение перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также за утрату и повреждение груза, установленной законодательством. При заключении такого рода соглашений они признаются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 747 ГК).. Договору перевозки груза или багажа присущ ряд особенностей. Как отмечалось, размер ответственности перевозчика за утрату или повреждение перевозимого груза ограничен действительной стоимостью утраты, недостачи, повреждения груза или багажа. Исключением из этого правила является то, что упущенная выгода в таких случаях не взыскивается, т.е. установлена ограниченная ответственность. К числу особенностей относится и то, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Иск предъявляется в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. В отличие от общих сроков исковой давности, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством (ст. 751 ГК). Прекращение договора перевозки может иметь место либо в результате надлежащего исполнения договора, либо по требо- 1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 7. Ст. 164; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 100. 1/4003; 2004. № 27. 1/5326. ванию одной из сторон, либо автоматически в силу определенных обстоятельств (например, груз доставлен, отпала необходимость в договоре). Законом предоставлено право пассажиру отказаться от договора перевозки и потребовать возврата перевозной платы в случаях опоздания транспортного средства, задержки его исполнения и в других случаях, предусмотренных транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. С целью улучшения организации работы по обеспечению перевозок грузов договоры, касающиеся перевозки грузов, могут заключаться не только между перевозчиком и грузоотправителем, но и между самими перевозчиками различных видов транспорта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.). Литература Бурса Н.П., Ляндрес В.В. Ответственность за нарушение плана железнодорожной перевозки грузов. М., 1979. Бурса Н.П., Ляндрес В.В. Претензии и иски к транспортным организациям. М., 1985. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001. Корнеев А. Перевозка грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь // Юрист. 2002. № 1 (8). Мороз ВЛ. Правовой статус участников железнодорожной перевозки груза. Мн., 1998. Никифоров В. Лицензирование перевозочной деятельности на автомобильном транспорте // Закон. 1996. № 5. Отнюкова Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом // Закон. 1996. № 5. Отнюкова Г Д. Договоры на автомобильные перевозки грузов. М., 1982. Романович АЛ. Транспортные правоотношения. Мн., 1984. Савичев ГЛ. Правовое регулирование перевозок народнохозяйственных грузов. М., 1986. Смирнов В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М., 1981. Хаскелъберг БЛ. Ответственность железных дорог за несохранность груза. М., 1966. Ярошенко KJZ. Права и обязанности пассажиров. М., 1986. Глава 23. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ /. Понятие и признаки договора транспортной экспедиции Договору транспортной экспедиции (от лат. expedition -отправление) посвящена гл. 41 ГК. Выделение этого договора в отдельную главу подчеркивает его необходимость и самостоятельность. Как самостоятельный договор с установленной системой основных правовых норм он получает в ГК законодательное закрепление впервые. Поскольку закон отражает пока лишь основные условия договора транспортной экспедиции, то следует ожидать, что в будущем он пополнится новыми дополняющими и уточняющими нормами, в том числе касающимися обязанностей и ответственности сторон. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с транспортной экспедицией, осуществляется как общими нормами (ст. 755-759 ГК), так и специальными нормативными правовыми актами (например, Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг»1, с изм. и доп. от 5 ноября 2002 г. № 556, Правилами транспорт-но-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 г. № 862, с изм. и доп. от 19 февраля 1999 г. № 263, Правилами экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 58-Ц3). Необходимость договора транспортной экспедиции с регламентирующей его существование наиболее полной системой 1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства 2 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики 3 Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 8. правовых норм диктуется требованиями жизни. С его помощью можно решать проблемы, связанные с упаковкой, маркировкой, отправкой, доставкой грузов. Эти заботы зачастую являются обременительными и экономически неоправданными для стороны, отправляющей груз, корреспонденцию и т.д. Более широкое применение и развитие указанный договор приобретает в новых рыночных условиях: расширяется сфера предпринимательской деятельности, а следовательно, и круг оказываемых услуг. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, освободившись с помощью этого договора от транспортных забот и других связанных с ним услуг, имеют возможность не только более рационально осуществлять транспортные операции, но и расширять, значительно быстрее осуществлять продвижение товаров к рынку. В свою очередь, операции по упаковке, маркировке, погрузке и выгрузке груза, доставке его в соответствующий пункт назначения или на склад получателя могут выполнять лица, специально подготовленные к этому. Они осуществляют посредническую миссию между перевозчиком и их клиентурой. Производимая ими в этом направлении деятельность называется экспедиционной, а лица, занимающиеся этой работой, — экспедиторами. Экспедиторы не только занимаются отправкой и получением груза, но и оказывают иные сопутствующие услуги, что и получило законодательное закрепление в определении договора. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 755 ГК). В Гражданском кодексе указан круг основных и дополнительных обязанностей, которые могут быть предусмотрены этим договором (ст. 755 ГК). Из определения договора транспортной экспедиции следует его сходство с рядом других договоров, и в первую очередь с такими, как поручение, комиссия. Оно проявляется в том, что как экспедитор, так и представитель, комиссионер оказывают услуги. В то же время имеются ярко выраженные отличия: если предметом договоров комиссии, поручения являются любые сделки и действия, то договор транспортной экспедиции направлен на оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой грузов. Поэтому договор транспортной экспедиции не следует отождествлять с названными договорами, а рассматривать как самостоятельный договор. Своеобразие договора в том, что с его помощью могут оказываться не только фактические, но и юридические услуги. В частности, договор транспортной экспедиции может возлагать на экспедитора заключение договора перевозки от имени клиента или от своего имени. Рассматриваемому договору присущи характерные признаки. Работы по договору транспортных услуг выполняются за вознаграждение, следовательно, данный договор возмездный. Поскольку речь идет об оказании транспортных услуг и лицо, занимающееся их осуществлением, выступает в качестве посредника между перевозчиком и клиентом, названный договор относится к числу вспомогательных. ^ Цель договора транспортной экспедиции — освободить отправителей и получателей от выполнения обременительных, а зачастую, как отмечалось, и экономически невыгодных функций, и дать им возможность сосредоточиться на конкретных делах. Рассматриваемый договор может быть консенсуальным и реальным. Если экспедитор, согласно заключенному договору, только организует выполнение услуг, то договор считается консенсуальным. Когда же он выступает одновременно в качестве перевозчика и экспедитора, т.е. если с заключением договора транспортной экспедиции следует и передача груза, то договор признается реальным. Сторонами договора выступают клиент и экспедитор: клиент - сторона, которой оказываются услуги, а экспедитор -сторона, которая оказывает услуги. Клиентом в данном договоре может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Не исключено, что, наряду с узаконенными лицами, в договоре транспортной экспедиции могут участвовать другие лица, например перевозчик, собственник груза. Экспедитором может быть предприниматель - юридическое (коммерческая организация) или физическое лицо. Для осуществления деятельности по оказанию транспортно-экспеди-ционных услуг необходимо получение лицензии. В качестве экспедитора, как правило, выступает специализированная организация, но может быть выделено структурное подразделение транспортного предприятия, которое, согласно достигнутой договоренности, занимается оказанием экспедиционных услуг.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |