Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс сохранения информации




Начало хранения информации начинается с кодировки, которая происходит на всех трех уровнях памяти, начиная с сенсорного. Главным образом кодировка совершается в виде каких-то образов в долговременной памяти. В рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фа­милия» фамилия «Овсов» хранилась в памяти главного героя рас­сказа как связанная с лошадью. По тому как информация закоди­рована, можно в какой-то степени узнать, как осуществляется пси­хическая деятельность человека. Например, мужчина спрашивает женщину: «Как пройти к дому номер 7?» Она отвечает: «Вы прой­дете по улице, свернете за угол, там будет парфюмерный магазин, дальше парикмахерская, будочка мороженого, а за ней — магазин одежды, а уже следом за ним этот дом». Если отвечает мужчина, то можно услышать: «Дойдете до пивной бочки, потом повернете, пройдете мимо кафе и окажетесь рядом с этим домом». Кодировка информации происходит у этих людей разными путями.

На этом основан один из важных психотерапевтических прин­ципов: «Узнай, как закодирована память и узнаешь, что важно для человека». Он может этого не знать и не хотеть раскрывать это, может сознательно искажать информацию о себе, но кодировка все равно раскроет его.

Сохранение информации в памяти происходит с помощью двух видов памяти: семантической и эпизодической.

Семантическая память — это смысловая память. Например, 3. Фрейд — ученый-исследователь, основоположник учения о пси­хоанализе. Информация о 3. Фрейде хранится в смысловом виде, отнесенной к какому-то классу, к определенной научной катего­рии, к языковой категории. Как человек порой вспоминает что-то:

«Как фамилия вот этого, ну, он еще артист знаменитый...» Это включение семантической памяти.

Эпизодическая память — это эмоциональная память той ситуа­ции, в которой произошло запоминание. Запоминается эпизод, в котором это происходило.

Кроме того, сохранение информации должно иметь простран­ственную ориентацию, будь то физическое пространство, взаимо­отношение людей или что-то другое.

Еще одна особенность сохранения информации — это ассоциа­тивность памяти. Чтобы информация сохранялась, она должна включиться в какое-то пространство, и там должны быть какие-то ассоциации. Человек произносит слово: «помидор», а потом говорит:

«Надо бы погреб проветрить». Потому что в погребе у него хранятся соленые помидоры. Это — пространственная организация памяти вместе с ассоциативной. Зачастую основное слово, с которого нача­лась ассоциативная цепочка, человек вообще не произносит, но перед глазами у него проносятся: помидор, кадушка с солеными помидо­рами, погреб и он произносит фразу о погребе.

Кроме того, сохранение информации строится по принципу иерархизации, подчинения низшего высшему. Например, из пары фраз: «собака — животное» и «собака — млекопитающее», лучше запоминается первая пара, поскольку признак «животное» в ие­рархической системе стоит выше, чем «млекопитающее». Это важный принцип запоминания. Отсюда — следующий принцип за­поминания: построить иерархическую лестницу и найти в ней главные элементы, от них перейти ко второстепенным.

Вся информация в памяти сохраняется, чаще всего, в виде зри­тельных образов, потому что у большинства людей ведущей системой восприятия мира является зрительный анализатор. Поэтому одним из приемов запоминания является сочетание нескольких видов па­мяти: сочетание эмоционального контекста и зрительного образа, зрительного и звукового, создание целого комплекса образов — зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных.

Что обусловливает переход информации из кратковременной памяти в долговременную?

 

Первым фактором является привычность и повторяема материала. Привычность материала обусловливает то явление, когда старые люди помнят даже самые незначительные события прошлого, помнят то, что было двадцать лет назад и не могут вспомнить того, что было вчера. Эта закономерность называется законом Рибо. Главную роль в этом феномене играет привычность этих воспоминаний, их частая повторяемость.

Второй фактор: информация легче переходит в долговременную память в контексте, в обрамлении. Например, для того, чтобы запомнить рисунок на торте, необходимо торт съесть или хотя бы попробовать. В данном случае торт — это контекст, а рисунок на нем — информация. Легче запоминается лекционный материал когда лектор — яркая личность, когда этот материал coпровождается интересными историями, когда в аудитории особенная, творческая атмосфера.

Третий фактор: хорошая мотивация на запоминание. Если человеку необходима данная информация, то он наверняка ее запомнит. К примеру, если у женщины заболел ребенок, она запомнит все рекомендации врача, какой бы ни была ее память, какими бы ни были трудными и мудреными рекомендации. Студент наверняка выучит материал, если он знает, что в противном случае его отчислят из института, в котором он очень хочет учиться.

Четвертый фактор: углубление в материал — это перекидывание, как можно большего количества «мостов» между тем, что необходимо запомнить и тем, что уже есть в памяти, это выстраивание логических цепочек, создание ассоциативных связей (связей, построенных по признаку сходства или противоположности). Очень важно, чтобы это углубление в материал носило личностный, субъективный характер. Этот процесс не является заучиванием материала, это творчество, когда человек создает свою индивидуальную систему связей, в которой большую роль играет эмоциональное отношение к этому материалу: чувство интереса, чувство самоудовлетворения самим собой. Препятствует углублению в материал такая вещь, как страх или низкая самооценка. Стоит помнить, что каким бы ни был научный материал, необходимо попытаться связать его со своей конкретной повседневной жизнью.

Процессы памяти всегда были важны для человека, недаром всех психических функций греки только для памяти «выдели» богиню Мнемозину.

Память была для древних людей тем, что делало человека единым. И это верно и на сегодняшний день. Эта та психическая функция, которая позволяет человеку ощущать себя от первых лет жизни до сегодняшнего дня единым и непрерывным. Поэтому одним из самых страшных наказаний в мифологии являлось ли­шение человека памяти. В бытовом сознании память и разум чело­века понятия часто отождествляемые.

Но в жизни встречаются парадоксальные случаи, которые оп­ровергают эти убеждения. Никто не сомневается в таланте велико­го ученого Чарльза Дарвина. И в то же время у Дарвина были серьезные проблемы с памятью. Известен случай, когда Дарвин в 50 с небольшим лет, слушая, как слуга читает ему его книгу «О происхождении видов», сказал: «Интересно, интересно, хорошо, а кто автор?» Память у Дарвина всегда была отменно плохая, но это не очень мешало ему как мыслителю.

В то же время, известны умственно отсталые люди, обладающие хорошей памятью, но, разумеется, так называемой «механичес­кой», а не логической.

Поэтому нет смысла ставить знак равенства между одаренно­стью, талантливостью и способностью запоминать и воспроизво­дить информацию.

В популярной литературе встречаются описания людей с фено­менальной памятью. Это явление хорошо описано известным советским психологом А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Но в этой же книге А.Р. Лурия замечал, что об­ладатель феноменальной памяти был весьма недалек: ему не уда­валось решать даже несложные логические задачи, он был беспо­мощен в житейских делах.

Обладатель этой памяти запоминал информацию в виде целого комплекса образов: зрительных, тактильных, вкусовых. Такое со­четание носит название «синестезия». На этом феномене постро­ено создание цветомузыкальных произведений. Самыми яркими представителями такого синестетического запоминания информа­ции является литовский художник и композитор Чюрленис и русский композитор Скрябин, у которого есть две партитуры симфонии «Прометей»: одна из них звуковая, другая — цветовая.

Образная память часто является ключом к воспоминанию. Например, услышанная мелодия приводит к целой цепочке вос­поминаний о каком-то событии, о какой-то ситуации, о каком-то человеке. В создании этих цепочек и процессах памяти вообще участвуют процессы, которые называются ассоциативными, созда­ющие в психике человека какие-то связанные между собой образы. Бывают различные виды ассоциаций: по сходству, по смежности, по контрасту, по смыслу.

Организация памяти по принципу ассоциативных связей явля­ется основой феномена ригидности памяти. Это хорошо просле­живается в таком известном демонстрационном психологическом приеме, когда просят очень быстро вспомнить фамилию великого русского поэта и сразу называется фамилия «Пушкин», фрукт — называют «яблоко». Поэтому ассоциативная связь, с одной сторо­ны, важна для усвоения той информации, которая должна носить фоновый характер, но может сыграть с человеком и злую шутку, например, в профессиональной деятельности врача. Врач смотрит конкретного пациента и сразу вспоминает другого пациента, по­хожего на него. Потом врач вспоминает, какие методы лечения он применял и они оказались успешными при лечении того пациента. И тогда он начинает использовать те же самые назначения, что и для предыдущего пациента. Если патология действительно та же самая, то такое лечение может оказаться очень удачным, а врач минимально использовал свои творческие силы, но если биологи­ческие особенности этого пациента будут резко отличаться от первого, если в структуре этой болезни значительную роль играет фактор личности этого человека, отличной от личности предыду­щего, то применение этого метода или комплекса методов может оказаться неудачным.

С процессами памяти связана такая актуальная для людей проблема, как проблема забывания. Почему человек вообще забы­вает? Термин «забывание» не является научным, так как это слово предполагает, что информация стерта из памяти. Это не совсем верно. Информация, может быть, по-прежнему сохраняется, но человек не может ее воспроизвести в силу ряда причин. Поэтому термин «забывание» в психологии подразумевает два явления:

стирание информации из памяти и невозможность извлечь инфор­мацию из памяти.

Например, у человека есть друг, номер телефона которого он знает наизусть, потому что много лет ему звонит. У него нет необ­ходимости держать этот номер в своей записной книжке. И когда друг уезжает из данного города, и ему уже никогда нельзя будет позвонить по этому телефону, то номер стирается из памяти чело­века. Освобождается место в памяти для новой информации. Это первая причина забывания. А как определить: выкинута эта ин­формация из памяти или нет, или человек просто запрятал ее подальше так, что ее нет на поверхности? В особых состояниях со­знания — в предсмертном состоянии, в состоянии медитации и транса, когда происходит мощнейшая активация организма, человек может вспомнить самые разные вещи, которые были забыты им много лет назад.

Известен случай, когда служанка, жившая в доме священника маленькой девочкой, перед смертью начала говорить на латыни слова католической молитвы, не зная латинского языка.

В состоянии гипноза происходят такие же явления.

Возникает вопрос: если нет патологии мозга и его органического поражения, то может быть, вообще ничего не забывается? Этот вопрос не имеет пока окончательного ответа, он дискуссионен.

Вторая причина, по которой происходит «забывание» — это вытеснение, один из механизмов психологической защиты. Вытес­няется та информация, которая весьма травмирующа для личности.

Как работают психотерапевты с вытесненными кусками памя­ти? Самое простое — введение человека в особое состояние созна­ния, например, в состояние гипнотического транса, необязательно глубокого. Из практики известен случай с пациентом, мужчиной лет сорока, очень инфантильным, очень открытым, который мог откровенно рассказывать подробности своей семейной жизни, но который ничего не мог вспомнить из детства. Это была одна из его проблем, с которой он обратился к врачу. Психотерапевт ввел его в состояние транса и он должен был просто описывать образы, возникающие у него перед глазами. Он рассказал: «Лошадь вдет, тележка едет, мама сидит на тележке, лицо у нее красивое, дедушка очень злой, говорит: "...ты, нагуляла этого ублюдка...", мама пла­чет...» И больной все вспомнил. Оказалось, что он жил в глухой сибирской деревне с очень строгим староверским укладом жизни, отец его был неизвестен, он рос «безотцовщиной», «ублюдком», как называли в русской деревне незаконнорожденных детей. Так почему это вытеснялось из памяти, в чем была его вина? Дальше всплыло воспоминание, в котором он оскорбляет мать, обвиняя ее в том, что не может выйти на улицу, что она его родила, что он вообще живет. Таким образом, причиной вытеснения было чувство вины перед умершей матерью, которую уже нельзя воскресить и перед которой уже нельзя извиниться.

Третий фактор забывания — возраст. На сегодняшний день ученые затрудняются точно определить, с какого возраста у детей начинает работать долговременная память так, как она работает у взрослых. Предполагают, что у большинства людей она начинает работать с возраста 1,5—2 года. Все, что было до этого возраста относится к области забывания или к области ложных воспомина­ний. Вряд ли кто помнит, как он взял впервые соску в рот, как он жевал свой большой палец правой ноги.

Анамнез — это история развития жизни и болезни пациента. Когда перед врачом сидит больной и рассказывает, как развивалась его болезнь, то врач очень часто попадает в ловушку, потому что этот рассказ он воспринимает, как киноленту, на которой бесстрастно с помощью кинокамеры запечатлены какие-то события. Поэтому врач должен принять один постулат: не существует никакой объективной истории болезни, никакого объективного анамнеза. Рассказ человека о своей болезни носит всегда переконструированный, переделанный, переформированный характер, и врач имеет дело не с дословным воспроизведением каких-то событий и их развития, а с тем, что переосмыслено, перечувствовано данным пациентом. Каждый раз врач имеет дело с анамнезом, в котором что-то вытесняется, что-то искажается. Но при этом нельзя воспринимать сидящего перед собой пациента как лжеца.

Искажение анамнеза происходят потому, что в его построение вмешиваются процессы мышления: это собственная гипотеза больного о том, какое у него заболевание. И под эту гипотезу память больного собирает все, что связано у него с этим заболеванием.

Кроме того, некоторые процессы и ощущения в организме оцениваются в памяти как несущественные и незначимые, и не уходят в долговременную память. Например, одноразовое болезненное ощущение, которое больше не повторялось, забывается больным, а оно может быть для врача самым важным или единственным признаком истинного заболевания человека.

Вытесняются какие-то события и моменты заболевания, которые связаны с тем, что человек считает, что он сам виноват возникновении.

Ошибки в анамнезе могут произойти и потому, что человек «нашел» у себя симптомы, сходные с симптомами той болезни, которой он болел раньше. И он будет рассказывать все по тому клише, которое установилось в прошлый раз. И то же самое может произойти и с врачом, который тоже уберет из памяти все те моменты, которые будут расходиться с картиной прошлого заболевания. Это надо всегда учитывать во врачебной практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.