Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализация




Реактивное образование

Это еще один механизм психологической защиты. Очень часто люди, которые не умеют экономно обращаться с деньгами ведут себя следующим образом: когда в их руки попадают деньги, они тут же начинают их тратить. Складывается такое ощущение, что человек пытается лихорадочно избавиться от денег, которые заработал с большим трудом. И чем труднее они ему достались, тем быстрее он от них избавляется, вопреки законам конструктивного поведения. Это результат действия реактивного образования.

Когда больным с неврозом, проблемой которых является вспыльчивость и раздражительность, задают вопрос, что более всего их беспокоит, они часто жалуются на разные недомогания, но более всего на то, что они стали очень нервными и раздражительными, что во время серьезного разговора они могут накричатьна человека: «... я себя веду так, как раньше никогда не вел и как этот человек, в общем-то, не заслуживает. Но потом мне стыдно. Я заметил, что некоторые из людей, с которыми я работаю теперь стали провоцировать меня на эту вспышку, и когда она случается они выжидают часа два, а потом появляются с какой-то просьбой и я, чувствуя себя виноватым, не могуим отказать, чего не сделал бы в обычном состоянии». Это классический пример peaктивного образования, когда человек начинает относиться к другим людям очень эмоционально, доброжелательно, стремиться их ублажить, потому что испытывает перед ними чувство вины. Чувство вины – это то, что формирует реактивное образование. На этом построены сюжеты многих художественных произведений: в них ситуация чувства вины создается искусственно с целью манипуляции человеком.

Классическим примером механизма рационализации является логическое объяснение детей, почему они опоздали на урок. Дети составляют подробный аргументированный рассказ почему, ну никак нельзя было прийти. Очень интересны рационализации студентов, когда они объясняют почему не готовы к экзамену.

Приведем еще один пример. Женщина с приятелем ходит по магазинам, желая приобрести себе какую-то вещь. Он искренне хочет, чтобы ей удалась покупка, потому что он симпатизирует ей. Но все, что рассматривается ею, как вариант покупки, подверга­ется резкой критике с его стороны: там плохо пришита пуговица, там — неровная строчка, в другом месте — пятно, в третьем — пу­говица не того цвета. В результате женщина остается без покупки. Все это происходит потому, что этот мужчина никогда не мог позволить себе покупать вещи такого качества, но на сознательном уровне он не признается себе в этом. Он не завидует этой женщине, это защищается его психика. Механизм рационализации услужли­во включается и прикрывает это слабое место. Он включается и в том случае, если мужчине не нужно оплачивать эту покупку. Са­мому себе мужчина объясняет, что такое носить не нужно в силу рада причин.

Механизмы компенсации

Это феномен, близкий к механизмам психологической защиты, но, в отличие от них, этот феномен проявляются не на бессозна­тельном уровне человеческой психики, а на сознательном. Меха­низмы компенсации принадлежат к группе таких психических явлений, которые совершаются человеком совершенно сознатель­но для снятия некоторых психических напряжений. Это так назы­ваемые механизмы психологической компенсации.

Например, когда человек хочет избежать встречи с неприятным ему человеком, он переходит на другую сторону улицы, сделав вид, что не замечает его. Это приспособительное поведение, которое уберегает человека от излишнего напряжения.

Еще один компенсаторный прием — «прежде, чем ответить на чье-то вызывающее поведение, досчитай до десяти, а потом отве­чай», чтобы не жалеть о слетевших с языка горячих словах.

Механизмы компенсации строятся по одному из двух принци­пов: либо по принципу приближения, либо по принципу отдале­ния. В психодиагностической методике CID (дистанция межлич­ностного общения) испытуемому предлагалось мысленно помес­тить себя в центре комнаты, имеющей большое количество дверей, в которые входят разные люди, а он стоит в центре и всегда лицом к ним. Ему предлагалось остановить входящего человека на таком расстоянии, на котором было бы наиболее удобно с ним общаться. Тема общения избиралась самими испытуемым. В число таких стимулов общения был введен стимул «инопланетянин». Предпо­лагалось, что для людей с высоким уровнем тревоги этот стимул будет особенно значим как символ тревоги. Гипотеза оказалась верной. По результатам эксперимента людей можно было разде­лить на две группы: одна из них приближала инопланетянина очень близко, даже ближе, чем такой стимул, как «мать», а вторая группа очень отдаляла его и даже оставляла за дверью.

Когда обсуждались результаты этой методики, то испытуемые первой группы объясняли свой выбор так: «я специально поставил его поближе, ведь неизвестно, что он такое, чтобы каждое его действие контролировать — если он сделает, что-нибудь не то, я успею это пресечь либо отбежать. Психологическая компенсация этих людей строилась по принципу приближения.

Объяснения испытуемых второй группы были таковы: «Я отда­лил его, потому что неизвестно, чего от него ждать, всегда можно успеть удрать». Здесь психологическая компенсация строилась по принципу отдаления.

Механизмы разрядки

Рассмотрим еще один феномен психической деятельности че­ловека. Это, чаще всего, какое-то импульсивное действие, пове­денческий акт, связанный с простыми действиями, снимающими психическое напряжение. Например, удар кулаком по столу в гне­ве, жадное поглощение пищи в период психического напряжения, употребление жидкости, жевание. Основные способы психологи­ческой разрядки следующие:

1. Громкий юношеский смех. Старые люди так не смеются не потому, что они разучились радоваться, а потому что они избегают этого механизма разрядки. Тревожные и внутренне напряженные люди чаще всего гогочут, это не означает, что они не умеют себя вести, просто им сейчас страшно.

2. Другая разрядка, очень распространенная в молодежной среде — плевки.

3. Постоянное движение челюстями и щелканье семечек, оре­хов, жевание жвачки. Отмечалась закономерность — чем напря­женнее было время, чем более кризисное, тем сильнее народ увле­кался семечками. Максимум этого увлечения приходился на годы войны: люди утоляли голод и страх.

 

 

Г л а в а V

ПАМЯТЬ

Память — это накопленная информация, оказываю­щая влияние на человеческие чувства и поведение. Это информация самого разного рода: о бытовых навыках (как ходить, как бегать), об окружающем человека мире. Она всегда автобиографична и поэтому всегда субъективна. Человек помнит не абстракции, а то, что прело­милось через его психику, его душу. Он помнит свою истину.

Память, прежде всего, рассматривается как получение, сохранение и воспроизведение информации. Но в это простое определение можно добавить один очень важный момент: память обладает способностью обусловливать временное единство человеческой личности, что отно­сительно редко находит освещение в учебной литературе. Это сближает память с теми понятиями психологических защит, которые делают акцент на сохранении человеческой личности единой, не позволяя ей расщепляться, распадаться из-за противоположных мотиваций, чувств, желаний человека. Память сохраняет единство человеческой личности на протяжении всей жизни человека. Поэтому можно сказать, что получение, хранение и воспроизведение информации — это функции памяти, а сохранение единства человеческой личности — цель памя­ти, — и не просто сохранение единства самой личности, но и сохра­нение ее единства с окружающим миром, потому что человек использует не только сиюминутную информацию, но и ту, которая накоплена человечеством. Поэтому память, как и другие психические функции обеспечивает связь человека с миром, с культурой, с природой и опытом всего человечества.

Нарушения памяти, такие, как конфабуляции, то есть ложные фантастические воспоминания, которые человек предъявляет как события реальной личной жизни, являются отражением этой тенден­ции — человек воспроизводит как личное воспоминание опыт других людей. И память каждого индивидуального человека — это, прежде всего, память представителя определенной культуры. Здесь просле­живается та генеральная линия, которая характерна для всех психи­ческих функций: взаимосвязь психики с культурой, потому что накопление информации идет в рамках определенной культуры.

Получение, сохранение и воспроизведение информации прохо­дит также через призму индивидуальной культуры человека. На­пример, вспоминая пережитую когда-то в детстве сильную грозу, человек может воспроизводить это событие в рамках индивидуаль­ной культуры по-разному. В одном случае, это может быть описа­ние грозного явления природы, при котором он испытал сильные чувства, сильный страх, ощутил свою беззащитность перед приро­дой, и этот человек может вспомнить, что его интерес к физике, которой он стал впоследствии заниматься, возник именно тогда, когда ему захотелось понять, почему происходят такие природные явления. Человек с другой индивидуальной картиной мира, с другой индивидуальной культурой, вспоминая это же событие, эту же грозу (они были в разных концах одного и того же леса, и над ними пронеслась одна и та же гроза), скажет, что тогда он получил знамение — жизнь его будет необычной, яркой, — и это было зна­мение Бога. Здесь сформировалась индивидуальная религиозная картина мира этого человека. По некоторым формальным пара­метрам эти два описания будут совладать, но их смысловое значе­ние будет разным. В сохранении временного единства личности память выполняет еще одну функцию: она обеспечивает человеку наиболее привычные, наиболее ригидные, наиболее вероятные формы поведения и способов взаимодействия с миром. И это тоже важная особенность организации психики.

Каждое психическое явление нельзя оценивать с позиции «хо­рошо» или «плохо», «плюса» или «минуса». Хорошо ли, что память сохраняет временное единство личности? Несомненно. Хорошо ли, что память извлекает из своих хранилищ привычные человеку способы поведения, взаимодействия с миром и с самим собой? В каких-то ситуациях — да. Зачем создавать какие-то сложные про­блемы зашнуровывания ботинка? Можно использовать накоплен­ную человеком двигательную память, накопленный опыт чисто автоматического движения рук. Но при решении творческих задач, при решении нестандартных задач, при решении задач взаимодей­ствия с людьми и с самим собой использованные человеком ранее заученные формы поведения могут завести в тупик. Например, поведение в стандартной ситуации должно быть доведено в памяти человека до двигательного автоматизма, тогда движения его рук сами подскажут ему, что делать. Но если это экстремальная ситуа­ция, то стандартное «решение», заимствованное из хранилищ памяти, может привести к катастрофе.

Определяют три типа памяти: сенсорную, кратковре­менную и долговременную. Это три канала, в каждом из которых принимается решение: нужно ли это фиксировать дальше, необ­ходима эта информация или нет. Если решение, что эта информа­ция нужна принято в сенсорной памяти, то она поступает в крат­ковременную память, если и там принимается решение о необхо­димости информации, то тогда только информация поступает в долговременную память.

Сенсорная память — это память, которая ориентирована, в ос­новном, на человеческие рецепторы-анализаторы: органы слуха, зрения, обоняния, вкусовые рецепторы, то есть выдвинутые в мир органы, которые собирают информацию о мире, и рецепторы внутренние, которые собирают информацию о самом человеке. В сенсорной памяти сигнал держится примерно четверть секунды, например, попадает в сетчатку глаза, затем попадает в ретикуляр­ную формацию, которая принимает решение, что делать дальше с этим сигналом: или он гасится и исчезает из сенсорной памяти, или она направляет его дальше, уже в определенные зоны мозга, где он будет находиться или в кратковременной памяти или в долговременной.

В кратковременной памяти информация содержится 20 секунд, после чего она или стирается, или переводится в долговременную память. Если человек смотрит в телефонную книгу, находит там номер телефона, который нужен ему сейчас, и он не планирует, что еще будет когда-нибудь звонить по этому телефону, то, если там не отвечают и придется снова набирать этот телефон, в течение 20 секунд человек будет еще помнить этот номер. Потом ему опять придется заглядывать в телефонную книгу. Если человек может через 2—3 минуты воспроизвести этот номер телефона, то значит есть какие-то другие причины, которые обусловливают запомина­ние этого телефонного номера.

Исследования немецкого психолога Эббингауза показали, что объем кратковременной памяти равен 7 элементам. У многих наро­дов цифра 7 — магическая (семь смертных грехов в христианстве, семь ворот, через которые проходит душа к семи судьям у шумеров и т.д.). Если человеку необходимо запомнить какое-то число, кото­рое превышает семь знаков, он может просто разбить это число на семь элементов по две—три цифры. Поэтому одной из задач работы студента по запоминанию учебного материала является задача группировки или разбивки информации до варианта наиболее оптимального для запоминания. Если количество элементов в этой информации не будет превышать семи, то эта информация перей­дет из кратковременной памяти в долговременную. Например, набор цифр, который надо запомнить: 309756628114. Это сделать трудно, а вот разбив этот набор цифр на 309-75-66-28-11-4 — уже возможно. Для того, чтобы в кратковременной памяти сохранялся материал, он должен иметь небольшой объем. Например, реклама должна включать в себя число слов, ограниченное этими граница­ми, это не должен быть длинный текст. При построении фраз, когда врач работает с пациентом, его фразы для лучшего запоми­нания должны иметь хоть этот объем слов или в них может быть очень много слов, но особыми интонациями врач выделяет только семь слов. При запоминании все остальное останется шумом, а эти семь слов на фоне этого шума осядут в памяти как ключевые. Это один из принципов эриксонианекого гипноза. Можно заметить, что ораторы, которые произносят длинные-предлинные фразы часто говорят грамматически неправильно, то есть начало фразы и конец ее грамматически не совпадают, ибо во время произнесе­ния этой фразы человек забывает построение ее начала. Точно так же очень трудно запоминаются многослоговые слова, число букв в которых превышает семь, и для того, чтобы их запомнить, человек должен разбить это слово на семь каких-то элементов. Как можно удлинить срок пребывания информации в кратковремен­ной памяти? Путем повторения, что по сути является продлением снова и снова интервала пребывания в кратковременной памяти. В изучении процессов кратковременной памяти большую роль сыграла психопатология, в частности, изучение явления амнезии, то есть забывания. Это привело к выводу, что стирание информа­ции из кратковременной памяти может происходить под влиянием сильного раздражителя, сильного шока.

На этом строились эксперименты известного советского пси­холога Горбова. Перед испытуемым в окошечке возникали цифры с алгебраическими знаками «+» и «—», и он все время должен был производить непрерывное сложение или вычитание. Но в середи­не этого процесса появлялся сильный раздражитель — сильная световая вспышка, иногда сопровождаемая очень сильным зву­ком, — на этом цепочка прерывалась и отсчет начинался сначала. По сути, это экспериментальное воспроизведение антероградной амнезии.

Долговременная память имеет, как предполагается на сегодняш­ний день, безграничный объем. Ни одна, созданная на сегодняш­ний день, электронно-вычислительная машина не может сопер­ничать с человеческим мозгом по возможному объему хранения информации. Человек пользуется лишь небольшой частью этого объема. Время хранения практически безгранично, за исключени­ем патологии, когда во время болезни происходит физическое стирание информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.