КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие биоэтики
Основы медицинской этики и деонтологии. ТЕМА № 5.
Цель занятия: Студент должензнать: · определение понятия биоэтики и деонтологии, их методы; · определение понятия потребности пациентов, ее методы; · понятие морали и нравственности; понятие врачебный долг и его применение на практике; · понятие и функции общения их уровни, средства и стили. Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Всегда существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины. Медицина – наука о болезнях человека и их лечении. Этика – учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Слово «этика» произошло от греческого ethos – обычай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование. Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье. Нравственность – это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества. Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Пациент, доверяющий медицинскому работнику свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам медицинских работников и подчинялись моральным законам, традициям. Понятие «мораль» - это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права и моральных норм. Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который помогает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно. Нравственный долг – это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном – деонтологией, имеющей более узкое содержание. Врачебный долг – это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали – гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой – гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (пример: частная медицина – когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара). Четыре формы и модели «биомедицинской этики»: 1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели – «не навреди». Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом, лежать у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна. 2. Модель Парацельса (1493 – 1541 гг.) - «Делать добро», сложилась в средние века. Основное значение имеет эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. 3. Деонтологическая модель или врачебная этика, которая возникла в 1840 г. (автор Петров). Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении «кодекса чести», устанавливаемого медицинским сообществом, а также собственным разумом врача для обязательного исполнения. 4. Биоэтика – современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека». Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, возникновении науки генной инженерии, трансплантологии, появлении оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования, сексологии, эвтаназии. В отличие от деонтологической этики, где речь идет об осторожных высказываниях при пациенте «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, разумном поведении врача, заботливом, внимательном к пациенту», в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае «права плода на жизнь», правовом женщины на аборт, правом на эвтаназию. Здесь правовое сознание пациента «права на доступную смерть» вступают в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило – «не навреди», но и заповедь – «не убий». В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирании с весьма проблематичными нравственными последствиями этого для человека в целом.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |