Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деонтологические аспекты ухода за больными




Трудовая деятельность медицинского работника в стационаре оказывает большое влияние на самочувствие, настроение, выздоровление больных. Поэтому, выполняя свои профессиональные обязанности, надо соблюдать высокие этические нормы поведения при общении с больными, их родственниками, коллегами по работе. Нужно помнить о том, что отзывчивость, доброта, внимание к страдающему человеку являются основой ухода за больными. Особого терпения, выдержки, такта требует уход за тяжелыми, нередко обездвиженными людьми с парезами, недержанием мочи и кала, пролежнями пояснично-крестцовой области, которым приходится несколько раз в день проводить санитарную обработку (протирать кожу, обрабатывать раны, подмывать и т.д.), менять белье, аккуратно кормить больных в лежачем положении. В основном такие пациенты бывают одинокими, покинутыми родственниками. Медицинский работник может стать единственным человеком, который ухаживает за больным, и он особенно нуждается в милосердии, что не менее важно, чем проводимые процедуры.

К великому сожалению, иногда медицинский персонал допускает грубость, раздражительность, равнодушие к жалобам больного, корыстные побуждения. Все это – следствие недобросовестного исполнения служебного долга.

Медицинские работники отделения должны быть опрятными, чисто одетыми. Волосы аккуратно убирают под шапочку, ногти коротко подстригают. Не принято пользоваться излишней косметикой, ярким лаком для ногтей. Желательно иметь на работе сменную одежду, так как возможен контакт с инфекционными больными. С большой осторожностью следует применять парфюмерные средства, избегая духов и лосьонов с резким запахом, поскольку они могут вызвать развитие аллергии, приступа бронхиальной астмы у больных.

Особое внимание медицинский работник должен обращать на выражение своего лица. Больному приятно видеть внимание, доброжелательность и спокойствие, слышать дружелюбный негромкий голос.

Настроение и поведение больного человека в значительной степени определяются его самочувствием. Он может стать раздражительным, легко возбудимым, вспыльчивым, обидчивым, конфликтным, подавленным. При уходе за такими больными важно проявлять максимум терпения, успокаивая их, вселяя уверенность в том, что будет сделано все необходимое для улучшения состояния.

Особого внимания медицинского персонала заслуживают тяжело болеющие, умирающие больные, которые могут стать безучастными ко всему происходящему. Это чаще всего онкологические, пожилые больные, страдающие переломами шейки бедра, обездвиженные инсультами, выраженной сердечной недостаточностью. Нередко они перестают принимать пищу, говорить, выражение их лица безразличное, уставшее или грустное. Они пытаются что-то сказать о предполагаемом диагнозе и своей смерти. Беседовать с таким больным лучше всего во время проведения мероприятий по уходу за ним, при уборке его тумбочки, т.е. когда человек видит и чувствует заботу о себе. При этом беседа должна быть направлена на улучшение настроения пациента.

В работе медицинского персонала существуют определенные правила поведения. Соблюдение деонтологических норм в ежедневной работе позволяет избежать конфликтных ситуаций и недоразумений.

Медицинский работник не должен показывать историю болезни или сообщать сведения из нее больному и лицам, не имеющим прямого отношения к лечебному процессу, будь то родственники, знакомые или административные лица.

Разглашение этих сведений может вызвать у больного, его родственников и знакомых непрогнозируемую реакцию в виде тревоги, депрессии, слез, агрессии на всех окружающих и создать конфликтную ситуацию. Более того, неосторожное высказывание или поступок неблагоприятно воздействуют на психику больного и могут вызвать ятрогенное заболевание. Особую осторожность и бдительность следует проявлять с мнительными больными, которые воспринимают свои болезненные ощущения с большой тревогой, как проявление серьезного, жизнеопасного заболевания. Поэтому в беседе с больными необходимо соблюдать определенную дистанцию, которая ограждает разглашение сведений, представленных в истории болезни. При необходимости нужно вежливо сообщить больному, что информация в истории болезни предназначена только для медицинского персонала.

Существует так называемая врачебная тайна, запрещающая разглашение сведений о больном и носящая глубоко личный характер. Не принято также давать подробные сведения о состоянии здоровья больного по телефону.

В качестве примера вреда излишней болтливости, легкомыслия и необразованности можно привести драматический случай из жизни медицинской сестры гинекологического отделения, которая сообщила мужу больной об объеме выполненной операции (о полном удалении матки и яичников). Сведения эти послужили поводом его ухода из семьи. Спустя некоторое время больная предъявила судебный иск к виновнице о возмещении морального ущерба, который оценила в несколько миллионов рублей. Поэтому в любой ситуации нужно помнить о соблюдении предписанных норм поведения во избежание возможных ошибок.

Уход за больным – особый вид искусства облегчения страданий и помощи в выздоровлении человеку. Оно достойно восхищения не меньше, чем любое другое искусство. Однако медики всегда скромны, редко заявляют в полный голос о том, что они, будучи профессионалами, в своем деле, не только помогают переносить тяжелые страдания больного, но и видят гибель человека. Порой это тяжелый в моральном отношении труд, требующий огромных физических и духовных усилий, концентрации внимания, а в некоторых ситуациях бесстрашия, что всегда особенно почиталось и вызывало восхищение во все века.

 

Контрольные вопросы к лекции

    1. Дайте определение этики, нравственности и морали.
    2. Что такое нравственный и врачебный долг?
    3. Назовите 4 формы и модели «биомедицинской этики».
    4. Что такое общение, его функции и уровни общения.
    5. Назовите 10 «Да» терапевтического общения.
    6. Как Вы понимаете определение «врачебная тайна», что она включает в себя.
    7. Расскажите о деонтологических аспектах ухода за больными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.