Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка состояния спроса




Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

 

5.1. Анализ рынков сбыта [1]

 

 

Рынками сбыта произведенного молока для сельскохозяйственных предприятий являются следующие:

 

· Перерабатывающие предприятия (молочные заводы);

· Поставки на экспорт (охлажденное молоко в ближние регионы зарубежных стран, сухое молоко в Дальнее Зарубежье);

· Население.

 

Продажа молока населению, а также отпуск молока в счет заработной платы работникам сельскохозяйственных предприятий невелики и составляют, по оценкам экспертов, менее 1 % от общего объема производства молока.

 

Внешний рынок также не является основным для сельскохозяйственных предприятий. Поставки продукции на экспорт связаны для производителей молока-сырья (скоропортящегося товара) с дополнительными расходами на соответствующую обработку продукции и закупку специального оборудования и транспорта, поэтому на экспорт в основном вывозятся уже готовые молочные продукты. Кроме того, продажи молока на внешнем рынке ограничены необходимостью приоритетного удовлетворения потребностей местных перерабатывающих предприятий.

 

В последнее время в связи с ростом цен на молоко на мировом рынке, ростом потребления молочных продуктов, превышающем объемы их предложения, увеличился и экспорт белорусского молока-сырья за пределы Республики Беларусь, тем не менее, внутренний рынок остается для сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на молочном животноводстве, основным.

 

Таким образом, основным рынком сбыта молока-сырья являются местные молочные заводы. То есть спрос на молоко определяется, в первую очередь, состоянием рынка молочных продуктов: рост объемов производства молочных продуктов приводит к росту закупок молока, и наоборот.

 

Рынок молочных продуктов Республики Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь действует более 100 предприятий по переработке молока с суммарной мощностью до 5 млн. тонн в год.

 

Наиболее сильными игроками на рынке молочных продуктов являются ОАО «Савушкин Продукт» (Брестская область), ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» (торговая марка «Кобринские сыры»), ОАО «Бабушкина Крынка» (Могилевская область), ОАО «Городской молочный завод № 1» г. Минск (торговая марка «Молочная Страна»).

 

Основная часть молочного сырья, поступившего на переработку, используется, в первую очередь, на производство цельномолочной продукции и масла. Ассортимент производимой белорусскими предприятиями молочной продукции включает в себя более 700 наименований, в том числе более 300 наименований цельномолочной продукции, более 100 наименований сыров, около 30 наименований животного масла.

 

Ассортимент производимой продукции постоянно расширяется, появляются новые разновидности товаров, новые сочетания вкусов и наполнителей, разрабатываются новинки: витаминизированные молочные продукты, продукты обогащенные белком, кальцием, биоферментами, продукты на основе молочной сыворотки, молочные продукты с добавлением соков и т.п.

 

Рынок молочных продуктов Республики Беларусь

 

В таблице 13 приведены данные по динамике производства основных видов молочной продукции в Республике Беларусь за 1995 – 2008 годы.

 

Таблица 13. Производство основных видов молочной продукции в Республике Беларусь за 1996 – 2008 годы [2].

 

Наименование показателя 2000 год 2001год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008год
  Животное масло, тыс. тонн 65,1 66,7 65,1 64,3 81,6 85,0 87,6 86,2 100,6
  Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс. тонн 953,7 962,5 906,5 927,1 992,5 1122,0 1281,7 1379,2 1370,6
  Жирные сыры (включая брынзу), тыс. тонн 41,0 47,8 45,4 52,6 65,1 82,3 101,0 110,0 127,9

 

Рис. 7 Динамика производства основных видов молочной продукции в Республике Беларусь.

 

Данные показывают, что в последние годы наблюдается устойчивый рост объемов производства молочной продукции:

· Производство цельномолочной продукции в период 2001 – 2008 годы выросло на 408,1 тысяч тонн, или на 42,4 %;

· Производство животного масла в период 2001 – 2008 годы возросло на 33,9 тысяч тонн, или на 50,8 %;

· Производство жирных сыров в период 2001 – 2008 годы выросло на 80,1 тысяч тонн, или в 2,7 раза.

 

Рассмотрим производство молочных продуктов более подробно. На рис.2 представлена динамика объемов производства молочных продуктов в Республике.

Рис. 2. Динамика объемов производства молочных продуктов в Республике Беларусь (темп роста к предыдущему году (периоду) в %). [3]

 

Таким образом, в последние годы отмечается замедление темпов роста объемов производства молочной продукции, за исключением животного масла, при одновременном росте производства молока на душу населения. В начале 2009г несколько упали объемы производства цельномолочной продукции, что связывают со снижением экспорта молочной продукции в Российскую Федерацию, повышением затрат на производство и как следствие, снижение конкурентоспособности молочной продукции.

 

По данным журнала «Деньги» в 2008 году экспорт белорусских молочных продуктов превышал 1 млрд. долларов, в 2009-м в результате «молочной войны» с Россией он стал на 40% ниже.

 

Сбыт произведенной продукции осуществляется на следующих географических рынках:

· Внутренний рынок – около 60 – 65 % от объемов производства (по мнению других экспертов, около 50 %);

· Внешний рынок – в первую очередь, Российская Федерация – соответственно 35 – 40 % от объемов производства (по мнению других экспертов, около 50 %).

Российский рынок для белорусских перерабатывающих предприятий остается основным - туда направляется более 90 процентов от общего объема экспорта продукции.

 

Мнения операторов рынка относительно уровня насыщенности белорусского рынка молочных продуктов не единодушны:

· Ряд экспертов считает, что белорусский рынок молочных продуктов в настоящее время близок к насыщению (по мнению отдельных экспертов, перенасыщен);

· Другие эксперты придерживаются мнения, что рынок молочных продуктов в Республике Беларусь активно развивается и располагает потенциалом для роста, приводя в качестве аргумента рост потребления молока и продуктов из него на мировом рынке (как следствие популяризации здорового образа жизни). В новой пятилетке (2011-2015 гг) Беларусь готовится выйти на годовой экспорт молочной продукции в 2 млрд долл. США. В этой связи ведется работа над тем, чтобы нарастить поголовье молочного скота. Министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый проинформировал, что в 2011-2015 гг. планируется построить 470 новых молочных ферм и реконструировать 3 тыс. прежних.

 

По мнению экспертов, рост объемов потребления молочных продуктов в Республике Беларусь ограничен уровнем платежеспособности населения, особенно это касается новых продуктов, на которые устанавливаются наиболее высокие цены (йогурты, сыры, продукты с биодобавками). При условии роста доходов населения, активной пропаганде здорового образа жизни, можно ожидать и увеличения потребления молочных продуктов на внутреннем рынке.

 

К белорусским молочным продуктам проявлен интерес со стороны представителей таких государств, как Иран (животное масло), Ливия (сухое молоко), Корея (сухое молоко), Китай (сухое молоко), США (сухое обезжиренное молоко), Польша, Болгария, Германия, Словакия и т.п.

 

Вместе с тем, существует ряд факторов, которые могут отрицательно сказаться на положении белорусских молочных продуктов на рынках зарубежных стран:

· Трудности с поддержанием ценовой конкуренции, связанные с ростом закупочных цен на молоко и увеличением стоимости энергоносителей;

· Более низкий уровень качества белорусских молочных продуктов по сравнению с молочными продуктами других производителей того же ценового диапазона (в частности, новозеландское и австралийское молоко);

· Недостаточная активность белорусских производителей молочных продуктов в области маркетинга, продвижения, логистики;

· Мероприятия зарубежных стран, направленные на защиту местных производителей и развитие собственного производства молока-сырья и молочных продуктов.

 

Таким образом, необходимым условием конкурентоспособности белорусских молочных продуктов на зарубежных рынках является поддержание высокого уровня качества самой продукции и ее упаковки, поддержание приемлемого уровня цен, проведение маркетинговых исследований, а также активная маркетинговая поддержка (ассортиментная политика, реклама, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, работа с товаропроводящей сетью).

 

Отметим, что объемы потребления молочной продукции на отечественном рынке в 2009 году по отношению к прошлому году не претерпели существенных изменений. По прежнему, основу розничного товарооборота по маслу животному и сыру составляет продукция отечественного производства (99,3% и 97,5% соответственно).

Рынок молочных продуктов Гомельской области

 

Поскольку основным географическим рынком сбыта продукции предприятия является Гомельская область, то Гомельский рынок молочных продуктов был рассмотрен отдельно.

 

На рисунке 8 приведена структура предприятий-производителей молочных продуктов Гомельской области (находящихся в ведении Управления продовольственных ресурсов и перерабатывающей промышленности).

Рис. 8 Структура предприятий-производителей молочных продуктов Гомельской области.

Таким образом, в Гомельской области работает 12 предприятий, производящих молочные продукты (находящихся в ведении Управления продовольственных ресурсов и перерабатывающей промышленности). 9 из них действуют в рамках 2 объединений: ОАО «Молочные продукты» (3 предприятия) и ОАО «Румянцевское» (6 предприятий). Также в области работает предприятие-производитель молочных продуктов без ведомственной подчиненности – СООО «Белсыр».

 

Перечень государственных предприятий, входящих в объединение:

 

ü КУП «Базис - ПК»;

ü КУП «Ветковский молочный завод».

Перечень негосударственных юридических лиц молочной отрасли, входящих в состав государственного объединения «Гомельмясомолпром»:

1.Открытое акционерное общество «Румянцевское», включая:

1.1.частное производственное унитарное предприятие «Калинковичская маслосырбаза»;

1.2.частное производственное унитарное предприятие «Гомельская фабрика мороженого»;

1.3.частное торговое унитарное предприятие «Центр Румянцевский»;

1.4.частное производственное унитарное предприятие «Мозырские молочные продукты»;

1.5.частное производственное унитарное предприятие «Светлогорский молочный завод», включая частное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Михайловское-Агро»

1.6.частное производственное унитарное предприятие «Калинковичский молочный комбинат»;

1.7.частное производственное унитарное предприятие «Жлобинский молочный завод», включая частное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Коротковичи –Агро»;

1.8.общество с ограниченной ответственностью «Молочная компания»;

1.9.общество с ограниченной ответственностью «Румянцевские молочные продукты».

2.Открытое акционерное общество «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

3.Открытое акционерное общество «Молочные продукты», включая:

3.1.частное производственное унитарное предприятие «Полесские сыры»;

3.2.частное производственное унитарное предприятие «Речица молоко»;

3.3.частное унитарное предприятие торговый дом «Молочное кружево».

4.Открытое акционерное общество «Октябрьский завод сухого обезжиренного молока».

 

В таблице 14 приведены основные показатели, характеризующие тенденции развития рынка молочных продуктов Гомельской области.

Таблица 14. Производство и реализация молочных продуктов в Гомельской области в 2000 – 2007 годах [4].

 

Показатель                
Производство молочных продуктов
  Животное масло, тыс. тонн 7,0 6,1 7,3 7,7 9,8 10,1 11,9 11,1
  Цельномолочная продукция, тыс. тонн 140,9 140,7 117,2 109,8 109,3 122,3 136,5 156,6
  Сыры, тыс. тонн 1,1 1,2 0,8 0,8 1,4 2,4 4,4 4,6
Реализация молочных продуктов (через официально учтенные организации торговли и общественного питания)
  Животное масло, тыс. тонн 5,1 5,1 3,5 3,3 3,1 3,2 3,3 3,4
  Цельномолочная продукция, тыс. тонн - - - - - - 119,6 124,9
  Сыры, тыс. тонн 1,9 2,4 2,0 2,0 2,4 2,9 3,1 3,6

Данные показывают, что объемы производства и реализации молочных продуктов в Гомельской области характеризуются положительными тенденциями. Небольшой спад в производстве животного масла наблюдался в 2007 году. Увеличивались показатели производства и потребления молочных продуктов на душу населения Гомельской области.

 

По оценкам экспертов, тенденция роста производства молока и молочных продуктов в Гомельской области сохранится и в ближайшие годы.

 

ЧУП «Полесские сыры»

 

Предприятие входит в сырьевую зону ЧУП «Полесские сыры».

 

ЧУП «Полесские сыры» было создано в 1983 году и первоначально называлось Хойникский сыродельный комбинат. В октябре 2004 года Хойникский сыродельный комбинат и Речицкий молочный завод объединились в ОАО «Речицкие молочные продукты». В октябре 2005 года комбинат был реорганизован в ЧУП «Полесские сыры». В настоящее время ЧУП «Полесские сыры» входит в объединение ОАО «Молочные продукты» (г. Гомель).

 

ЧУП «Полесские сыры» реализует сыры твердые сычужные, сыры плавленые, масло коровье, цельномолочную продукцию, казеин. С сентября 2004 года освоен выпуск муки пшеничной хлебопекарной.

 

Вся продукция вырабатывается из натурального пастеризованного коровьего молока без добавления искусственных красителей и консервантов.

 

Более 60 % продукции поставляется на экспорт, в первую очередь, в Российскую Федерацию. Казеин экспортируется в Польшу, Германию, Америку.

 

ЧУП «Полесские сыры» – активно развивающееся предприятие, расширяющее производимый ассортимент в соответствии с потребностями рынка, внедряющее современные технологии производства, повышающее уровень квалификации сотрудников, совершенствующее систему работы с поставщиками и заказчиками.

 

Об успехах ЧУП «Полесские сыры» свидетельствуют дипломы, полученные на различных выставках: «Весна-2006 в Гомеле», «Светлогорская мозаика», «Славянское подворье» и т.п.

 

Основные требования потребителей к продукции

Потребители (молочные заводы) предъявляют следующие основные требования к закупаемому молоку:

· Содержание жира;

· Содержание белка;

· Температура (охлаждение до 10 оС).

 

Уровень качества молока, обеспечивающий его пригодность к употреблению в пищу (упомянутый ранее критерии «Пищевая безвредность»), является безусловным требованием при закупке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.