Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия между полом и гендером 1 страница




В ежегодных обращениях президента к народу приоритетное внимание уделяется потребностям народа и человеческому развитию, в том числе определяются задачи и действия по усилению основных демократических процессов, участия населения в принятии решений и предоставления гражданских свобод – главных предпосылок подлинного человеческого развития.

Идеи Национального отчета о человеческом развитии за 1999 г. нашли свое отражение в правительственной Программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000–2002 гг. /50/, а Отчета за 2000 г. – в Концепции и Программе снижения уровня бедности на 2003–2005 гг. При этом бедность во второй Программе уже понимается в широком смысле – как отсутствие возможности человеческого развития по основным его аспектам.

Отчет 2002 г. стал важным документом в разработке и принятии Государственной программы развития сельских территорий на 2003–2010 гг.

Отчет за 2004 год был посвящен цели развития тысячелетия №1: ликвидация крайней нищеты и голода «Бедность в Казахстане: причины и пути преодоления».

В 2008 году Национальный отчет был посвящен проблемам изменения климата, Национальный отчет за 2009 год был посвящен проблемам инвалидов «От изолированности к равенству: о правах инвалидов».

 

 

Лекция 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Цель: уяснить смысл и значение целей развития тысячелетия.

Ключевые слова: декларация тысячелетия, цели развития тысячелетия.

Вопросы:

1. Цели развития тысячелетия

2. Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия в Казахстане

В Декларации тысячелетия, подписанной всеми странами-членами ООН, отмечается крайне неравномерное развитие человеческого потенциала во всем мире и признается «коллективная ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне». В этом документе мировые лидеры определили комплекс общих задач, известных как цели развития на пороге тысячелетия или цели развития тысячелетия (ЦРТ):

· цель 1: ликвидация крайней нищеты и голода;

· цель 2: достижение всеобщего начального образования;

· цель 3: поощрение равенства между мужчинами и женщинами, а также расширение прав и возможностей женщин;

· цель 4: снижение детской смертности;

· цель 5: улучшение материнского здоровья;

· цель 6: борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

· цель 7: обеспечение экологической устойчивости.

Проблемы бедности, голода, ВИЧ/СПИДа и других смертельных болезней, безграмотности, изменения климата, нехватки чистой питьевой воды уже давно перестали быть проблемами отдельных стран, а представляют общую угрозу для всего человечества. По данной причине 191 страна мира взяла на себя обязательство по выполнению ЦРТ и поэтому в Декларации содержится цель, направленная на развитие международного сотрудничества для решения коллективных задач:

· цель 8: формирование глобального партнерства в целях развития.

В какой-то мере комплекс ЦРТ можно охарактеризовать как соглашение между развитыми и развивающимися странами о том, что планомерные политические, экономические и институциональные реформы развивающихся стран должны поддерживаться развитыми странами
посредством увеличения официальной помощи для развития, торговых обменов, инвестиций и облегчения бремени задолженности.

Нужно отметить, что цели развития тысячелетия не являются абсолютно новыми задачами. Многие из них были прежде приняты на различных саммитах и конференциях, проводимых ООН в 90-х годах ХХ в., и которые послужили основой для ЦРТ. Однако важно то, что приверженность к этим целям была еще раз закреплена всеми странами на
самом высоком уровне, так же как и то, что были четко определены роли и ответственность всех ключевых участников процесса, необходимого для достижения ЦРТ, – правительств, международных организаций,
граждан, частного сектора и гражданского общества.

Для 8 ЦРТ определили 18 конкретных задач, поддающихся количественному измерению и проверке целевыми показателями, на четкий промежуток времени – с 1990 по 2015 гг. Для того, чтобы поставленные задачи не стали попросту декларативными заявлениями, необходимо систематическое отслеживание их реализации.

Для мониторинга прогресса в достижении ЦРТ на глобальном и страновых уровнях, и для возможности сравнения ситуаций в разных странах и регионах был выработан общий перечень из более чем 40 индикаторов. Генеральный секретарь ООН регулярно представляет доклад Генеральной Ассамблее о международном выполнении целей развития тысячелетия. Страны также готовят отчеты о ходе реализации ЦРТ, где дается оценка вероятности их полного достижения в той или иной стране к 2015 г.

ЦРТ являются важным инструментом для продвижения человеческого развития, поскольку, во-первых, охватывая некоторые основные аспекты человеческого благосостояния, данные цели представляют собой всемирное соглашение, что влечет за собой большую подотчетность и ответственность всех вовлеченных сторон за их выполнение.

Во-вторых, индикаторы ЦРТ отражают главные процессы человеческого развития (хотя и не все) и регулярный мониторинг целей развития тысячелетия очень ценен тем, что позволяет отслеживать в разных странах существующие тенденции, достижения, пробелы, определять сферы, в которых необходимы дополнительные усилия.

В-третьих, вокруг целей уже мобилизованы самые широкие круги международной общественности – от агентств Системы ООН до стран-доноров, правительств развивающихся стран, неправительственных организаций и средств массовой информации. Активная согласованная работа разных сторон должна обеспечить реализацию ЦРТ, содействуя позитивным изменениям в вопросах человеческого развития в более широком масштабе

Подписав Декларацию тысячелетия, правительства всех стран взяли на себя ответственность за выполнение этих целей и задач перед своими гражданами и перед мировым сообществом. Теперь необходимо добиться, чтобы ЦРТ заняли центральное место среди национальных приоритетов и стратегий всех государств, как развитых так и развивающихся.

Цели предполагают значительную долю ответственности развитых стран, поскольку без выполнения ими задач цели 8 трудно представить, что отстающие страны могут достичь целей 1–Прогресс в достижении ЦРТ во всем мире идет неровно. Значительному большинству развивающихся стран удастся добиться выполнения ЦРТ только при условии, если они получат значительную поддержку извне в форме информационно-пропагандистской работы, специальных знаний и ресурсов. В этом плане ключевую роль играет ООН, ведущая работу по следующим основным направлениям.

ООН помогает интегрировать ЦРТ во все аспекты своей работы на уровне государств с учетом приоритетов, определенных каждой страной.

Сотрудники ООН и страновые группы работают в тесном взаимодействии с постоянно расширяющимся кругом партнеров, которые оказывают развивающимся странам помощь своими практическими рекомендациями и участием в разработке стратегий и программ, создании потенциала и проверке нововведений в контексте усилий этих государств по выработке своих собственных путей достижения данных целей.

2. вопрос

В 2002 г. правительство республики совместно с агентствами системы ООН, работающими в стране, выпустили первый Отчет о положении целей развития тысячелетия в Казахстане.

«Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия в Казахстане» содержит статистическую информацию и краткий обзор основных проблем, перспектив достижения ЦРТ и необходимых действий. Оценка вероятности достижения целей дана, исходя из нынешнего положения дел, и не является окончательной. В большинстве случаев при условии повышения внимания к указанным проблемам и принятии необходимых мер ситуация может значительно улучшиться.

Таблицу с кратким обзором по ЦРТ из публикации «ЦРТ в Казахстане», а также более детальную информацию по данному вопросу в государстве смотрите в приложении 1.

Принятые правительствами всех стран и активно поддерживаемые международными организациями, частным сектором, неправительственными организациями, эти цели могут и должны стать локомотивом человеческого развития во всем мире. Необходимо помнить следующее:

· ЦРТ должны рассматриваться в контексте более обширных норм и стандартов Декларации тысячелетия;

· все восемь ЦРТ и восемнадцать задач одинаково важны;

· цели взаимодополняют друг друга и обусловливают значение разработки многосекторальных комплексных программ, предусматривающих одновременное достижение каждой из целей, уделяя наибольшее внимание беднейшим и самым уязвимым группам населения;

· активное национальное участие – необходимое условие достижения ЦРТ;

· для приближения к ЦРТ нужны согласованные и интенсивные усилия всех сторон на международном и национальных уровнях;

· сотрудничество правительств с организациями гражданского общества и частным сектором выступает важной предпосылкой достижения ЦРТ;

· несмотря на то, что большая доля того, что должно быть сделано уже находится на стадии выполнения, эти вопросы все же требуют большего внимания и понимания срочности дела.

 

 

Лекция 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Цель: уяснить взаимосвязь между экономическим ростом и человеческим развитием.

Ключевые слова: экономический рост, ВВП, ВНП, спрос, предложение, распределение, экстенсивный тип, интенсивный путь, индикаторы экономического роста.

Вопросы:

1. Экономический рост как средство обеспечения достойного уровня жизни.

2. Экономический рост в РК.

1. вопрос.

В концепции человеческого развития рост доходов рассматривается в качестве одного из основных средств, способствующих расширению возможностей человека и повышению уровня благо. Экономический рост является основой роста доходов населения. Однако рост доходов недостаточен для удовлетворения многих насущных потребностей, которые выходят за границы материального благосостояния.

Экономический рост – один из важнейших процессов, отображающих поступательное развитие человеческого общества. На его базе решаются «вечные» проблемы человечества: поиск путей и форм удовлетворения потребностей, развитие науки, сохранение природы. Под экономическим ростом понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства, а долговременные изменения реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

В современной теории и практике термин «экономический рост» означает увеличение физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) или валового национального продукта (ВНП) страны. То есть экономический рост рассчитывается в процентном выражении и характеризует прирост показателя ВВП или ВНП по отношению к предыдущему году или к какому-то базовому году. При определении экономического роста показатель ВВП исчисляется в сопоставимых ценах и условиях или без учета фактора цен и других структурных изменений в расчете этого показателя.

В соответствии с официальным определением Всемирного банка валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории конкретной страны.
В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает в себя также доходы, полученные гражданами страны за рубежом, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами

В международной практике используют три метода расчета ВВП:

1) метод распределения доходов. При этом методе доходы, полученные в экономике страны, классифицируются в виде средств, затраченных на оплату труда, налогов и чистой прибыли. Расчет ВВП производится путем суммирования всех доходов в экономике – заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты;

2) метод использования доходов. Здесь полученные доходы рассматриваются с точки зрения их использования на конечное потребление и накопление. Рассчитывается ВВП суммированием всех произведенных расходов – потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта (экспорт минус импорт).

3) производственный метод – доходы исчисляются в стадии производства товаров и услуг в отраслях экономики страны путем суммирования добавленной стоимости (валовое производство минус материальные затраты), налогов и субсидий, включаемых в цену товаров и услуг.

Теоретически результат вычислений по всем трем методам должен быть одним и тем же, поскольку расходы одного участника экономических отношений всегда являются доходами для другого, так что сумма всех расходов должна быть равной сумме всех доходов.

В Казахстане, а также в других государствах СНГ базовым методом исчисления ВВП является производственный, а в развитых странах мира – метод его конечного использования на потребление и накопление. Это в основном связано с традициями сбора информации и состоянием развития рыночных отношений.

Размер ВВП исчисляется в стоимостном выражении, как правило, в национальной валюте государства и в долларах США по текущему курсу (для проведения международных сопоставлений). В соответствии с Программой международных сопоставлений ООН размеры ВВП исчисляются также в долларах США с учетом паритета покупательной способности валют (ППС).

2 вопрос.

Казахстанская экономика начала реформироваться в период глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создавать. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода, учитывающего все аспекты человеческого развития, было крайне трудно.

Социально-экономические реформы в Казахстане происходили в соответствии с политическими программами Правительства страны и на каждом этапе включали в себя различные цели и задачи.

На первом этапе (1992–1995 гг.) деятельность правительства была
направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Либерализация экономики с элементами «шоковой терапии» объективно была единственно правильным направлением для Казахстана,
который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, с января 1992 г. объявившей о либерализации экономики.

Важными достижениями в проведении первого этапа рыночных
реформ являются:

- сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

- введение национальной валюты – тенге;

- наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

- вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

- окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

На втором этапе (1996–1999 гг.) главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической ста­билизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и стагнацию предприятий. Мировой финансовый кризис 1998–1999 гг. также негативно отразился на состоянии казахстанской экономики.

Основные вехи второго этапа экономических реформ:

- принятие в 1995 г. Конституции Республики Казахстан;

- начало реализации стабилизационных программ, включающих в себя ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

- разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;

- либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;

- принятие законов о банкротстве, антимонопольной деятельности, о бюджетной системе, о Национальном банке, о нефти, о налогах и обязательных платежах в бюджет, о приватизации, о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.;

- подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

- проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформ;

- обнародование Президентом Республики Казахстан Стратегии развития «Казахстан – 2030».

Социально-экономические реформы позволили уже в 1997 г. обеспечить макроэкономическую сбалансированность и создать условия для развития реального и финансового секторов экономики.

Третий этап рыночных преобразований начинает отсчет с 2000 г. Он
ознаменован высокими темпами экономического роста, опережающим ростом инвестиций в основной капитал и укреплением финансового потенциала страны.

Важнейшими вехами этого этапа являются:

- обеспечение реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» при помощи системы экономического планирования, которая
предусматривает разработку схемы развития и размещения производительных сил. Текущие задачи решаются в годовых индикативных планах и бюджетном планировании;

- принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны;

- создание Национального фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан;

- принятие ряда государственных и отраслевых программ развития.

Для нового периода социально-экономических преобразований характерен высокий темп роста производства, сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения.

Все это определяется внутренними факторами, обеспечивающими экономический рост. Если государственная политика не считается с интересами отечественных и иностранных инвесторов, то правительство непременно будет иметь серьезные проблемы с обеспечением развития экономики. Иностранные и отечественные инвесторы будут искать наиболее выгодную для них сферу вложения своего капитала. Тем более, что в современном мире существует множество государств, которые готовы привлечь финансовые и интеллектуальные ресурсы транснациональных компаний (ТНК) и обеспечить экономическое развитие своей страны.

Исходя из этого Правительство и Национальный банк РК должны выработать меры по дальнейшему стимулированию развития производства, которые должны быть направлены:

- на обеспечение низкого уровня инфляции, поддержание реального обменного курса тенге, стимулирующего развитие экспорта;

- на страхование депозитных вкладов населения и накопление финансовых сбережений в виде золотовалютных резервов и активов Национального фонда;

- на снижение внешнего и внутреннего долга Правительства, а также дефицита государственного бюджета;

- на увеличение доли затрат государственного бюджета на государственные инвестиции;

- на проведение реформы в пенсионной и жилищно-коммунальной сфере, здравоохранении и образовании.

Другое стратегическое направление экономической политики предполагает отход в долгосрочной перспективе от сырьевой специализации и переход на качественно новый этап развития казахстанского общества, который станет возможным после проведения вышеназванных мероприятий, связанных с укреплением финансового и экономического потенциала страны.

Новое качество работы во всех направлениях должно обеспечиваться посредством поэтапного перехода на мировые стандарты, внедрения передовых достижений науки и техники.

Другими словами, все принимаемые политические решения должны рассматриваться через призму реализации долгосрочной Стратегии развития «Казахстан – 2030» и других документов, разработанных в ее рамках [6–8].

Казахстан вошел в мировую экономику как независимое государство в начале 90-х годов прошлого столетия, когда масштабы глобализации уже охватили почти все страны. Найти нишу для своих товаров и услуг на мировом рынке товаров и капитала в условиях конкуренции с ТНК очень сложно. В связи с этим выйти на мировые рынки даже для таких ликвидных товаров как нефть и цветные металлы самостоятельно было весьма непросто. Только с привлечением в Казахстан ТНК внешняя торговля стала приносить доходы, и с каждым годом они возрастают.

В мировой экономике государства с наличием большой численности населения (от 250 млн человек и выше) имеют хорошие возможности для обеспечения экономического роста за счет развития внутреннего рынка товаров, капитала и труда. Крупные страны наиболее привлекательны для средних и малых экономик, которым для развития необходимо расширить рынки сбыта своих товаров и услуг.

Страны с населением до 50 млн человек относятся к малым экономикам, и их развитие во многом определяется возможностью реализации своей продукции на других рынках. Численность населения Казахстана составляет около 15 млн человек. В связи с этим экономическое благополучие республики во многом зависит от проникновения ее товаров на другие рынки.

Однако для того чтобы на пути казахстанских товаров и капитала не возводились барьеры, мы должны открыть свой рынок для встречного потока. Открытие внутреннего рынка для импорта требует высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. К сожалению, лишь сырьевые товары (нефть, газ, цветные и черные металлы, зерно) и некоторые пищевые продукты сегодня могут составить конкуренцию импортным, а по остальным видам наша республика значительно отстает от товаров, производимых в других странах.

Тем не менее если Казахстан не откроет свой рынок для импорта товаров и капитала, то его несырьевые товары никогда не смогут быть конкурентоспособными. Невозобновляемый природный капитал со временем будет исчерпан, и экономика республики может в долгосрочной перспективе перейти из стадии развития в стадию рецессии, а затем спада. Соответственно будет снижаться и уровень человеческого развития.

Таким образом для всех стран, а особенно для малых экономик, внешний фактор является главным в части обеспечения экономического роста и повышения ИЧР.

Сегодня можно констатировать, что экономический рост в Казахстане не имеет прямой зависимости от темпов роста мировой экономики. В начале 90-х годов мировая экономика находилась в стадии роста, а казахстанская – в стадии глубокого спада. Если в 1999–2001 гг. мировая экономика имела высокие темпы развития, а с сентября 2001 г. находится в стадии рецессии, то Казахстан и другие страны СНГ имеют высокие темпы экономического роста практически во всех отраслях.

В Казахстане еще недостаточно развились рыночные отношения, особенно в отношениях между финансовым и реальным секторами экономики. Фондовый рынок до сих пор находится в начальной стадии развития и не оказывает влияния на развитие экономики.

В то же время другие внешние факторы, с некоторым запозданием от мировых процессов, значительно влияют на экономическое развитие Казахстана. Существует прямая зависимость казахстанской экономики от уровня мировых цен на нефть и металлы, от размера притока прямых инвестиций и от состояния экономического развития в России. Так, если в мировой экономике имеет место высокий уровень цен на нефть и продукты ее переработки, а также на цветные металлы, то Казахстан будет иметь положительную динамику развития. Если же произойдет резкое падение мировых цен, снизится приток инвестиций в сырьевой сектор, ухудшится платежеспособность российских потребителей, это вызовет спад в развитии отечественной экономики.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Казахстан в последние годы нашел свою нишу на мировых рынках нефти, газа и металлов. Это произошло с привлечением в страну инвестиций крупных ТНК, расширивших транспортные возможности страны по экспорту нефти, усовершенствовавших менеджмент, проведших маркетинговые исследования и обеспечивших рост объемов казахстанской продукции на мировом рынке, что стало одним из главных факторов экономического роста.

Однако нужно иметь в виду две масштабные проблемы в отношении промышленности. Производство нефти и газа сосредоточено вокруг Каспийского моря. Здесь используется сравнительно небольшое количество высококвалифицированных рабочих, которых бывает трудно найти на местном рынке труда. Бурно развивающиеся отрасли горной и горнообогатительной промышленности располагаются в определенных уголках страны и не могут предложить широкие возможности для найма рабочих из других ее частей. Другая крупная проблема заключается в том, что почти все города, обязанные своим существованием находившимся поблизости предприятиям легкой и тяжелой промышленности, никогда больше не смогут возродиться, поскольку реоптимизация внутри независимого Казахстана ни в коей мере не сопоставима с теми экономическими или оборонными нуждами СССР, диктовавшими необходимость создания и содержания подобных городов-предприятий.

В связи с этим для устойчивого развития Казахстана, которое предполагает продуктивную занятость, возможность постоянного и надежного заработка во всех регионах республики, требуется диверсификация экономики страны.

Успешность диверсификации национальной экономики зависит от:

1) развития международной и внутренней торговли;

2) улучшения доступа к знаниям и технологиям;

3) сокращения стоимости расходов малых и средних предприятий (МСП), связанных с инспекциями, лицензиями, отчетами и другими процедурами. Требуется дальнейшее изучение вопроса о том, в какой степени доступ к финансам сдерживает диверсификацию, в частности в отношении МСП [9].

Из приведенных диаграмм можно сделать следующие выводы:

· Казахстан не смог достичь уровня 1991 г. ни по показателям экономического развития, ни по показателю человеческого развития. До 1995 г. отмечался спад, затем до 1999 г. стабилизация, а начиная с 2000 г. происходит восполнение утраченных позиций;

· в 2002 г., по оценке специалистов, страна достигла уровня 1991 г. по размеру ИЧР, а в 2003 г. выйдет на объем базового года по ВВП;

· после вступления республики в стадию экономического роста на 1% прироста ИЧР приходится 7,7 прироста ВВП.

Отмечая необходимость опережающего развития человеческого
капитала, заметим, что для Казахстана весьма актуально проводить целенаправленную политику по обновлению произведенного капитала, поскольку уровень физического износа оборудования во многих видах деятельности обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и электроэнергетики составляет от 50 до 70%.

Выбор той или иной модели экономического роста для каждой страны должен осуществляться с учетом особенностей развития данной страны, наличия благоприятных предпосылок и факторов. Производительное использование накопленного человеческого капитала и стимулирование его накопления в большей степени зависят от экономических стратегий, выбираемых обществом. А конечная цель развития любого прогрессивного общества – создание условий для долгой, здоровой и благополучной в материальном отношении жизни людей. Тенденции в изменении уровня жизни, экономического роста позволяют судить, насколько эффективно общество справляется с этой задачей.

 

Лекция 5 Занятость и человеческое развитие.

Цель: уяснить понятие занятости как важнейшего условия достойного уровня жизни.

Ключевые слова: занятость, безработица, экономические активное население, экономически неактивное население, занятое население, продуктивное, социально- полезная, полная занятость, неполная занятость, рынок труда.

Вопросы:

1. Занятость в контексте ЧР. Категории занятости

2. Проблемы занятости в Казахстане. Перспективы развития в сфере занятости в Казахстане

1 вопрос

Важнейшая из всех экономических возможностей занятость, или работа, обеспечивает человека доходом, наличие которого позволяет ему получить в свое распоряжение целый ряд товаров и услуг, требуемых ему для достижения достойного жизненного уровня. В данном случае «занятость» подразумевает все способы получения средств к существованию, а не только оплачиваемую работу.

Люди ценят свою работу по многим другим причинам, помимо приносимого ею денежного вознаграждения. Работа позволяет им вносить определенный вклад в жизнь общества и реализовывать свой творческий потенциал. Она приносит широкое признание, способствующее укреплению чувства самоуважения и собственного достоинства. Работа также дает человеку возможность принимать участие в коллективных решениях и общаться с людьми.

Работа тесно связана с образом жизни, потому что, отдавая предпочтение тому или иному виду трудовой деятельности, человек тем самым определяет свой жизненный путь. Правильный выбор рода занятости открывает широкие возможности, повышая потенциал человека не только экономически, но и социально и политически. Для женщины получение дохода часто играет решающую роль в укреплении ее влияния на процесс принятия решений в семье.

Занятость с точки зрения экономических позиций – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта.

Существуют три подхода в определении занятости как общеэкономической категории:

· занятость является отражением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; рабочих мест и работников как по количеству, так и по качеству;

· занятость как процесс приложения труда, или деятельность физических лиц, приносящая им доход. При этом очень важно подчеркнуть, что эта деятельность не должна противоречить закону;

· занятость как совокупность социально-экономических и социально-трудовых отноше­ний, формирование и регулирование которых основано на законодательных и правовых нормах, трудовых соглашениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.